СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение в обучающий процесс в начальной школе УМК "Начальная школа 21века!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Начальная школа 21века" создан авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора, Натальи Фёдоровны Виноградовой.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение в обучающий процесс в начальной школе УМК "Начальная школа 21века!»

Внедрение в обучающий процесс в начальной школе УМК "Начальная школа 21 века"


Проект «Начальная школа XXI века» – создан авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора, Натальи Фёдоровны Виноградовой.
Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журовой, Н.Ф. Виноградовой)

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход.

УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению. 
Букварь. Авторы:  Журова Л.Е., Евдокимова О.А. 
- Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 
- Литературное чтение. Автор  Ефросинина Л.А. 
- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. 
- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
- Технология. Автор Лутцева Е.А.
- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Все учебники включены в Федеральные перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2016-2017 учебный год.
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. 
С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир"), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности. 
Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами, (они начинаются во втором полугодии первого года обучения). Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным направлением построения в последующих классах "Окружающего мира".

Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.

Интегрированный курс «Грамота»

Основная задача интегрированного курса «Грамота» - научить детей учиться, именно на это направлены практически все задания и учебника, и рабочих тетрадей. Дети учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка

Особенности методики обучения письму в рамках учебного комплекса.

1.Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки процессов, которые лежат в основе письма. Важно уделить внимание работе на нелинованном листе бумаги, что способствует формированию пространственной ориентации на листе, развитию движений руки ребёнка.

2. Изменение высоты строки в прописях. Детям трудно учиться писать по прописям, в которых высота линейки для строчных букв равна 4 мм т.к. рука ребёнка ещё не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти. Поэтому в рабочих тетрадях рабочая строка увеличена и разделена на две равные части по горизонтали, чтобы имелись чёткие ориентиры высоты букв. Высота строки при этом достаточна для удобного выполнения и круговых, и поворотных движений, она не сковывает их. Наиболее приемлемой является строка высотой 24 мм (12+12) для начального этапа и строка 16 мм (8+8) для этапа закрепления графического навыка.

3.Увеличение количества времени на написание печатных букв.

4.Упрощение начертания некоторых курсивных букв. Принцип, который положен в основу изменения конфигурации букв, заключается в том, что все буквы состоят из определённого набора элементов, и не стоит дублировать похожие элементы, увеличивая тем самым их количество.

5. Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв.

При этом большое внимание уделяется осознанности действий, ребёнок точно знает точку начала следующего элемента. В качестве способа соединения учащимся предлагается единый соединительный штрих, не вводятся понятия «нижнее соединение», «верхнее соединение», связность письма нескольких букв приходит по мере развития навыка письма.

В общей структуре урока обучения грамоте идёт постепенное увеличение времени, отводимого на письмо.

Литературное чтение

Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…

Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным

и постоянным праздником среди рабочих будней

А.С. Макаренко

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать — сказку, рассказ, стихотворение. Уроки слушания —это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) на уроках литературного чтения предлагается метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Жанры обозначаются фигурами:

Сказка Пословица

Рассказ Загадка

Стихотворение Басня

Темы чтения замещаются цветом:

о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

Во втором классе дети составляют модель обложки, на которой пишут фамилию автора и заголовок, а вот тему и жанр указывают «заместители». В 3-4классах можно использовать готовые модели обложек, а также рисованные обложки для повторения и сравнения изученных произведений.

Рабочая тетрадь включает разнообразные упражнения и задания к каждому произведению, помогающие первокласснику расширить свои знания, а учителю учесть уровень подготовки каждого ребенка и его возможности. Все задания читает учитель четко, определяя учебную задачу для ученика.

В тетради выделены четыре вида заданий: «Раскрась или нарисуй», «Запиши, допиши, подчеркни», «Прочитай, расскажи, выучи наизусть», «Проверь себя», которые позволят начинающим читателям овладевать читательскими умениями на уровне их возможностей, а учителю вести дифференцированное обучение.

Рубрика «Проверь себя» представлена в хрестоматии три раза: в конце первого полугодия, в конце III четверти и в конце года. Эти страницы введены для формирования умений самоконтроля и самооценки.

Уроки литературного слушания проводятся в первом полугодии 1класса два раза в неделю, во втором полугодии — один раз.

Каждый ребенок работает на уроке, на уровне своих возможностей, а условия для активной работы создает учитель.

На парте у каждого ребенка должны быть учебник, рабочая тетрадь, чистые листочки для моделирования и цветные карандаши. Урок слушания — это встреча с новым произведением, «праздник среди рабочих будней» (А.С. Макаренко).

Для эффективной работы с художественным произведением и книгой на уроках литературного чтения используется составление схематического плана.

В 1-2классах для составления плана используются «заместители». Например: Заяц — З , Волк — В , Медведь — М , т. е. «заместителем» является

печатная буква, обведенная кружочком, во 2-3классах – «ключевые» слова и назывные предложения, а в четвёртом классе учащиеся работают с различными вариантами планов.

На уроках литературного чтения постепенно формируются литературоведческие понятия. В 1-2 классах ученики определяют жанр, тему и героев произведений. В 3-4классах работают с эпитетами, сравнениями, метафорами, получают представление о таких понятиях, как темп чтения, логическое ударение, пауза, упражнение в чтении текстов с соблюдением темпа, и пауз, выделение логических ударений.

Русский язык

Содержание учебного предмета «Русский язык» в учебнике по трём блокам: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, происходит «погружение» в одну проблему – лингвистическую, орфографическую (пунктуационную) или речевую.

Обязательным компонентом каждого урока – формулировка целеполагания деятельности учащихся. В начале каждого урока следует задавать ученикам вопросы: «В каком блоке мы сегодня работаем?»

Каждый урок рекомендуется начинать с обращения к ученикам: «Сегодня у нас урок номер… Найдите его в учебнике» При этом ни в коем случае не следует называть номер страницы. Это обязательный элемент организационной деятельности учащихся, в котором реализуются требования ФГОС – обучение работе с информацией.

Значки рядом с упражнениями («Трудное задание», «Работа в паре», «Работа в группе», «По выбору») адресованы исключительно учащимся.: именно они должны самостоятельно определить, будут ли выполнять задание так, как рекомендует значок рядом с упражнением. Следует задать вопрос: «Кто из вас хочет выполнить это упражнение?», «Кто из вас хочет поработать в паре или в группе?»

Необходимо, чтобы каждый ученик в течение урока работал в зоне психологического комфорта, получал те задания и в такой форме, которые обеспечат его поступательное развитие.

При подведении итогов работы на уроке не рекомендуется предлагать ученикам демонстрировать (устно или с помощью символов) то, как они оценивают собственную работу или работу одноклассников, так как у учащихся начальной школы ещё не сформированы социокультурные представления о допустимости/недопустимости публичной оценке.

Теоретический материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает его заучивание. Необходимо разъяснить ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик.

«Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения.

Задания рубрик и упражнений предполагают проблемное обучение и включают элементы исследовательской работы и проектной деятельности учащихся.



Во 2классе со второго полугодия вводятся уроки развития речи, а в 3-4классах проводятся регулярно 1 раз в неделю.

К окончанию начальной школы ученики свободно могут выполнять фонетический, синтаксический, морфологический разборы слов.

Авторами учебника Ивановым Станиславом Викторовичем и Кузнецовой Мариной Ивановной разработаны подробные комментарии к урокам, которые помогают учителю планировать урок.

Так же к урокам русского языка разработаны тетрадь для контрольных работ и методическая разработка «Оценка достижения планируемых результатов обучения». В них описаны не только проверочные работы, но и нормы выставления оценок по каждому виду работы, что очень важно для учителя.

Текущие и итоговые контрольные работы составлены в двух вариантах, которые соответствуют базовому и повышенному уровням достижения планируемых результатов по русскому языку.

Констатирующие контрольные работы составлены на материале повышенного уровня сложности. Они оцениваются в терминах «выполнил» и «не выполнил»

Тесты составлены в двух вариантах, одинаковых по сложности.

В каждой четверти списывание представлено в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложости.1вариант , предусмотрен для учеников со слабой и средней успеваемостью. Для списывания даётся связный текст с одним-двумя орфографическими или пунктуационными заданиями.

На хорошо успевающих учеников ориентирован 2вариант списывания с несколькими пунктуационными или орфографическими ошибками.

Изложения вводятся со второго полугодия 3класса в форме текущего контроля. Изложения оценивается только одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается.

В комплексных контрольных работах используются три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развёрнутым ответом.

Окружающий мир

Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.

Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.

В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир».

«Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка. «Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка. На протяжении всего курса происходит знакомство с произведениями искусства-живописи, музыки, архитектуры, литературы.

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением.

На уроках рассматриваются темы о дружбе, составляются памятки «Законы дружбы», ребята ведут беседу на тему: «Как сделать друг другу приятно». Обсуждаются правила организации труда. Интересно проходят уроки на темы: «Внимание», «Память», «Можно ли изменить себя?» Эти уроки проходят с элементами аутотренинга и готовятся совместно с психологом.

В процессе общения с младшими школьниками учитель развивает их коммуникативные умения. На уроках окружающего мира создаются весьма благоприятные условия для того, чтобы у школьников формировались умения взаимодействовать с партнерами по учебному общению.

Какие правила должны знать младшие школьники?

1) Учись слушать партнера по общению, не перебивать его.

2) Говори сам только после того, как собеседник закончил говорить.

3) Не используй грубых, резких слов и выражений.

4) Обращаясь к собеседнику, смотри ему в глаза.

5) Для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку

По программе предусмотрено большое количество экскурсий в музеи и на предприятия, урок в спортивном зале. А урок на тему: «Умеешь ли ты есть?» мы обязательно проводим в кафе, где специалисты учат ребят сервировать стол, вести себя за столом и правильно пользоваться ножом и вилкой.

Начиная с 1 класса, большое внимание на уроке и дома уделяется практической работе. Такая форма организации обучения относится к активным: она требует от учащихся самостоятельности, собранности, внутренней дисциплине, инициативы. Дети не только смотрят, как учитель проводит опыт, но и сами принимают в этом посильное участие.