МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан «Влияние шума на организм»
Проект выполнила: Жесткова Виктория- ученица 6 «а» класса
Руководитель: Арефьева Юлия Валентиновна, учитель биологии и химии
Верхний Услон, 2016 год
Цель проекта:
Задачи:
проанализировать, влияние шума на здоровье и работоспособность учеников. - изучить научно-методическую литературу по проблеме влияния шума на здоровье человека; - по анкетным данным выявить отношение учащихся к различным источникам шума, а также влияние шума на их самочувствие; - провести замеры уровня шума при помощи шумомеров; - исследовать влияние музыки и шума на работоспособность учеников; - сформулировать рекомендации по снижению шума и его вредного воздействия.
Объект исследования: обучающиеся 5-6 классов МБОУ «Верхнеуслонская гимназия». Предмет исследования: уровень шума в гимназии и его влияние на работоспособность учащихся. Методы исследования: 1. изучение и анализ научно-методической литературы, 2. анкетирование учащихся 3. измерение уровня шума; 4. анализ и обобщение информации.
ШУМ
- из словаря Даля: «Шум – это всякие нестройные звуки, голоса, поражающие слух; громкие голоса, крик; стук, гул, зык, рев, громкий шорох, все, что нескладно раздается в ушах».
- из Медицинской энциклопедии: «Беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; может оказывать неблагоприятное воздействие на организм».
- из Физической Энциклопедии: «Беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры».
- из Толкового словаря Ушакова: «Звук от какого- нибудь движения, от голосов, глухие звуки, слившиеся в однообразное звучание».
- из Энциклопедии терминов, определений и пояснений строительных материалов: «Любой звук, который может вызвать потерю слуха или быть вредным для здоровья или опасным в другом отношении».
Александр Белл
Дата рождения: 3 марта 1847
Место рождения: Эдинбург, Шотландия
Дата смерти: 2 августа 1922(75 лет) или 1 августа 1922(75 лет)
Научная сфера:
учёный, изобретатель и бизнесмен
Источники звука
Естественные искусственные
Источники шума
Внешние
Внутренние
Приборы, измеряющие уровень шума.
- 1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8–12 лет.
- 2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
- 3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.
- 4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.
- 5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
- 6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
- 7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).
Меры борьбы с шумом.
1. Придерживаться «шумовой диеты». Рок-концерты, дискотеки, а также звуки, сопровождающие человека каждый день, — шум улицы, шум в столовой или на перемене вызывают у ушей стресс. Поэтому необходимо давать ушам отдых, например, совершать прогулки в лесу или у ручья.
2. На дискотеке или на рок-концерте держаться подальше от усилителей, использовать беруши (отечественные противошумные вкладыши однократного пользования из органического перхлорвинилового фильтрующего шумопоглощающего материала) и специальные пробки для защиты слуха. Кстати сказать, у большинства рок-музыкантов в ушах эти самые пробки.
3. Ограничить себя от постоянного прослушивания музыки в плеере.
4. Что касается шума в квартирах, то здесь тоже надеяться можно только на себя. Чтобы обеспечить противошумную защиту квартиры, рекомендуется установить двойные рамы и повесить двойные шторы из плотной ткани. Если же эти меры не соответствуют вашему вкусу или стилю интерьера вашей квартиры, можно решить эту проблему, покрыв стены и потолок современными звукоизолирующими материалами.
5. Снизьте уровень бытового шума с помощью следующих правил: не кричите на улице, в школе на переменах, не включайте дома максимальную громкость вашего музыкального центра и телевизора, не выставляйте колонки на балкон, для увеселения публики.
6. Окружить себя деревьями, ведь звук, ударяясь о ствол, разбивается на более мелкие, далее ударяется о землю, которая их поглощает. Лучшим стражем леса считается ель.
7. Стараться чаще выбираться на природу, куда не долетают побочные шумы цивилизации. Слушать щебет птиц, шелест листвы деревьев, пение ручьев. Психологи говорят, что тишина и естественные звуки природы необходимы человеку, перегруженному шумами большого города.
Измерение уровня шума в классных комнатах и коридорах гимназии.
№
Название помещения гимназии
1.
Уровень шума
Коридор 2 этажа во время урока
2.
Коридор 2 этажа на перемене
49 дБ
3.
4.
108 дБ
Столовая
Спортзал
75 дБ
5.
Учебный кабинет (тишина, выполнение письменной работы)
6.
81 дБ
Учебный кабинет (шум)
33 дБ
7.
88 дБ
Рекреация начальной школы
115 дБ
Анкета № 1.
• Самые шумные места в школе…
Коридор
Спортзал
столовая и учебный кабинет
• Какие виды шума в школе тебя беспокоят больше всего?....
Крики одноклассников других школьников на перемене.
- Какой шум мешает тебе?....
Крик,
Плачь,
Громкая музыка,
Транспорт.
• • В каких случаях тебе нравятся громкие звуки?....
Любимая песня,
Когда весело,
Звуки природы,
На дискотеке
• Какие меры борьбы с шумовым загрязнением ты мог бы предложить?...
Контролировать свое поведение,
Не кричать,
Сделать толстыми стены,
Сажать деревья.
• В каких случаях тебе приятны тихие звуки или просто тишина?....
когда находишься дома или устал.
Анкета № 2.
Первый вопрос: - Слушаешь ли ты музыку через наушники?
Да- 49 Нет- 7
Второй вопрос: - Включаешь музыку на перемене в школе?
Да- 27 Нет- 29
Третий вопрос: Любишь ли ты слушать музыку громко?
Да- 32 Нет- 24
Четвертый вопрос: Помешает ли тебе шум в классе во время урока?
Да- 51 Нет- 5
Пятый вопрос: Приходится ли тебе разговаривать громко на переменах, чтобы тебя услышали?
Да- 10 Нет- 46
Шестой вопрос: Бывает ли, что когда ты делаешь уроки, работает телевизор или слышна музыка?
Да- 15 Нет- 41
Седьмой вопрос: Бывает ли, что ты засыпаешь под звуки работающего в доме телевизора, когда его смотрят члены семьи?
Да- 45 Нет- 11
Восьмой вопрос: Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков?
Да- 49 Нет- 7
Девятый вопрос: Является ли шум причиной твоей усталости?
Да- 33 Нет- 23
Десятый вопрос: Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни?
Да- 29 Нет- 27
Влияние шума на работоспособность .
Минимальное количество времени, необходимое для нахождения всех слов в тишине составило 96 секунд, во время звучания музыки- 103 секунды. Максимальное количество времени, в первом случае- 216 секунд, а вовремя звучания музыки- 301 секунда.
А также… Результаты эксперимента.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!