Внеклассное мероприятие по литературе
«Литературная шкатулка»
Цели: стимулировать интерес учащихся к литературе, расширить и углубить их знания в области гуманитарных дисциплин, развить навыки работы в коллективе, развитие творческих способностей учащихся, приобщение к интересным фактам в филологии.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в колледж, институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем турнир знатоков литературы среди обучающихся 1 курса. Команды будут бороться за звание победителя
Теперь я расскажу вам о правилах нашей игры. Перед вами табло, на нем -5 тем. В каждой теме по 5 вопросов. Вопросы расположены по возрастанию сложности:
1 вопрос - самый легкий, оценивается в 5 баллов, цена каждого следующего вопроса возрастает на 5 баллов. На ответ дается 30 секунд. Если команда не может ответить, то вопрос переходит противникам. Итак, начинаем игру! Для того, чтобы определить, кто начнет первый ход послушайте вопрос:
Как называлась харчевня в сказке А.Толстого «Золотой ключик»? («Харчевня 3 пескарей»)
Правильно ответившая команда приобретает право первого выбора вопроса.
Мир прекрасного | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 |
История русской литературы | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 |
Крылатые выражения | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 |
Два поэта | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 |
Пословицы | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 |
1.Конкурс «Узнай меня!»
Командам выдаются карточки, на которых написаны названия литературных произведений, а также имена писателей. Задача команд – соотнести эти карточки с портретами писателей.
1 команде: М.Ю.Лермонтов: Михаил Юрьевич, «Герой нашего времени», «Мцыри».
Н.А.Некрасов: Николай Алексеевич, «Кому на Руси жить хорошо?»,
«Дед Мазай и зайцы».
Л.Н.Толстой: Лев Николаевич, «Война и мир»
«Анна Каренина» «После бала»
2 команде:
А.С.Пушкин: Александр Сергеевич, «Руслан и Людмила» ,«Дубровский»,
А.П.Чехов: Антон Павлович, «Толстый и тонкий» ,«Чайка».
Ф.М.Достоевский: Федор Михайлович, «Преступление и наказание»,
«Братья Карамазовы».
2 конкурс «Чёрный ящик». Вы должны угадать, что лежит в ящике и кому принадлежит.
1. Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).
2. «Он в том покое поселился,\nГде деревенский старожил\nЛет 40 с ключницей бранился,\nВ окно смотрел и мух давил».\nВ черном ящике находится приспособление, с помощью которого дядя Евгения Онегина давил мух. (рюмка)
1.Этот предмет забыла Ольга Ильинская, когда приходила к Обломову на квартиру. «На другой день Захар, убирая, комнату, нашел на письменном столе этот предмет, долго разглядывал его, усмехнулся, потом подал Обломову.
— Должно быть, Ильинская барышня забыла, — сказал он.»
2. Это предмет, отправленный героиней романа Пушкина своему возлюбленному. Письмо Татьяны к Онегину.
1. В черном ящике находится то, о чем французский писатель Ги де Мопассан сказал: "Так прелестно, это безмолвное биение крыльев, белых, пестрых и черных, которые трепещут, словно попавшие в плен ночные бабочки" (ВЕЕР)
2. Что с досадой бросила Ольга на свидании с Обломовым? «Он опять пошел тихонько по той же аллее и до половины ее дошел тихо, набрел на ….., которую она сорвала и с досадой бросила.» (ветку сирени)
Куприн –гранатовый браслет
Достоевский –преступление и наказание
3 конкурс « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: - Сейчас прозвучат слова из строк известных стихотворений. Задача команд – в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
1. Что кинул он в краю родном? ( Лермонтов Белеет парус…)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
2. Я не хочу печалить вас ничем. (Пушкин. Я вас любил)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
4 конкурс. «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1) Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин)
2) Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).
3) Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).
4) «Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени. Умен, хорошо образован. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался. Что он на Кавказе у нас недавно.. Славный был малый, только немного странен.»
Ответ: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
5) «Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке. Герасим И.С.Тургенев «Муму».
6)В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным.
Чичиков Гоголь «Мертвые души»
7) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Штольц Гончаров «Обломов»
8)в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: "теперь я подожму немного губу и задумаюсь -- я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги"...
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Ольга Ильинская Гончаров «Обломов»
5 конкурс. называется «Продолжи пословицу». Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):
Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).
Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).
Кто обжёгся на молоке,( дует на воду).
Баба с возу – (кобыле легче).
Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).
Голова завита, (да делом не занята).
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).
Бодливой корове (бог рог не дает).
В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).
Ворон ворону( глаз не выклюет).
Всяк сверчок (знай свой шесток).
6 конкурс «Театральный» (изобразить походку человека) :
1 команда: - который только что хорошо пообедал;
- у которого жмут ботинки;
2 команда: - у которого начался острый приступ радикулита;
- который оказался ночью в лесу один.
7 конкурс «Загадки» ( балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ):
1. Сколько отверстий в голове? (7).
2. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна).
3. Шли рядом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое).
4. Шесть ног, 2 головы, 1 хвост – что это? (всадник на лошади).
5. Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (имя).
6. Точка с хвостиком. (запятая).
7. Ложь с намеком. (сказка).
8. Кто говорит на всех языках. (эхо).
9. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (ты спишь?) На какого героя покушались трижды, на четвертый раз он погиб? (колобок).
10. Что можно приготовить, но нельзя есть? (уроки).
11. У кого шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
12. Два брата, четыре ушка (подушка).
8 конкурс «Комната забытых вещей» (в конкурсе выигрывает та команда, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - Назовите, кому принадлежат эти вещи, предметы:
1. сердце (Данко, Горький, «Старуха Изергиль»)
2. калоши и зонтик. (Беликов, «Человек в футляре» Чехов).
3. телеграмма: «Катя помирает. Тихон». (Паустовский (Телеграмма»)
4. соль (И. Бабель «Соль»).
5. красивая кукла («Дети подземелья» Короленко. Соня).
Ведущий: - Угадайте слово по шутливой характеристике.
1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).
2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).
4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).
5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).
6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).
9 конкурс «Автобиография».
Ведущий : - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.
1 команда: Баба Яга, Карлсон
2 команда: Винни Пух, Крокодил Гена.
Пока команды пишут, звучат песни в исполнении болельщиков
10 конкурс.Ведущий называет имя писателя или поэта, просит назвать фамилию.
Александр Сергеевич ….. Пушкин
Лев Николаевич….. Толстой
Антон Павлович ….. Чехов
Сергей Александрович…. Есенин
Федор Михайлович …. Достоевский
Вильям…. Шекспир
Оноре де ….Бальзак
Джейм Фенимор… Купер
Эдгар Аллан ….По
Редьярд….Киплинг
Мигель де ….Сервантес
Чингиз…Айтматов
Вениамин….Каверин
Фазиль…. Искандер
Валентин….Катаев, Пикуль, Распутин
Расул ….Гамзатов
Василий… Шукшин
Жюль… Верн
Эрих Мария … Ремарк
Эрнест…. Хемингуэй
Игра для зрителей. Как правильно сказать:
тортЫ – тОрты она бАлуется – она балУется
красИвее – красивЕе победю – побежду – побежу (не употр. "одержу победу")
бантАми – с бАнтами ляж – ляг
звонИт – звОнит он машет – он махает