ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
(сценарий игры)
Цели : способствовать формированию интереса к химии , развивать творческие способности учащихся , создавать условия для самовыражения.
Оформление зала и сцены : над сценой гирлянды разноцветных шаров , плакат с названием «3вездный час» , на сценах зала – серебристые и жёлтые звёзды.
Ход игры.
Игра проводится среди школьников 9-х-10-х классов. Выбирается 6 игроков. В жюри – 5 человек. Зрители делятся на 6 групп поддержки. В перерывах между конкурсами – задания для групп поддержки. «Звездный час» ведут юноша и девушка (учащиеся 11-х классов).
Тур. Угадайте металл.
У каждого участника таблички с символами алюминия , золота , свинца , железа , вольфрама , кальция , меди. Ведущие задают вопросы. После вопроса участники поднимают табличку с символом элемента. Жюри фиксирует правильные ответы:
Ведущие: Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзойдён,
В кислоте без растворенья
Может содержаться он.
Что бы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворяться
В «царской водке» целиком.
(золото)
В тринадцатой квартире
Живу, известный в мире
Как проводник прекрасный,
Пластичен, серебрист.
Я мягкий, ловкий, ковкий.
Сверкало в упаковке,
Обернуты конфеты
Блестящею фольгой,
Для плиток шоколада
Меня немало надо,
А раньше был я очень дорогой.
(Алюминий)
Какой тугоплавкий металл входит в состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200г. Можно вытянуть проволоку длиной в 80 км.
(Вольфрам)
О каком элементе идёт речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящими и будущими судьбами человечества»
(Железо)
Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из - висячие сады Семирамида – орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных из этого металла. Этот металл используется для получения типографических сплавов, сплавов для изготовления пуль и дроби.
(Свинец)
ЗАДАНИЕ 1(группам поддержки)
Придумайте слова, имеющие отношение к химии, начинающиеся на букву…
1 группа – о 3 группа – р 5 группа – к
2 группа – а 4 группа – н 6 группа – в
Образец:
Слова на букву «д» - диломит, дюралюминий, диссоциация, дисахариды, держатель и т.д.
Пока участники игры отвечают на вопросы первого конкурса, группа поддержки каждого участника придумывает слова.
Ведущий: Какие же слова составила каждая группа поддержки?
Каждое придуманное слово принесёт участнику игры дополнительные очки.
Члены группы поддержки называют слова Жюри ведёт учет набранным очкам. Участник, набравший меньше всех очков 1 туре, выбывает из игры.
ЗАДАНИЕ 2(группам поддержки) Члены группы поддержки получают карточки с заданиями ( шарады, метаграммы, логогрифы)
Я – газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
Слог первый – это божество,
Река - вот слог второй. (Радон)
Первый мой слог означает крушение,
Крохотен слой мой второй.
Рождаюсь я только в зелёных растениях.
Отгадайте-ка, кто я такой? (Крахмал)
Я- металл, меня ты знаешь ,Мощь огромная во мне.
Но если «б» ко мне подставишь,
То землю скрою в темной мгле. (Уран – Буран)
Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть,
Если Л на Д заменят
То в металл я превращусь ( Мель - Медь)
В свободном виде он всех убивает.
Если соединить, то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнём,
То дружно со всеми песню споём. (Хлор - Хор)
Нота плюс Женское имя,
А целое будет … (Резина)
II Тур.
Ведущий: Перед вами карточки с именами учёных: Дмитрий Иванович Менделеев, Михаил Васильевич Ломоносов, Сергей Васильевич Лебедев, Антуан Лавуазье, Владимир Иванович Вернадский, Александр Порфирьевич Бородин. Отвечая на наши вопросы, игроки поднимают соответствующие карточки.
Кому из учёных принадлежат эти слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»?
(В.М.Ломоносов)
Этого учёного назвали Ломоносовым XX века, Он писал: «Круговорот химических элементов невозможен был бы без живых организмов». Как фамилия этого ученного?
(В.И. Вернадский)
Какому учёному принадлежат слова: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»?
(Д.И. Менделеев)
Врач и химик, поэт, музыкант, и композитор, написавший оперу. Найдите среди портретов изображение этого человека.
(А.П. Бородин)
Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения окисления, дыхания. Во время Великой французской революции по суду революционного трибунала был гильотирован. О каком учёном идёт речь?
(А. Лавуазье)
Ведущий: Сумели ли вы разгадать загадки, которые вам загадали?
Задание 3 (группам поддержки)
Назовите вещества, формулы которых приведены на карточке.
Какие из этих веществ применяются в быту?
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Группы поддержки создают ответы жюри. Жюри учитывает ответы и выставляет баллы. Участник, набравший меньше количество баллов, выбывает из игры. Остаётся 4 участника.
III тур. Угарный газ
Ведущий: перед вами на карточках названия различных газов: аргон, хлор, фтор, азот, углекислый газ, сероводород.
О каких газов пойдёт сейчас речь? Поднимайте карточки.
22 апреля 1915 г. мир узнал о новом виде оружия – химическом.
Вблизи г.Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Антанты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идёт речь?
(Хлор)
Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остаётся, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба плавает, т.е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ извлекают?
(Аргон)
Жил был кислород. И был он таким сильным, что с кем ни встретится, сразу окисляет. Назвали кислород окислителем. Ходит кислород по таблице Менделеева и со всеми в реакции вступает. Стал он хвастливым, заносчивым, решил, что нет в химическом мире никого сильнее него. Да ошибся. Есть, оказывается, в таблице элемент посильнее него. Что это за вещество?
(Фтор)
Какой газ в переводе с латинского языка обозначает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78%.
(Азот)
Этот газ встречается в вулканических газах, растворён в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц.
(Сероводород)
Газ , о котором идёт речь , бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лёд. Он используется в огнетушителях.
(Углекислый газ)
После III тура из игры выбывают 2 учащихся, набравших меньшее число баллов.
ЗАДАНИЕ 4 ( Группам поддержки)
Название этого химического элемента входило в состав названия сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер?
(Бор-забор)
Какой химический элемент состоит из названий двух животных?
(Мышьяк)
В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов.
(Хром, бром)
Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
(Платина)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал
И там пропал.
(Сахар)
Белый зайчик прыгает по черному полю.
(Мел)
Название этого химического элемента происходит от названия страны , занимающей II место по численности населения в мире?
(Индий)
В состав какого металла входит дерево?
(Никель)
IV тур. Занимательная химия.
Ведущий: Знаете ли вы названия химических элементов?
Финалисты записывают на листочках бумаги названия химических элементов. Через 3 минуты учащиеся зачитывают названия элементов. Побеждает тот, у кого больше записано названий.
ЗАДАНИЕ 5(группам поддержки)
Этот элемент алхимики обозначили тонким серпиком Луны и называли лунным металлом. Это металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей.
Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, даже при длительном состоянии, и ее называют . Что за металл.
(Серебро)
Хрупкое вещество желтого цвета, легко плавится. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. О каком элементе идёт речь?
(Сера)
Назовите города бывшего Советского Союза, носящие название металлов.
(Никель - в Мурманской обл. , Марганец – город в Днепропетровской обл.)
Какие химические элементы связаны с названием животных (Мышьяк, Актипий)
Какие известные вам 2 газа неядовитые, однако, в них гибнут животные?
(Углекислый газ, азот)
Названия каких элементов связанны с астрономией?
(гелий - Солнце, мелен – Луна, меллур – Земля, уран – Уран, нептуний – Нептун, плутоний – Плутон палладий - астероид Паллада.)
После игры со зрителями дается задание командам : 1-й команде – назвать элементы, которые начинаются на букву «а» ; 2-й команде назвать элементы, которые начинаются на букву «к»
Подведение итогов. Награждение победителя.