Разработка внеклассного интегрированного мероприятия в рамках предметной декады методического объединения учителей математики, информатики, физики и технологии
Внеклассное мероприятие «Слёт эрудитов»
Предметы: математика, информатика, физика, технология
Форма проведения: интеллектуальная игра - соревнование
Цель: раскрыть красоту математики, информатики, физики, технологии, показать взаимосвязь этих наук через практическую деятельность.
Задачи мероприятия:
Повышать познавательную активность и интерес учащихся к изучаемым предметам.
Развивать речь учащихся, культуру общения и культуру ответа на вопрос.
Содействовать развитию творчества, сообразительности, смекалки учащихся, воспитанию чувства коллективизма, ответственности, самоконтроля.
Формировать интерес к приобретению новых знаний.
Оборудование: проектор, экран, презентация, реквизит для конкурсов.
Ход мероприятия:
1. Орг. момент.
2. План проведения слёта:
Обзор: «Галерея Знаменитых»
Работа секции «Математика»
Работа секции «Информатика»
Работа секции «Физика»
Работа секции «Технология»
Работа секции «Творческая мастерская»
3. Подведение итогов, награждение победителей.
Продолжительность: 1 урок
Участники: команда учащиеся 11 «А» класса – «Знатоки», команда учащиеся 10 «А» – «Всезнайки», команда учащиеся 10 «Б» – «Грамотеи».
Ход мероприятия
Организационный момент.
Приветствие ведущего. Розыгрыш названий команд. Представление команд.
Ведущий:
Наше мероприятие я начинаю словами Лины Марса:
«Образование как деньги: его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно»
и представляю Вам программу слёта:
Обзор: «Галерея Знаменитых»
Работа секции «Математика»
Работа секции «Информатика»
Работа секции «Физика»
Работа секции «Технология»
Работа секции «Творческая мастерская»
За работой нашего слёта будет следить уважаемое жюри в лице завучей нашей школы, которые в заключении встречи зачитают протокол о результатах «Слёта эрудитов»
И прежде, чем мы пройдём в «Галерею Знаменитых», я прочитаю Вам стихотворение, которое советую внимательно прослушать.
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона
Бином которого познал.
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сражённый за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт –
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он, брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев – титан,
А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»!
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика – царица всех наук»
Не зря поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть!
Но будешь ты рабочим, может, и учёным,
И будешь честно Родине служить!
А теперь выполните задание:
Заполните таблицу, записав фамилии известных учёных, многие их которых прозвучали в прочитанном стихотворении. (Слайд 9)
Команды выполняют задание и сдают карточки членам жюри, а затем проверяют свои ответы по эталону. (Слайд 10)
Ведущий:
А теперь я приглашаю принять участие в работе секции «Математика», где Вас ждут
«Мешок» задач» и «Математическая викторина»
Конкурс «Мешок» задач»
В «Мешке задач» находятся тексты 12 интересных логических задач, которые команды выбирают, назвав номер задачи, в порядке очереди. Право первого ответа принадлежит команде выбиравшей задачу. В случае неверного ответа право ответа за командой, которая первой подняла руку. За каждый правильный ответ команды получают жетон, которые в конце конкурса сдают членам жюри.
Чем бег отличается от ходьбы? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните, что бег может быть медленнее, нежели иная ходьба, и что бывает даже бег на месте.
В больницу города Кукуева направляли всех пострадавших в результате несчастных случаев в городе. Больше всего было водителей и пассажиров, пострадавших в ДТП. Чтобы уменьшить их число, городские власти сделали обязательным пользование ремнями безопасности. Водители и пассажиры стали пристегиваться этими ремнями, но число ДТП осталось неизменным, а число пострадавших в них людей, которые поступали в больницу, даже увеличилось. Почему?
У дороги на посту стоят два часовых. Один смотрит в одну сторону дороги, а другой – в противоположную, но при этом они видят друг друга. Как такое может быть? Варианты с отражениями и т.п. – исключены.
Имеется круглое глубокое озеро диаметром 200 метров и два дерева, одно из которых растет на берегу у самой воды, другое – по центру озера на небольшом островке. Человеку, который не умеет плавать, нужно перебраться на островок при помощи веревки, длина которой чуть больше 200 метров. Как ему это сделать?
Человек живет на 17-м этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-нибудь из соседей с ним едет в лифте. Если погода хорошая и он один в лифте, то он едет до 9-го этажа, а дальше до 17-го этажа идет пешком по лестнице… Почему?
Люди, приезжавшие в одну деревушку, часто удивлялись местному дурачку. Когда ему предлагали выбор между блестящей 10-рублевой монетой и мятой сторублевой купюрой, он всегда выбирал монету, хотя она стоит вдесятеро меньше купюры. Почему он никогда не выбирал купюру?
Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему исполнится 20 лет. Как такое может быть?
Один король хотел сместить своего премьер-министра, но при этом не хотел его слишком обидеть. Он позвал премьер-министра к себе, положил при нем два листка бумаги в портфель и сказал: «На одном листке я написал «Уходите», а на втором — «Останьтесь». Листок, который вы вытащите, решит вашу судьбу». Премьер-министр догадался, что на обоих листках было написано «Уходите». Как же, однако, умудрился он при этих условиях сохранить свое место?
Один джентльмен, показывая своему другу портрет, нарисованный по его заказу одним художником, сказал: «У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца».
В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
В одном классе ученики разделились на две группы. Одни должны были всегда говорить только правду, а другие — только неправду. Все ученики класса написали сочинение на свободную тему, которое должно было заканчиваться фразой: «Все, здесь написанное, правда» или «Все, здесь написанное, ложь». В классе было 17 правдолюбцев и 18 лжецов. Сколько получилось сочинений с утверждением о правдивости написанного?
Сколько у вас было всего всего прапрадедушек и прапрабабушек?
(Ответы:
Бег отличается от ходьбы не скоростью движения. При ходьбе наше тело все время соприкасается с землей какой-нибудь точкой ног. При беге же бывают моменты, когда тело наше совершенно отделяется от земли, не соприкасаясь с нею ни в одной точке.
Пользование ремнями безопасности уменьшило число погибающих при ДТП. Многие люди, которые без ремня безопасности погибли бы (и попали бы в морги), оставались в живых, но получали травмы, и им требовалось лечение. Поэтому число попадающих в больницу стало больше.
Хотя часовые смотрят в противоположные стороны, стоят они не спиной к спине, а лицами друг к другу.
Привязав веревку одним концом к дереву, растущему на берегу, необходимо обойти озеро с натянутой над водой веревкой и привязать второй конец веревки к тому же дереву. В результате между деревьями будет натянута сдвоенная веревка для переправы на остров.
Этот человек – лилипут, и до кнопки 17-го этажа дотягивается только зонтиком или просит кого-нибудь нажать на эту кнопку
Он был вовсе не глуп: он понимал, что, пока он будет выбирать десятирублевую монету, люди будут предлагать ему деньги на выбор, а если он выберет сторублевую купюру, предложения денег прекратятся, и он не будет получать ничего.
Если нынешний день 1 января, а День Рождения у Пети 31 декабря. Позавчера (30 декабря) ему было еще 17 лет, вчера (31 декабря) исполнилось 18 лет, в нынешнем году исполнится 19 лет, а в следующем 20.
Премьер-министр вытащил листок бумаги и, не глядя на него, скатал из него шарик — и проглотил. Поскольку на оставшемся листке стояло -Уходите-, то королю пришлось признать, что на проглоченном листке значилось -Останьтесь-.
На портрете изображен сын этого джентльмена.
Кнопка первого этажа.
Все правдолюбцы верно утверждали, что все написанное ими — правда, но и все лжецы ложно утверждали, что все написанное ими — правда. Таким образом, все 35 сочинений содержали утверждение о правдивости написанного.
У каждого человека 2 родителя, 2 бабушки и 2 дедушки, 4 прабабушки и 4 прадедушки, 8 прапрабабушек и 8 прапрадедушек).
Конкурс «Математическая викторина».
Ведущий:
Готовясь к мероприятию, я нашла для себя незнакомую информацию, которой хочу поделиться с Вами:
Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания
Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина». Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа» .
Виктор — лат. победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы.
Командам выдаются тексты викторин, которые по истечении запланированного времени сдают членам жюри.
Математическая викторина 10-11 класс
Вопрос | Ответ |
1 | Можно ли считать равными прямоугольные треугольники, если у них соответственно равны гипотенузы? | |
2 | Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой сегодня день? | |
3 | Сумма и произведение четырех целых чисел равна 8. Что это за числа ? | |
4 | Буквы разбиты на группы следующим образом: 1 группа: А, Д, Л, М,П,Т,Ф,Ш. 2 группа: В,Е,З,К,С,Э,Ю. 3 группа: Ж,И,О,Х,Н 4 группа: Б,Г,Р,У,Ц,Ч,Ь,Ы,Я. Требуется определить принцип, по которому произведена эта разбивка. | |
5 | Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? | |
6 | Каких два натуральных числа, если разделить большее из них на меньшее, дают в результате столько же, сколько получится при их умножении? | |
7 | Из слова «АРИФМЕТИКА» нужно составить как можно больше слов. | |
8 | Сколько треугольников изображено? | |
9 | Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. | Вопрос | | 1 | VII + III = V | | 2 | V = II = VIII | | 3 | VI = X + I | | 4 | VII = IV + I | | | |
10 | Перед вами девять равных квадратов, составленных из спичек. Уберите 4 спички так, чтобы получилось пять равных квадратов и не осталось ничего лишнего. | |
Ответы:
Вопрос | Ответ |
1 | Можно ли считать равными прямоугольные треугольники, если у них соответственно равны гипотенузы? | Нет |
2 | Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой сегодня день? | Среда |
3 | Сумма и произведение четырех целых чисел равна 8. Что это за числа ? | 1, 1, 2, 4 |
4 | Буквы разбиты на группы следующим образом: 1 группа: А, Д, Л, М,П,Т,Ф,Ш. 2 группа: В,Е,З,К,С,Э,Ю. 3 группа: Ж,И,О,Х,Н 4 группа: Б,Г,Р,У,Ц,Ч,Ь,Ы,Я. Требуется определить принцип, по которому произведена эта разбивка. | буквы, включенные в первую группу, обладают осевой симметрией (и только осевой симметрией), причем ось симметрии у них вертикальна. Буквы второй группы обладают осевой и только осевой симметрией, но ось симметрии у них горизонтальна. Буквы 3 группы обладают центральной симметрией. Буквы 4 группы - несимметричные фигуры. |
5 | Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? | 3 |
6 | Каких два натуральных числа, если разделить большее из них на меньшее, дают в результате столько же, сколько получится при их умножении? | Большим числом будет любое натуральное число, а меньшим – единица. |
7 | Из слова «АРИФМЕТИКА» нужно составить как можно больше слов. | Акр Камера Кит Мера Мир Рама Риф Тик Ферма Ар Кара Кифара Мерка Миф Рама Рифма Тир Фирма Арка Карат Крем Метка Мрак Река Тара Тиф Фрак Арфа Карта Мак Метр Рак Ритм Тариф Фа Икра Катер Марка Метрика Ракета Ритмика Тема Фара |
8 | Сколько треугольников изображено? | 20 |
9 | Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. | Вопрос | | 1 | VII + III = V | | 2 | V = II = VIII | | 3 | VI = X + I | | 4 | VII = IV + I | | | | Вопрос | Ответ | 1 | VII + III = V | VII –III=IV или VII + III = X | 2 | V = II = VIII | X = II + VIII | 3 | VI = X + I | VI = V+ I | 4 | VII = IV + I | VII = V + II | |
10 | Перед вами девять равных квадратов, составленных из спичек. Уберите 4 спички так, чтобы получилось пять равных квадратов и не осталось ничего лишнего. | |
Ведущий:
А теперь я приглашаю принять участие в работе секции «Информатика», где Вы должны справиться с кроссвордом, показав знания в области информатики.
Ответы:
Ведущий:
А теперь я приглашаю принять участие в работе секции «Физика», где нас ждёт уже знакомый нам профессор Смекалкин в своей лаборатории, но прежде он приготовил эрудитам вопрос:
«Что это такое? И как получить такую красоту из летней детской забавы?» (Слайд 15)
(Ответ на вопрос:»Мыльный пузырь»)
А теперь пройдёмте в опытную мастерскую, для проведения
Опыта № 1: «Шарик – йог»
Опыта № 2 : «Волшебный стакан».
Провести опыт и объяснить физическую составляющую получившегося результата.
Шарик-йог
Этот опыт объясняет, как индийским йогам удаётся спать на гвоздях и ходить по стёклам. В этом опыте настоящим йогом может стать хрупкий воздушный шарик.
Понадобится: воздушный шарик, ножницы, картон, кнопки.
Описание опыта
Надуваем несильно шарик и завязываем его.
Боковой стороной опускаем шарик на острие гвоздей и слегка надавливаем на него.
Шарик не лопается.
Объяснение опыта
Если мы прикоснёмся кнопкой к шарику и не будем давить, то шарик не лопнет. Но стоит приложить небольшое усилие — шарик лопнет. А если мы приложим шарик к множеству кнопок, то, чтобы шарик лопнул, нам потребуется приложить гораздо большее усилие, так как оно распределится уже не на одну кнопку, а на множество. Именно поэтому индийские йоги могут спать на гвоздях и ходить по стёклам.
Материал для проведения эксперимента: обычный стеклянный стакан; листочки бумаги; вода из водопроводного крана; ёмкость, над которой проводить опыт.
Описание эксперимента.
На столе устанавливаем ёмкость для того, чтобы вода, которая может вылиться из стеклянного стакана, не разлилась на стол.
Вопрос: «Как сделать так, чтобы вода, налитая в стакан, при его перевёртывании не вылилась?»
Объяснение опыта
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует на лист бумаги с большей силой, чем вес воды в стакане.
Ведущий:
А теперь я приглашаю принять участие в работе секции «Технологии» в рубрике «Звёздный фейерверк вопросов»
Вопросы, задаются по 20 штук, с использованием слова «Дальше…» в случае отсутствия ответа.
Ткани из каких волокон обладают наилучшими теплозащитными свойствами? (из волокон шерсти)
Плоскостное контурное изображение форм одежды, отражающих её моду называется …. (силуэт)
Тесто приготовленное без дрожжей называется … (пресным)
Греет ли нас шуба? (Нет. Сохраняет тепло)
Он бывает стойкой, а так отложной и даже меховой? (воротник)
Какое полотнище в прямой юбке больше – переднее или заднее? (переднее)
Капрон синтетическое или искусственное волокно? (синтетическое)
С какой стороны располагается застежка – молния у юбки? (с левой)
Со стороны какого желобка вставляется нить в машинную иглу? (со стороны длинного желобка)
Профессия человека, прислуживающего за столом. (официант)
Какую ноту кладут в суп? (соль)
Старинная женская крестьянская одежда, платье без рукавов. (сарафан)
Этот продукт с тарелки принято брать руками, а не вилкой. (хлеб)
Маленькая тарелочка, на которую ставят стакан или чашку. (блюдце)
солонка – это посуда для… (соли)
Оконная занавеска. (штора)
Одноглазая старушка узоры вышивает. (иголка)
Что такое ложка? (столовый прибор)
Это надо есть, чтобы стать большим и сильным. (каша)
Из чего делают подсолнечное масло? (из подсолнуха)
Куда попадает пища в первую очередь. (в рот)
Поджаренная лепешка из мясного фарша. (котлета)
Суп рыбака. (уха)
Чего в шкафу больше – одежды или платьев? (одежды)
Из чего папа Карло сделал головной убор для Буратино? (из носка)
Электроприбор для глажения. (утюг)
Аккуратно смотанные нитки. (клубок, моток)
Холодный суп. (окрошка, свекольник)
Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? (селедка)
Чего на кухне больше посуды или тарелок? (посуды)
Мясо после прохождения мясорубки. (фарш)
Очень большое пирожное. (торт)
Суп из капусты. (борщ, щи)
Бывает черной, красной, баклажанной, грибной. (икра)
Что получится, если мелко порезать овощи и заправить их майонезом? (салат)
Посуда для хранения варенья. (банка)
Застежка на манжете (запонка)
Он любит падать маслом вниз. (бутерброд)
Матросская майка. (тельняшка)
Мелкие стеклянные цветные бусинки. (бисер)
Нитки для вышивания. (мулине)
Кто шьет платья. (швея)
Булочка с творогом (ватрушка)
Ты положи себе под ушко, предмет зовущийся.. (подушкой).
Пчелиная продукция. (мед)
Что бывает бесплатно в мышеловке? (сыр)
Висячий светильник. (люстра)
Настенный светильник. (бра)
Висит болтается всяк за него хватается? (полотенце)
Наука о приготовлении вкусной и здоровой пищи? (кулинария)
Как называется изменение деталей одежды и их художественное оформление? (моделирование)
Какое русское блюдо является символом одного из небесных светил? (блины; они символизируют солнце).
Название фрукта во множественном числе, тождественное названию боеприпасов (гранаты).
Подготовка стола к приему пищи. (Сервировка)
Крупа из проса. (Пшено)
Как называется разогретый жир для обжаривания полностью погруженного продукта. (фритюр)
Этот кутюрье считал, что женщина тогда прекрасна, когда она естественна, его девиз – “Платье должно сделать женщину счастливой”. Но он же “заставил” женщину ходить на высоких каблуках. Его именем названа парфюмерная фабрика. (Христиан Диор)
В какой стране впервые стала создаваться мода? (в Италии )
Род маленьких пирожков с мясом, употребляемых в вареном виде. (пельмени)
Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (манекен)
Ведущий:
А теперь я приглашаю принять участие в работе секции «Творческая лаборатория», где мы с Вами познакомимся с некоторыми математическими играми. (Слайд 18).
Задание: Используя шаблоны игр «Танграм», «Колумбово яицо», «Волшебный квадрат», «Листи», создайте галерею фигур, которые члены жюри будут фиксировать, переводя их в баллы. По условиям игры все фигуры должны быть использованы и наложение фигур запрещается.
Подведение итогов и награждение команд.
Ведущий:
Завершая наш слёт , я хочу преподнести Вам несколько пожеланий:
Желаю Вам свои силы удвоить, и даже утроить !
Желаю Вам объём своих знаний возвести в третью степень!
Желаю Вам извлекать только положительный корень из всех неудач и промахов!
В ваших критических точках пусть будет максимум успехов и минимум неудач!
Смотрите на мир через призму и доброты гуманности!
Плохое настроение и грубость умножьте на ноль!
Удачи во всех ваших начинаниях!
Спасибо за участие!
До новых встреч!