СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов «Солдат войны не выбирает»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов «Солдат войны не выбирает»

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов «Солдат войны не выбирает»»

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов «Солдат войны не выбирает»

1 вед. У этой войны ещё нет своей истории. Она не написана. Но у неё есть свои свидетели, которые хотят быть услышанными.

2 вед. Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и кровью, омут,

Чтоб вставить в поэтическую строчку

Короткое название – «Бамут»…

Закрою атлас, снова открываю…

На сердце боль и тяжесть у меня,

Так вот она – та точка роковая.

Кто знал её вчера? Она – Чечня.

1 вед. Чечня… Незабываемая боль России.

2 вед. «Восстановление конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики», «ликвидация незаконных банд формирований», «антитеррористическая операция».

1 вед. Как бы не называли в официальных документах и средствах массовой информации события, происходящие на этой многострадальной северокавказской земле, есть одно-единственное точное, короткое и суровое, как выстрел, название им – война!

2 вед. На стыке двух веков – XX– XXI – обагрилась эта земля кровью. Отсюда сотнями, тысячами принимали в городах и весях России зловещий и печальный «груз 200» - цинковые гробы с останками погибших в том огне, в большинстве своём ещё совсем юнцов, тех, что по давнему образному слову фронтового поэта Николая Майорова, «ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…», армейских офицеров и солдат, бойцов внутренних войск, милицейских омоновцев, спецназавцев.

Чтец 1.         

Посвящается двадцатилетним! 
Прожившим так мало, 
Прожившим так много! 
Я словно в пропасть, в утренний туман 
Ныряю, не задерживаясь долго. 
Горит Чечня, горит Таджикистан, 
Как в сорок третьем том, горела Волга.

Чтец 3.      

Может быть, через год, через месяц, 
Через день, через час, через миг 
Мне придется судьбу свою встретить 
Оценить, что узнал, что достиг. 
Разграничить – что было и стало, 
Разделить – темноту и свет. 
Что с того, что мы прожили мало, 
Что с того, что нам двадцать лет.

1вед. Российские солдаты, шли в ожесточенные схватки с сепаратистскими отрядами и бандитами мятежного чеченского воинства без страха, с честью выполняя свой долг.

2 вед. Первая чеченская, вторая…
Но солдат судьбы не выбирает:
Дан приказ – он выполнит его.
На войне же всякое бывает:
Говорят, что лучших убивают…
И, наверно правду говорят…
Да, была  Вторая мировая,
И земля горела, выгорая,
Стар и мал застыл тогда в строю.
У «локальных войн» стезя иная,
Но и наши воины воюют, твердо  зная –
Защищают Родину свою!

1 вед. А какие до боли простые, по-мальчишески беспечные писали они письма родителям, друзьям, любимым.

Учащиеся по очереди читают письма солдат.

1 чтец. «Привет мама и папа! Пишу вам из части. Вчера, под вечер получили форму, ходили в баню. Постепенно привыкаю кашу хавать. А вот когда зарядки начнутся, вот беда будет в кирзах 43 размера. Личное время с 22 до 6 утра. Пришивали воротнички, я с ними запарился, два раза пришивал».

2 чтец. «Здравствуйте, мама и папа! У меня всё нормально, настроение хорошее. Распорядок дня дикий, не для простых смертных. Надо иметь такую выдержку и терпение, чтобы выжить. С 8 до 13 ходим строем, маршируем, тренируемся. Армию боишься намного больше, когда её не знаешь. Как я соскучился по домашней еде, хотя здесь кормят неплохо, но сладкого не дают. Здесь дни летят, ка на гражданке месяцы».

3 чтец. «Здравствуйте, мои дорогие и горячо любимые родители и братишка! Выпала долгожданная свободная минута, и я сразу беру ручку с бумагой, чтобы поговорить с вами. Вот наступил 2000 год. Праздник встретили скромно, по-солдатски. На столах тушенка, хлеб, немного конфет. И сразу вспомнил мама, твои пирожки, папкин борщ, картофельное пюре с мясной подливой. Захотелось парного молока с куском круглого черного душистого хлеба».

4 чтец. Мы здесь, значит, обещаем - мы выполним свой долг перед Родиной, и на этой земле будет мир! Дорогие мои, не переживайте за меня. Ведь я жив и здоров. Я верю, что вернусь, и мы опять будем вместе. Все мы когда-нибудь вернемся домой. Главное, чтобы вы ждали нас и сильно в это верили. А уж мы постараемся.

Пишите мне чаще, ведь я по вам сильно скучаю. Милая мамочка, я так тебя люблю. Береги себя. Не болей. Не переживай, я вернусь. Скоро вернусь. Следи за младшим братом.

Целую всех и крепко обнимаю.

Ваш сын.

2 вед. Они приехали в Чечню. Первый бой… Ранение… Через несколько дней их не стало. Они погибли в Грозном.

Песня «Письма с войны» - сёстры Слюсарь

Ученица. Дорогой мой сыночек, здравствуй! Сегодня бежала с работы домой - такое было чувство, что, наконец - то от тебя весточка пришла.

Но опять меня встретила тишина, а вместе с ней и тревога. Мы всей семьей, с тех пор, как ты, сынок, находишься в Чечне, внимательно следим за новостями. Тяжело вам, ребятки, там сейчас. Вот говорят о засадах, обстрелах, смерти таких же, как ты, не познавших жизни, юнцах. Да еще сон мне недавно снился: будто весна уже в самом разгаре, птицы щебечут, еще кое-где снег лежит, и вижу тебя на этой холодной земле. Смотришь ты в голубую высь и будто что-то сказать хочешь. Помнишь, сынок, ты в детстве любил падать на снег и смотреть в звездное небо...

Отчего-то тревожно мне вдруг стало. Сын мой, прошу тебя, береги себя, будь внимательным и осторожным. Все мы ждем тебя, сынок. Только ты возвращайся поскорее. Живым возвращайся.

Да хранит тебя Бог.







(видеоклип «Молитва матери». Говорят, ты обо мне молилась…)

1 вед. 1 марта 2000 года, в Аргунском ущелье почти полностью погибла 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка. Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до 2000 стволов.

2 вед. Главари бандитов несколько раз предлагали десантникам пропустить их в обмен на сохранение жизней. Но этот вопрос даже не обсуждался среди бойцов.

1 вед. В пять утра 1 марта, несмотря на огромные потери, бандиты ворвались на позиции роты. Гвардии подполковник Евтюхин в этой ситуации принял мужественное решение и вызвал огонь полковой артиллерии на себя. В огненном пекле сгорели сотни бандитов. Но и из наших ребят в живых остались единицы.
2 вед. Мужественно сражался каждый из 84 десантников. Впоследствии все они были навечно занесены в списки 104-го гвардейского полка, 22 десантникам присвоено звание Героев России (21-посмертно), а 63 награждены Орденом Мужества (посмертно). Одна из улиц Грозного названа именем 84 псковских десантников.

1 вед. Свой воинский долг эти почти что мальчишки, воины-десантники выполнили с честью.

(видеоклип «6 рота»)

1 чтец. Крылатая пехота
Не вышла из огня...
Прости, Шестая рота,
Россию и меня.
Погибшая, бессмертной
Ты стала наяву,
В бою под Улус-Кертом,
Как в битве за Москву.

2 чтец. Мгновенье тоньше волоска,
Оно как искорки свеченье,
Но может быстрое мгновенье
Остаться славным на века…
Одно мгновенье и во мгле
Встает заря над прахом серым,
И ты становишься примером
для миллионов на Земле.

1 вед. По официальным данным, потери российских войск в Чечне составили 4 103 человека, 1231 – пропавших без вести, пленных, 19794 – раненых.

2 вед. А по данным Комитета солдатских матерей, потери составили не менее 14 000 убитыми.

1 вед. «Как неграмотно мы исчисляем потери. Каждый убитый должен быть помножен надвое. И только эта арифметика войны будет безжалостно справедливой и безжалостно непоправимой. Войне присуще одно арифметическое действие – вычитание. Вычитание, помноженное надвое…» - так говорит военный историк Сергей Говорухин.

2 вед. За скупыми цифрами статистики остаются прерванные жизни, искалеченные судьбы, разбитые сердца.

Чтец. Дай мне руку, помоги подняться.

Мне, братишка, вновь не повезло.

Чем с боевиками мне сражаться?

Автомат мой в щепки разнесло.

Что ты умываешься слезами?

В нашей роте слабых не найти.

Что-то плохо у меня с глазами,

Дай мне руку, я смогу идти.

Пыльной тучей вертолет садится.

Ну зачем носилки, я и сам бы CMОГ.

Но его несут и прячут лица.

«Осторожней, братцы, он без ног».

1 вед. Среди погибших в Чечне и наши земляки:

(читают по очереди)

- Ермаков Денис Владимирович, уроженец деревни Воробжа, посмертно награждён орденом Мужества

- Мякотин Михаил Викторович родился и проживал в селе Дьяконово. Машина , в которой ехал Михаил была расстреляна боевиками – выжить не удалось никому

- Семенихин Алексей Викторович – погиб под населённым пунктом Шатой 16 апреля 1996 года

- Чеботарь Андрей Фёдорович – получил смертельное ранение под населённым пунктом Шатой 16 апреля1999 года, посмертно награждён орденом Мужества

Звучит метроном.

1 вед. Что это? Вы слышите?

2 вед. Это часы отсчитывают время. Время памяти…

1 вед. Памяти? А разве память бывает живой?

2 вед. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи.

1-й чтец:

«Отец, расскажи о прошедшей войне,-
Просил я, играя погоном. -
Как ты по Берлину скакал на коне
С казачьим лихим эскадроном».

2-й чтец:

Достав из кармана расшитый кисет,
Цигарку скрутив очень скоро,
Отец обстоятельный дал мне ответ,
Как бился с фашистскою сворой,
Как фрицы убили лихого коня,
Как шел сквозь военные грозы…

1-й чтец:

И долго стояли в глазах у меня
Скупые отцовские слезы.

3-й чтец:

«Отец, расскажи о прошедшей войне, -
Просил меня сын мой однажды. -
Тебя из Афгана везли на броне,
Представлен ты к ордену дважды».

4-й чтец:

Достав из платочка осколки гранат,
Где их я храню постоянно,
Я сыну сказал, что есть город Герат –
Жемчужина Афганистана.
И там, защищая Афганский народ,
Мы с «духами» насмерть сражались…

3-й чтец:

С отцом помянули погибший мы взвод
И крепко друг к другу прижались.

5-й чтец:

«Отец, расскажи о прошедшей войне, -

6-й чтец:

Мой внук обращается к сыну. -

5-й чтец:

Ведь ты воевал в этой самой Чечне,
Бандит расстрелял тебя в спину.

6-й чтец:

И сын мой поведал сынку своему,
Как пал, прикрывая солдата,
Как смерть обмануть помогали ему
Врачи полевого санбата.
Как вынес его с поля боя комбат.
И силы спасли молодые…

5-й чтец:

Три женщины, слушая, молча сидят,
Все три почему-то седые…

1 вед. У каждого поколения своя война. Великая отечественная, Афганская, Чеченская.

2 вед. 69 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, 25 лет – со дня вывода войск из Афганистана, 20 лет назад закончилась военная операция в Чечне.

1 вед. У каждого из нас есть долг. Даже если мы очень редко задумываемся над этим. Долг перед Отечеством, долг перед товарищами, долг перед собственной совестью. И русский солдат верно несёт через века свой воинский долг.

(видеоклип из к/ф «Офицеры»)

1 чтец. Кто сказал, что Родина забыта.

Кто сказал, что Русь побеждена.

Только те, кто ненавидит русских,

Только те, кто им желает зла.

2 чтец. Но пусть не надеются злодеи

Разорвать Россию на куски –

Не получится у них, им помешают,

Защитят Россию – мужики! 

3 чтец. Мужики, которые когда-то

Брали с хода крепость Измаил,

Те, кто в сорок первом под Москвою

Грудью путь врагу в Москву закрыл.

1 чтец. Эти мужики прожили жизни,

Строили в стране социализм,

А теперь часть бывшего Союза

Возродить пытается нацизм.

2 чтец. Кто поставил памятник нацистам,

Тот не слышал слова «Бухенвальд»,

Тот не погибал под Сталинградом,

В танке он под Курском не сгорал.

3 чтец. Потому обидно ветеранам

Слышать «хэнд де хох» через года,

Лишь слеза скупая навернется

После слов таких им на глаза.

1 чтец. Но переживет народ российский

Голод, униженье, бедность, гнет.

И поднимется с колен Россия,

Лучше всех на свете заживет. 

2 чтец. Я же обращаюсь к молодежи:

Чтобы быть достойными отцов

Нужно нам прислушаться сегодня

К опыту российских мужиков!