Внеклассное мероприятие «Путешествие по природным сообществам»
Данное мероприятие проводится в 7-8 классах. Этот материал знаком учащимся из курса ботаники и зоологии.
Цель мероприятия:
-формирование экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
-развитие экологического мышления;
-расширение кругозора в экологии;
-формирование познавательного интереса к биологии во внеурочное время;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
-умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии;
Метапредметные УУД:
-использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
-строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
Личностные УУД:
-повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
Для проведения викторины из каждого класса выбирается команда.
Команда выбирает из предложенного списка задания для инсценировки:
1. Отряд заблудился в еловом лесу
2.Наш целитель-сосновый лес
3.Красива дубрава, и жилья немало.
4.Кто самый главный на лугу.
5.Степь да степь кругом.
6. Издалека долго течет река Волга
7.Озеро невелико , да живности много.
8.Красива Дубрава, и жилья немало.
Команда в занимательной форме (сценка, стихи,песня,сказка) рассказывает о том,какие растения и животные населяют данное сообщество и какие взаимоотношения у живых организмов в этом сообществе.
Раздаточный материал: фломастеры,карандаши,краски)
Описание мероприятия:
Ведущий Природа русская моя-
Зимой- бела, весной — светла.
А летом краше всех,
Природа русская моя-
Луга, поля,холмы.
Прекрасней нет моей земли
С хорошими людьми.
Прекрасна да нашей страны, но много ли мы знаем о том, кто живет рядом с нами, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред?
Наше мероприятие устроено так , чтобы мы много узнали о природных сообществах, поиграли и выяснили, кто лучше всех знаком с природой нашей Родины, кто подсмотрел самые необычные случаи из жизни животных и растений.
В жизни растений , животных и человека все многократно меняется и повторяется : сменяется день ночью, после лета наступает осень, зимой природа засыпает, а весной начинается активная жизнь.
Растения служат пищей животным, травоядных животных поедают хищники, а отмершие растения и животные служат источником органических веществ для почвы. Так осуществляется и замыкается круговорот жизни.
1. Первый конкурс «Круговорот жизни».
Вам предлагается список животных и растений. Вы должны построит круговорот жизни и поставить стрелочки, в каком направлении движется ваше колесо жизни.
Каждая команда набирает 3 балла за правильный ответ, плюс 1 балл за быстроту, минусуются баллы за ошибки. 1 ошибка 1балл, плюс 1 балл - название природного сообществам. Итого 5 баллов.
Карточки с заданиями
Сосновый лес
сосна, кислица, лишайник-ксантория, вереск,кедровка,бурундук,масленок(гриб), соболь.
Луг
костер безостый,тимофеевка луговая,люцерна, клевер, медведка, белянка,ящерица, улитка, лягушка,орел, дождевой червь
Пустыня
Верблюжья колючка, полынь,саксаул,джузгун,тушканчик,ящерица, змея, орел-змееяд, насекомые: жук- навозник, саранча.
Степь
ковыль,типчак,шалфей,суслик,чабрец,заяц,лиса-корсак,орел,кузнечик,ящерица, дождевой червь
Водоем-озеро
Стрелолист, камыш,чилим-водяной орех, прудовик,плавунец, утка-кряква, скопа,ястреб,сазан,щука,рачки,зоопланктоны
Ельник
ель,черника,мох,кислица,сибирский щелкопряд, тетерев, белка, куница,клест, белый гриб
река Обь
окунь, рогоз, ряска,личинки комаров (мотыль),донные моллюски,раки, лещ.
Дуб, боярышник,терн,ландыш, рябчик,кукушка, дубовый шелкопряд, ястреб,гриб-дубовик,дождевой червь, бактерии, перегной.
Подведение итогов конкурса
Выступление о сообществе луга
2 конкурс «Головоломка»
После выступления приглашается по одному участнику от каждой команды для решения головоломки.
Задание : Читая каждую вторую букву, нужно востановить пословицу о взаимоотношениях человека и природы.
Команда первой прочитавшая пословицу, получает 3 балла, остальные-0 баллов.
ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК, ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК
(ответ: кто Землю лелеет, того земля жалеет)
выступление о сообществе ельника
3 конкурс «Лесные ягоды»
После выступления, пока жури выставляют оценки , команды выполняют задание : кто больше вспомнит и впишет в карточку названия лесных ягод?
карточка
1 | Б | | Р | | Ч | | | А | 1 | Б | | Р | | С | | Л | | Т |
2 | Ч | | Р | | М | | | А | 2 | Ж | | М | | Л | | С | | Ь |
3 | Б | | У | | Н | | | А | 3 | Б | | Г | | Л | | Н | | К |
4 | Г | | Л | | Б | | | А | 4 | Б | | Я | | Ы | | Н | | К |
5 | О | | Л | | П | | | А | 5 | С | | О | | Щ | | И | | А |
6 | Ш | | П | | В | | | К | 6 | З | | М | | Я | | И | | А |
7 | Л | | М | | Н | | | К | 7 | К | | Ы | | О | | Н | | К |
8 | Б | | Р | | А | | | С | 8 | А | | Т | | Н | | Д | | Я |
ответы
1.Бирючина 1.Бересклет
2.Черемуха 2.Жимолость
3.Брусника 3.Багульник
4.Голубика 4.Боярышник
5.Облепиха 5.Смородина
6.Шиповник 6.Земляника
7.Лимонник 7.Крыжовник
8.Барбарис 8.Актинидия
Выступление о сообществе соснового леса
4 конкурс - Викторина «Птица»
задание: кто больше знает названия птиц? (нужно вписать в карточку названия птиц)
карточка
1 | Ч | | Ж | | 1 | К | | Л | | К |
2 | С | | Ч | | 2 | Ч | | Б | | С |
3 | В | | | Ь | 3 | Ч | | Й | | А |
4 | А | | | Т | 4 | Ф | | Л | | Н |
5 | Г | | | Ь | 5 | В | | Р | | Н |
6 | У | | | А | 6 | Д | | Т | | Л |
7 | Г | | | А | 7 | Д | | О | | Д |
8 | С | | | А | 8 | С | | Й | | А |
9 | О | | | Л | 9 | С | | Р | | Ж |
10 | Г | | | Ф | 10 | Щ | | Г | | Л |
11 | У | | | Д | 11 | С | | Р | | Ч |
ответы
1.Чиж 1.Кулик
2.Сыч 2.Чибис
3.Выпь 3.Чайка
4.Аист 4.Филин
5.Гусь 5.Ворон
6.Утка 6.Дятел
7.Гага 7.Дрозд
8.Сова 8.Сайка
9.Орел 9.Стриж
10.Гриф 10.Щегол
11.Удод 11.Сарыч
Выступление о сообществе степей
Ведущий
Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают воду от грибницы.
5 конкурс «Птицы»
Задание:назовите грибы, которые растут под определенными деревьями.
Каждому участнику показывают или гриб, или дерево. Он должен назвать пару.
Ответ
1.рыжик-ель, сосна
2.рядовка-тополь, сосна
3.груздь-береза, ольха, тополь
4.подосиновик-сосона,ель, осина
5.подберезовик-береза, сосна
6.дубовик-дуб
7.моховик-сосна
8.белый гриб-сосна, ель,дуб, береза
9.масленок-сосна
Выступление команды о сообществе пустыни.
6 конкурс -Игра «найди пару»
Ведущий. Хищник всегда стремится найти жертву , а жертва- спастись от хищника. Попробуем вместе определить, какие животные находятся в паре хищник-жертва.
Задание: изобразить в виде пантомимы взаимоотношений, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица.
Карточки
1.паук-муха
2.волк-заяц
3.лиса — суслик
4.дятел-короед
5.сова-мыш
6.скопа-рыба
7. леопард-антилопа
8.рысь-лось
Выступление команды о реке
7 конкурс-Викторина «Животные в реке и у реки»
учащиеся каждой команды дают ответы на вопросы викторины.
1.Где строит дом паук-серебрянка?
2.Какое растение поднимается из воды с восходом солнца и вновь опускается на дно после захода солнца?
3.Какой грызун строит плотины на реках?
4.Мех какого грызуна считается самым ценным и дорогим?
5.Где раки зимуют?
6.Какая птица возит свое гнездо и птенцов на себе?
7.Какую птицу и как рыбаки используют для рыбной ловли?
8.Может ли утка питаться лягушками?
9.Почему паук водомерка может бегать по поверхности воды?
10.Какая птица охотится на насекомых, живущих у водных деревьев?
Ответы:
1.В воде
2.Кувшинка, Водяная лилия
3.Бобр
4.Шиншила
5.В ямах на дне реки
6.Чомга
7.Баклан
8.Нет. У нее цедильный ротовой аппарат. Питается, процеживая ил.
9. Лапки не нарушают целостности поверхностной пленки воды.
10.Брызгун. Сбивает насекомых струйкой воды. ,
Вступление команды о сообществе озера
8 конкурс-Викторина «Деревья»
задание: впишите по вертикали названия деревьев.
карточка
В | Г | О | О | П | С | Я | И | Ф | А | Ч | Л |
| | | | | | | | | | | |
Т | У | Ь | И | Х | С | Е | Ж | К | Ы | Н | М |
| | | | | | | | | | | |
А | А | А | А | А | А | Ь | Р | С | А | Р | Н |
ответы:
1.ветла 2.груша 3.ольха 4.осина 5.пихта 6.сосна
7.ясень 8.инжир 9.фикус 10.алыча 11.чинар 12.лимон
Выступление команды о сообществе дубравы.
Подведение итогов. Награждение участников мероприятия.
Ведущий.
Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы — человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!