СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние стиля семейного воспитания на формирование успешности ребёнка. Доклад

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.

Просмотр содержимого документа
«Влияние стиля семейного воспитания на формирование успешности ребёнка. Доклад»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

























Выступление на родительском собрании



Влияние стиля семейного воспитания на формирование успешности ребёнка.



















Подготовили: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Суханова Ираида Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Рябцова Наталья Викторовна



























г.Арзамас, 7 декабря 2017г.









Влияние стиля семейного воспитания на формирование успешности ребёнка.

1 слайд

Цель: оценка влияния стиля семейного воспитания на развитие ребенка.  Содействие пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способность повышения эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. 2 слайд

Задачи: 3 слайд

  • обратить внимание родителей на достоинства и недостатки семейного воспитания;

  • показать влияние стилей воспитания на формирования характера ребёнка.

Форма проведения: собрание – практикум, с элементами тренинга

Участники: администрация, учителя, родители

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  экран; бланки анкеты «Стиль семейного воспитания».

Подготовительный этап: 

Текст приглашения на собрание родителей:

«Уважаемые взрослые! Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.
Давайте внимательно посмотрим на себя. Что мы считаем любовью по отношению к себе? Мы хотим, чтобы нас понимали, принимали такими, какие мы есть, и доверяли нам. Все. Больше ничего не надо. Если это есть, то будет и забота, и нежность, и все прочие внешние проявления любви.
Являются ли для нас проявлением любви сделанные нам замечания (пусть даже справедливые, указывающие на наши недостатки)? Разве для нас это означает любовь? Нет, такое отношение мы назвали бы насилием над нами, то есть злом. Но ведь именно так мы действуем по отношению к нашим детям. Пока они маленькие, слабые, беспомощные, зависимые, они не осознают нашей неправоты. Мы для них цари и боги. Но когда они начинают подрастать, тут-то мы и видим результаты своего воспитания. Ребенок в ответ на привычное замечание родителей, может высказать обиду, рассердится, отказаться выполнять их требования. Между родителями и детьми растет стена непонимания, возникает отчуждение, конфликт…
Так вот,  чтобы избежать этих конфликтных ситуаций, мы сегодня с вами поговорим о стилях воспитания, попытаемся определить свой стиль воспитания  и найти ту золотую середину, так необходимую для правильного взаимодействия с детьми.

Уважаемые родители! Если Вы хотите научиться взаимодействовать с вашим сыном/дочерью/ без конфликтов, мы приглашаем Вас на родительское собрание, по теме: «Стили семейного воспитания», посвященному налаживанию эффективного взаимоотношения между родителями и детьми. 

Встреча состоится 7 декабря 2017г в 17-30 в актовом зале лицея.

Данный текст был передан родителям через детей за неделю до собрания. Непосредственно перед собранием классные руководители напоминают родителям о собрании.

 Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.

 План проведения

  • Введение

  • Проблемная мини-лекция «О стилях семейного воспитания»

  • Родительский практикум: Обсуждение проблемы

  • Домашнее задание для родителей

  • Рефлексия: Интервью с родителями

  • Выводы. Подведение итогов собрания.

  • Памятка для родителей: «Дети учатся жить у жизни»

Ход собрания: 4 слайд

  1. Введение Эпиграфом  сегодняшней нашей беседы будет восточная мудрость:

    «Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

      Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.

      Если ты думаешь на  век вперед – воспитай человека». 5 слайд

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 6 слайд

Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный. 

  1. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания

3. Проблемная мини-лекция «О стилях семейного воспитания»

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Воспитание не может быть хаотичным, бессистемным, так как в данном случае его просто нельзя назвать воспитанием. Научно доказано, что характер - результат семейного воспитания и формируется уже к третьему году жизни ребенка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

         На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

- генетические особенности ребенка и родителей, и их совместимость;

- традиции, на которых воспитывались сами родители;

- научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

- нравственные устои семьи.

Выделяются несколько основных стилей родительского поведения. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

7,8,9,10,11 слайды

1) Авторитарный тип семейного воспитания— это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Этому способствуют следующие причины:

- Неоправданные надежды и неудовлетворенность родителей своей семейной жизнью или детьми, эмоциональное непринятие ребенка;

- Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестко, и они автоматически переносят стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью;

- Родители считают чрезмерно значимым для себя мнение других людей об их детях и считают его основным в контролировании собственных детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком, и постоянно контролируют его поступки — диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы наказания, и они выросли «хорошими людьми».

В таких семьях дети испытывают дефицит родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они очень хорошо знают свои слабые стороны (т.к. об этом им постоянно напоминают, чтобы ребенок «знал свое место») и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Они часто говорят: «яйцо курицу не учит».

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Как результат — либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае — ощущение психологического неблагополучия

2) Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) ,12,13,14,15,16,17 слайды

Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у школьника, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. 1 18,19,20 слайды

3) Индифферентный тип семейного воспитания («безразличный тип») характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они, как правило, безразличны к его потребностям и запросам, не считают нужным обращать на них внимание. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен.

Они, как правило, непоследовательно и неумело используют методы наказания и поощрения: могут наказать ребенка и тут же поощрить, лишь бы он только не закатывал истерик и не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.

В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.

Как вы думаете, каким вырастет ребенок в данной семье?

Такие дети, как правило, не имеют собственного мнения, любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать (потому, что их просто не научили этому); зачастую, не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению.

. Слайды 21,22

4) Авторитетное воспитание (в различных источниках встречаются термины «гармоничный стиль», «демократический стиль», «сотрудничество») означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей и личную ответственность в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах.

Гармоничный стиль воспитания, естественно, формирует гармоничный тип личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте он может нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания реагирует paзумно и старается больше не нарушать порядок. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Они вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

4. Родительский практикум:

Уважаемые родители, попытайтесь определить стиль поведения в семье

Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, ведущий показывает эффективность того или иного метода.

Ситуация 1.

Отец.  Ты должен делать так, как я тебе сказал, потому что я старший и главный в доме. Ты мой сын - вот и слушай, что отец говорит.

Сын.     Пап, но послушай…

Отец. И слушать ничего не хочу! Мал еще рассуждать!

Комментарии:

  • Многие родители считают, что детям нельзя делать поблажек, что они не способны разобраться в ситуации. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку.

  • В таких случаях ребенок будет все беспрекословно  выполнять в присутствии родителей, но поступать по-своему, когда их рядом нет. Убеждение лучше чрезмерной строгости.

В данной ситуации надо сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно  все обсудим»

Ситуация 2.

Мать. Наш ребёнок должен заниматься музыкой! Когда-то я прекрасно пела, хороший слух должен достаться Маше по наследству. Жаль, что в детстве мои родители не отдали меня в музыкальную школу. Я всегда мечтала о славе и успехе, а сейчас свои таланты молодежь реализует в различных шоу-проектах. Как было бы хорошо! ..

Отец. Что- то я не заметил у дочери никаких музыкальных наклонностей. Может быть, спросим о ее желании?

Мать. Ерунда! Начнет заниматься и втянется! В этом возрасте дети еще не понимают, чего они хотят! Я не позволю упустить ей свой шанс!

Комментарии:

  • Более адекватную позицию занимает отец, который понимает, что часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, например, музыкой.

  • Пока маленькие, они слушают взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, выражают протест доступными способами- грубостью, уходом из дома и т.д.

  •  Поэтому, заботясь о том, как заполнить жизнь ребенка полезными и нужными занятиями, не стоит забывать и о его желаниях.

Ситуация 3.

Мать. Делай,  что хочешь,  мне все равно! Пора самому решать свои проблемы.

Сын.  Значит, можно не ходить в школу? У меня там проблемы с математикой

 

Комментарии

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих проступков.

  • Ребенок будет ждать, последует ли за проступок  критика.

  • Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения.

  • Если его поведение вам не нравится, можно сказать:

« Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент можешь спросить у меня совета»

 

Какие способы влияния на детей возможны?

  1. Побуждение. Поручите ребенку дело, подчеркивая, что вы уве­рены в его способностях и силах, поэтому доверяете ему важнее и полезное дело.

  2. Соблюдение ритма. Давая поручение, вы должны позаботиться о том, чтобы оно не ломало привычного ритма жизни вашего взрос­лого ребенка. Не навязывайте собственные методы выполнения поручения. Признайте право юного человека на ошибку. Всегда помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

  3. Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения - «Уважайте детей и требуй­те ответного уважения». Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними или с другими в неуважительном, оскорбительном тоне. Постоянно спрашивайте детей, что им больше нравится: уважение по отношению к ним или оскорби­тельное, унижающее достоинство личности отношение.

  4. Следующий принцип — «Воспитывайте объясняя». Воспитание на своем примере важно, но его недостаточно, т. к. дети часто окружены плохими примерами в социуме. Дети должны не только видеть, что вы ведете правильную жизнь, но и знать почему вы это делаете. Родитель не обязан быть совершенством, он может и должен признаваться в своих ошибках («Я делаю все что могу, но я не знаю всего, иногда я совершаю ошибки, но хочу передать тебе то, что узнал сам»).

  5. Также важен принцип — «Учите детей думать». После проступка спрашивайте их: «А что бы ты чувствовал, если бы кто-нибудь так же поступил по отношению к тебе?» Надо учить ребенка анализи­ровать ситуацию и ставить себя на место другого человека. Часто дети поступают плохо не потому, что они плохие. В большинстве случаев родители и педагоги не объяснили им, что так делать нель­зя, не научили уважать себя и других, думать и анализировать.

6. Домашнее задание для родителей.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

7. Рефлексия.

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

Какая часть вызвала особый интерес?

Ваши предложения и пожелания на будущее.

8. Подведение итогов собрания:

ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ: 26 слайд

— это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже.

 

Выводы: Воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. Без контроля ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. А. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям. 27 слайд

  1. В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Ключи успешного воспитания»

Памятка для родителей

Дети учатся жить у жизни

         — Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

         — Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

         — Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

         — Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

         — Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

         — Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

         — Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

         — Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

         — Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

         — Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

         — Если ребенка понимают  и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

 

10. Список литературы:

  1. ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000

  2. Захаров А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998

  3. Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006

  4. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004

  5. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007

  6. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. — М., 2002

Электронные ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru

  2. http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-pro-vospitanie.html

  3. http://www.vampodarok.com/

  4. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/stili-semeynogo-vospitaniya-0

 Проект родительского собрания

1. Рекомендовать родителям учащихся изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам семейного воспитания.

2. Выработать адекватное представление о детских возможностях и потребностях.

3. Ликвидировать такие перекосы межличностных отношений между детьми и родителями, как авторитарное подавление ребёнка, чрезмерная опека или равнодушие к проблемам детей.

4. Рекомендовать чаще давать ребенку добрые и полезные советы. Поощрять творческий подход ребенка к выполнению поручений.

5. Координировать действия семьи и школы в вопросах воспитания детей.