Урок литературного чтения по теме:
С. Я. Маршак, пьеса-сказка
« Двенадцать месяцев»
(4 класс)
Цели: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», определить основную идею сказки; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, музыке и живописи; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к родной природе.
Задачи:
1. Образовательная: – учить находить существенные различия видов снега в научно-
познавательном тексте;
- учить находить и объяснять сравнения как в стихотворном, так
и в прозаическом тексте.
2. Воспитательная: - воспитывать умение видеть красоту родной природы через
текст;
- воспитывать внимательное отношение к литературному слову;
- воспитывать наблюдательность;
- учить работать в группе: умение слушать другое мнение,
доказывать свою точку зрения.
3. Развивающая: - развивать культуру речи;
- расширять лексический запас школьников;
- поддерживать интерес к чтению как процессу, так и учебному
предмету.
Формы работы: фронтальная и групповая
Планируемые результаты:
Личностные: – личностное отношение к красоте зимней природы и образности
авторского слова
Метапредметные: - целеполагание;
- прогнозирование;
- саморегуляция;
- оценка и коррекция своего мнения и высказывания;
- рефлексия;
- работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);
- коммуникация (развёрнутое высказывание);
- сотрудничество при работе в группе
Предметные: - выразительное осмысленное чтение текста;
- работа по плану;
- вычленение выразительных средств в произведении (эпитеты, сравнения,
олицетворения).
Орг. момент
- Начинаем урок литературного чтения.
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать….
- Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать….
- «Мало уметь читать, надо уметь думать», повтори и объясни смысл пословицы.
- Прочитаем тему урока. Что в теме урока вам понятно, а что нет?
Подготовительная работа
- С. Я. Маршака мы в основном знаем как поэта. Всем нам знакомы такие его произведения, как: «Багаж», «Человек рассеянный» Какие произведения Вам знакомы этого автора?
- Он ещё был переводчиком, писателем, журналистом. Маршак перевёл с английского языка такие стихи: «Три смелых зверолова», «Шалтай-болтай»….
- Жанр произведения, над которым мы будем сегодня работать - пьеса-сказка. Что такое пьеса? Где мы можем найти толкование непонятных нам слов?
(Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра)
- Какие бывают сказки? О чём пишут в сказках? А какая сказка сегодня перед нами?
-Какие волшебные элементы встречаются в сказке?
-В этой сказке нам встретятся непонятные по смыслу слова. Прочитаем, в учебнике, что они означают? Как можно назвать такие слова? (устаревшие) Почему?
-Какие волшебные элементы встречаются в сказке?
– Зачем девочка пошла зимой в лес с корзинкой? Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники.
. После выполнения каждого правильного выполненного задания, мы будем срывать подснежник . Кто лучше работает, у того больше цветов в конце урока подведём итог.
- Если это пьеса, то в ней обязательно есть роли - действующие лица. Прочитаем на с.
- Нам нужно будет художественное чтение, а для этого нужно представить, какие перед нами герои: их характер, манеру говорить…
- Наши ребята подготовили сценку, из которой вы поймёте характер основных персонажей пьесы.
Работа над произведением.
- Какой вы представили девочку-королеву? Выскажите своё к ней отношение. А кому её хоть немного жаль? Почему?
Анализ отрывка.
Физ. Минутка.
-Дома вы познакомились со 2 сценой пьесы.
– Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?
– Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она? Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?
– Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?
– Выберите: добрая, ленивая, грубая, воспитанная, трудолюбивая, честная.
– Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)
-Какие волшебные слова произнёс месяц апрель найдите в тексте и прочитайте.
– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.
– Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?
Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из музыкального альбома «Времена года».
– Какие звуки вы услышали?
– Что вы представили?
– Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
Итог урока.
– С каким произведением вы познакомились?
– К какому жанру относится сказка «Двенадцать месяцев»?
– Что же такое «пьеса-сказка»?
– Что вы узнали о творчестве С. Я. Маршака?
– Чему учит нас это произведение?
– Назовите положительных героев пьесы-сказки.
– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)
– Назовите сказочные элементы этого произведения?
– Какое же задание получила Падчерица?
– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке.
Домашнее задание:
Напишите мини- сочинение, в котором сравните характер девочки-королевы и падчерицы.
- с. 71 продолжаем читать по ролям.
- Какой приказ издала королева? Как вы его оцениваете?
- Вызовем двух глашатаев, которые прочитают нам волю королевы! с. 74-75
- А теперь перед нами другая картина, с.75 учитель читает вступление.
- Перед нами сейчас появятся: старуха, её дочь и падчерица. Кто помнит, что это за персонажи? Начинаем читать.
- с. 76. О чём спорят старуха и дочь?
- с. 77. Какова была жизнь падчерицы в доме мачехи?
- Какой вы представили падчерицу? Выскажите своё мнение.
Просмотрено: 100%