СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие «Славная осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Славная осень»»


















































Проведён в 3-В классе.

Учитель: Евсеенкова А.Б.






Цель: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира, а также учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.

Материалы к занятию:

силуэты деревьев; кленовые листья желтого и красного цвета; сетка для кроссворда; овощи (помидор, кабачок, морковь, лук, чеснок, картофель, огурец); конверты с загадками; карточки со славянскими названиями осенних месяцев; чистые листы бумаги, фломастеры; пирог.

Занятие начинается с обращения учителя:

— Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен... Впрочем, вы сейчас сами определите его тему.

1-й ученик.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

2-й ученик.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу.

Догадались, о чем пойдет речь? Конечно же об осени, прекрасной поре. А какие вызнаете осенние месяцы?

Учащиеся называют осенние месяцы и рассказывают о происхождении названия каждого из них (домашнее задание).

Сентябрь от латинского слова сэптэ-бэр — седьмой. Новый год у древних римлян начинался с 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.

В старину славянские названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы. Этот месяц наши предки называли хмурень, рюен, ревун, вересень. (Карточки крепятся на магнитную доску.)

Хмурень — дни короткие, тучи плотно кроют небо.

Рюен — желтый цвет.

Ревун — ветряная погода.

Вересень — цветение вереска.

Октябрь — десятый месяц в году. Образовано от латинского слова окто, что значит восемь.

Почему же десятый, а не восьмой месяц назвали октябрем? Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем. На Руси этот месяц называли грязник, листобой, хлебник. (Карточки крепятся на магнитную доску.)

Хлебник — полны закрома, убраны все поля.

А почему грязник и листобой? Попробуйте объяснить сами.

Ноябрь получил название от латинского слова новем, что значит девять. В народе ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.

Итак, начинаем игру.

Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выбирайте любой кленовый лист.

Учащиеся выбирают листья красного и желтого цвета.

— Команда Красного листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа — слева.

1-й конкурс. Назвать слова на тему «Осень».

Команды по очереди называют слова на тему «Осень». Побеждает команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса — кленовый лист, который приклеивается на заранее приготовленное из бумаги дерево.

2-й конкурс. «Узнай овощи».

От команды выходят по одному ученику. Им завязывают глаза.

Учитель.

Однажды хозяйка с базара пришла,

Хозяйка с базара овощей принесла.

Угадайте, какие овощи она принесла?

Ученики ощупывают овощи руками и называют его.

За каждый правильный ответ команда получает кленовый лист и приклеивает его на свое дерево.

3-й конкурс. Загадки.

Представители команд выбирают конверты «Лесные загадки от Осени».

Учитель.

Сосны, елки, березы, клены...

Это лес — он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?


Чей это дом?

К загадке первой мы идем...

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселен.

Народ веселый, трудовой

Охотно дом построил свой...

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не устают...

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

Бусы на опушке

Сколько бус рассыпано

На лесной опушке!

Девочки-подружки

Соберут их в кружки.

Трудятся, стараются

Девочки проворные,

Потому что вкусные

Эти бусы черные!


Хвастун-обманщик

Нам издали красная шляпа видна

Лесного обманщика-хвастуна.

Ему к нам в корзинку

Попасть не придется,

Пусть мухам на гибель

В лесу остается!


Грибы на сосне

Может быть, вы поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут...

Надеты на ветки маслята, опята...

Кто же их на зиму сушит, ребята?


Крокодил-малютка

Мальчик по лесу бродил:

— Ой, смотрите, крокодил!

Что за чудо? Что за шутка?

Крокодил совсем малютка!

Как тот мальчик ни старался,

Крокодила не поймал.

Только хвост в руке остался,

Крокодил в траву удрал.

Знаешь, как зовут его — крокодильчика того?



Загадки читает каждая команда по очереди. Если команда затрудняется дать ответ, ей помогает команда-соперница.

За каждый правильный ответ команда получает кленовый лист для своего дерева.




4-й конкурс. Мы рисуем осень.

От каждой команды выходят по одному «художнику». Они выбирают лист с заданием.

1-е задание: нарисовать осень, листопад, прекрасную погоду.

2-е задание: нарисовать осень, сильный ветер, дождь.

Команда должна по рисунку своего художника угадать задание. За правильный ответ команда получает кленовый лист для дерева.


5-й конкурс. Стихи об осени.

Конкурс проводится, пока «художники» выполняют задание.

Победителя выбираем по аплодисментам.


6-й конкурс. Какого цвета осень?

Это вы узнаете, отгадав кроссворд (на доске рисунок).

За каждый правильный ответ — кленовый лист на дерево.

1. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки.)

2.Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь.)

3.Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)

4.Осенью ночью намного холоднее, чем днем; воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса.)

5.Это явление похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман.)

6.Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий лед, а затем и вся река покрывается льдом. Как это называется? (Ледостав.)

7.Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как они называются? (Стаи.)



Встреча с осенью заканчивается словами: «Весна красна цветами, а осень пирогами». Учащиеся накрывают столики салфетками и пьют чай с пирогами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!