СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Понятие «внеурочная деятельность». Актуальность и преимущества внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Более расширенный кругозор.
Новые навыки, которые обязательно пригодятся в жизни.
Проводится работа по социализации детей.
Классный коллектив становится более цельным, сплоченным.
У детей остается меньше свободного времени на репродуктивную деятельность, их досуг становится более продуманным.
Появляется возможность посещать бесплатные кружки, приобретая дополнительные знания и навыки.
Организовано рациональное питание, что особенно важно для тех детей, чьи родители во внеурочное время заняты.
Для внеурочных занятий приобретается дополнительное оборудование, которое впоследствии может быть использовано на обычных уроках.
Несмотря на столь очевидные плюсы внеурочных занятий педагоги отмечают также и ряд неудобств и даже пагубно сказывающихся общем процессе обучения ребенка моментов:
У ребенка останется немного времени для того, чтобы пообщаться со сверстниками и друзьями.
На дополнительные занятия уходит слишком много времени.
Дети оказываются перегружены.
Воспитательная функция семьи существенно сокращается, что негативно сказывается на социализации ребенка в целом.
Отсутствие подготовленного персонала.
Недостаточно специально подготовленных помещений, оборудования для проведения качественных занятий.
2.Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010.
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) - РАО.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.- М.: «Просвещение», 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: «Просвещение», 2010.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (от 26 ноября 2010 г. № 1241).
Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 06.10.2009 г., № 373.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 19993.
Приказ Минобрнауки РФ № 1241 от 26.11.2010 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. №373».
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. №761нг.
3.Условия и требования к организации внеурочной работы.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Требования стандартов к организации внеурочной деятельности школьников:
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.
- Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
-Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.
-Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность
- познавательная деятельность
- проблемно-ценностное общение
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- художественное творчество
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
- трудовая (производственная) деятельность
- спортивно-оздоровительная деятельность
- туристско-краеведческая деятельность.
4.Критерии эффективности результатов внеурочной работы
Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность.
К ним относятся:
Самоопределение.
- формирование основ гражданской идентичности личности
- формирование картины мира культуры
- развитие Я-концепции и самооценки личности.
Смыслообразование
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности
Нравственно-этическая ориентация
- формирование единого образа мира при разнообразии культур
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
- знание основных моральных норм
- формирование моральной самооценки
-развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Для диагностики данных критериев есть методики, но некоторые из них рекомендуется применять с 9 лет
Но, проанализировав полученные таблицы, мы пришли к выводу, что таким образом мы диагностируем эффективность всей воспитательной работы. Считать, что продуктом внеурочной деятельности являются сформированные у детей личностные качества и ценности не совсем корректно. По крайней мере, она не является единственным фактором личностного развития ребенка. Большим развивающим потенциалом обладают сложившиеся в детском коллективе эмоционально-психологические отношения, сформированный в классном и школьном сообществе уклад жизнедеятельности.
5.Типы организационных моделей внеурочной деятельности.
Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности:
1.модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или)
муниципальной системы дополнительного образования детей);
2. модель «школы полного дня»;
3. оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения);
4. инновационно-образовательная модель.
Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала
внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями
дополнительного образования детей.
Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и
включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и
другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием
детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения
профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
В качестве второй составляющей может выступать «узловая» модель, когда
учреждение дополнительного образования детей становится посредником между
различными организациями и учреждениями, специалисты которых используют
материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для
обучающихся общеобразовательных учреждений.
В последнем случае необходимо предусмотреть либо возможность организации подвоза
обучающихся, либо краткосрочного проживания в интернате при блочно-модульной
реализации учебного курса.
.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для
успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая
питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все
имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-
организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-
логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный
руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами (приказ
Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических
рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»), в частности:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
!!! Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых
расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и
методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и
организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной
(экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального,
муниципального или институционального уровня.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых
образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие
общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального
педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования,
научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и
(или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-
методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
В нашей школе предпочтение можно отдать оптимизационной модели, особенность
которой заключается в оптимизации внутренних ресурсов образовательного учреждения.
6.Анализ внеурочной работы. Структура и форма анализа.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование
внеурочной деятельности.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований. Занятия проводятся учителями школы.
В ходе анализа были затронуты вопросы организации внеурочной деятельности на базе школы.
Процент занятости обучающихся внеурочной деятельностью.
Все учащиеся 1, 2, 4, 5 классов(100 %) заняты во внеурочной деятельности.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, было сформировано в начале учебного года с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и было реализовано посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, конкурсы, соревнования, познавательные игры и т. д.
Учитывая пожелания родителей, внеурочная деятельность ведётся по таким основным направлениям как: духовно- нравственное, художественно-эстетическое, научно- познавательное, спортивно- оздоровительное. Все виды и формы деятельности каждого направления позволяют реализовать требования федерального образовательного стандарта
1.Научно-познавательное направление.
Со второго класса ученики посещают уроки по предметам ИКТ и экология.
2.Духовно-нравственное направление.
3. Спортивно–оздоровительное направление.
4. Художественно-эстетическая деятельность направлена на развитие творческих способностей, культуры, эстетики. Все ученики нашего класса записаны в библиотеку и являются частыми посетителями..
5. Патриотическое направление.
Примерная схема анализ внеклассного мероприятия в начальной школе.
Вид занятия.
Тема занятия.
Цели изадачи занятия (образовательные, воспитательные, развивающие).
Оборудование занятия.
Ход занятия:
Организация детей на работу.
Создание атмосферы всеобщей увлеченности и занятости.
Содержание материала, его соответствие целям и задачамзанятия, поддержание интереса к получению новой информации.
Содержание дидактических принципов обучения: научности и доступности; сознательности и творческой активности; развивающего и воспитывающего обучения; систематичности и последовательности; сочетание коллективного и индивидуального подхода; наглядности; единство конкретного и абстрактного.
Методы и приемы, используемые на занятии, их оправданность и эффективность.
Использование психологических эффектов возбуждения и поддержки интереса к содержанию занятию, эмоциональная атмосфера.
Поэтапный анализ занятия, обобщения и выводы.
Гармоничность сочентания деятельности ведещего занятие и учащихся.
Роль и место самостоятельной и практической работы в процессе занятия.
Методика использования средств наглядности и ИКТ.
Роль и место игры на занятии.
Методика контроля и учёта знаний.
Подведение итогов занятия.
Умение управлять учащимися.
Целесообразность избранной структуры занятия и соразмерность его частей.
Общая оценка занятия.
Характеристика ведущего занятие: владение материалом, речь, владение терминологией, педагогический такт и т.д.
Предложения по дальнейшему улучшению занятий.
7.Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности младших школьников.
Спортивно-оздоровительное направления во внеурочной деятельности в начальных классах - это формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальных классов, что является одной из приоритетных целей. Приобретаемые, на внеурочных занятиях по спортивно-оздоровительному направлению, знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до занятий, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. (18, стр. 144)
Внеурочная деятельность по спортивно - оздоровительному направлению способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Предметом обучения в спортивно - оздоровительном направлении внеурочной деятельности в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления.
8.Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности младших школьников.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Системно-организованный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип сохранения исторической памяти.
9.Социальное творчество как одно из направлений внеурочной деятельности.
Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия такие как:
самоуправление в классе;
социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле,
акции, организованной взрослым);
коллективно-творческое дело;
социальный проект.
В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.
Социальное направление также затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей,
Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.
Особое значение имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Таковы основные особенности социальной направленности внеурочной деятельности детей, развивающихся в условиях школы – интерната.
Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.
10.Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности младших школьников.
Опыт работы по общеинтеллектуальному направлению реализуется в основном классными руководителями ещё в начальных классах в рамках ГПД (программа «Мир логики», факультативное занятие «Умники и умницы» и др.), работниками школьной и городской библиотек, ведутся занятия по программе «В мире книг».
Целью данного направления является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора, а мероприятия проводятся через такие формы как познавательные беседы, олимпиады, общественный смотр знаний, интеллектуальные клубы, детские исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и т.п.), экскурсии, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, соревнования, проектная деятельность, клубные и волонтёрские мероприятия.
Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.
11.Общекультурное направление внеурочной деятельности младших школьников.
. В рамках этого направления необходимо сделать акцент на формировании правильного отношения к прекрасному, без которого невозможно представить себе гармоничную личность. Начать необходимо с формирования умения видеть красоту природы, родного города и страны. Затем младшие школьники должны получить представление о культуре своего народа, научиться видеть ее художественную ценность. Конечным результатом общекультурного направления должно стать раскрытие творческого потенциала ребят, их стремление принять участие в мероприятиях эстетического и художественного плана. Досуг для учащихся здесь может быть самым разнообразным: от праздника, посвященного книгам, азбуке и грамоте, до простой игры в слова, от знакомства с богатым миром музыкальных инструментов до хорового пения.
Отвечая на вопрос, сколько основных направлений имеет внеурочная деятельность, можно, помимо перечисленных, также выделить и другие: например, спортивно-оздоровительное и общеинтеллектуальное. Направления подробно описываются Федеральным государственным образовательным стандартом, и рекомендованы для реализации в начальной школе.
12. Основные понятия: «свободное время», «досуговое время», «досуг», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация».
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Прежде всего следует отметить, что понятие «досуг» – это категория социологическая. В социологии понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Так, в Кратком словаре по социологии понятие «досуг» рассматривается как синоним понятия «свободное время». В начальный период развития социологии, когда категория «свободное время» наполнялась значительно более широким содержанием, нежели теперь, а именно, отождествлялась с нерабочим временем в целом, под досугом понималась лишь та часть этого времени, которая оставалась за вычетом из него всех необходимых, непреложных затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством и т. п.), т.е. оказывалась свободной в строгом собственном смысле этого слова.
Время, которым располагает общество, личность, делится на рабочее и внерабочее. Под рабочим временем понимается время фактической работы на общественном производстве. Внерабочее время – это время суток (месяца, года) за вычетом рабочего времени. Оно подразделяется на следующие части: 1) время, связанное с подготовкой к работе на производстве; 2) затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей; 3) время, затрачиваемое на домашний труд и другие бытовые потребности; 4) собственно свободное время.
Свободное время – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Кроме того, свободное от работы время можно разделить на опосредованно рабочее время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к рабочему времени, и досуговое время. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять работу в рабочее время.
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает на:
– производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;
– физиологический отдых (ночной сон);
– оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
– покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
– приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
– воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после названных выше вычислений, может быть определена как его досуг, именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.
Достаточно интересно понятие «досуг» охарактеризовано в исследованиях Э.В. Соколова. Досуг им рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». По мнению Э.В. Соколова, «без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским.
Анализ позиции С.А. Шмакова в отношении досуга показывает, что он рассматривает это явление комплексно как «время духовного развития школьной молодежи, которое представляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного “Я”; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций».
Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем.
Досуговое время – это время, непосредственно и опосредованно свободное от рабочего времени, именно в эти часы и минуты человек может соизмерять время со своими желаниями, избирательно относиться к тому времени, которое находится в его личном распоряжении.
Исходя из рассуждений, приведенных выше, будем считать, что досуг – это единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации.
Раскрывая понятия «свободное время» и «досуг», мы так или иначе выходим на предмет определения функций досуга, способов и содержания его заполнения, и тогда, естественно, понятие «досуг» раскроется перед нами другой своей гранью и другой смысловой наполненностью. Ведь в обыденном сознании досуг всегда воспринимается просто как свободное от труда время. Действительно, с одной стороны, это время, необходимое для отдыха и развлечений, но, с другой стороны, это и время, заполненное культурно-ценностным содержанием. Тогда уместно будет, на наш взгляд, рассмотреть понятие «досуг» в сочетании с понятием «деятельность», т.е. «досуговая деятельность».
В Российской педагогической энциклопедии деятельность определяется как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
Специфической деятельностью в сфере свободного времени является досуговая деятельность. Согласно тому, что досуг напрямую связан с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Как было отмечено выше, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением.
Отдых – это проведение некоторого времени без обычных занятий, работы, служащий для восстановления сил и снятия усталости.
Отдых может быть пассивным: чтение литературы, прогулки, просмотр телепередач и др.; усталый человек может потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация). Кроме того, отдых может быть реализован и через активные досуговые формы: занятие любимым делом, физическими упражнениями, общение с другими людьми и др.
В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреации. До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным и использовалось лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Следует отметить, что единого мнения в науке по поводу понятия «рекреация» не существует, наиболее значимые научные открытия в сфере рекреации были сделаны в западной школе. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией жизненно-физиологических сил человека. Сейчас понятие рекреация (возвращение к здоровью, восстановление) рассматривается как биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.
13.История и содержание досуговой педагогики.
Досуг- период времени, когда человек, не имея обязательных дел представлен самому себе в выборе занятий.
Досуговая деятельность-одна из форм организации свободного времени учащихся.
Направления досуг. деятельности:
-пропаганда ЗОЖ
-интеллектуальн. воспитание
-патриотическое воспитание
-нравственное восприятие
-правовое воспитание
Принципы:гуманистический,природосообразности,культурно-сообразности,эффективности соц. взаимодействия, концентрации воспитания.
Разновидности досуга:
(Направления досуга в зависимости от форм проведения организации)
-досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнопологательных традиций приобретающий спонтанный и органичный характер, проводимый в привычных и распространённых формах.
-социально организованный досуг реализуется после предварительной подготовки и невозможен без контроля менеджеров-профессионалов.
Субъекты организации досуга:
-специализированные фирмы предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения.
-специализирование культурно-досуговые структуры СМИ учреждения культуры, ориентированные на широкую аудиторию.
-общественные и политические организации
-административно-руководящий состав труд.коллектива.
14.Характеристика личностных качеств вожатого.Педагогическая этика.Культура речи.Культура поведения вожатого.
В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.
Вожатый должен быть:
1. Доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
2. Внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Каждый ребенок в отряде должен считать вас своим вожатым. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
4. Справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
8. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 день вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
* Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги .
* Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
* Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
* Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда-то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
* Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
* Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.
15. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).
Отрядный вожатый выполняет следующие функции:
Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.
В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
Ответственность вожатого
Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
16.Планирование смены.План работы вожатого(план-сетка,план дня).
Примерную план-сетку на смену вы можете составить еще накануне заезда, вместе со своим напарником. Вы знаете сроки смены, родительский день и общелагерные дела (если организаторы смены об этом позаботились). Включите все это в план, оставьте время на режимные моменты, запланируйте банные дни распланируйте оргпериод буквально по минутам. С таким планом, еcли к нему прилагается достаточный багаж отрядных дел, игр, праздников и вечеров, можно смело выезжать на смену. В конце оргпериода вы спланируете следующую неделю, заполняя свободные места в вашем плане - сетке соблюдая некоторые правила планирования,
составлять план удобнее на неделю вперед, желательно при участии детей - всего отряда или хотя бы командиров групп;
включая какое-либо дело в план, подумайте, для чего это делается. Почему именно это дело, именно этот день и именно в это время. Учитывайте все - погоду, настроение детей, план вобщем;
в хорошую погоду лучше проводить время на воздухе. Но необходимо иметь в запасе несколько дел на случай дождя, которые вы вез особой подготовки сможете провести под крышей, не дав погоде застать вас врасплох;
утром лучше больше гулять, двигаться, играть. Днем можно проводить спортивные игры (не сразу после обеда), творческое и трудовые дела, не требующие сидячего положения. Вечером же лучше проводить спокойные дела, викторины и, конечно же, вечерние "круг", "свечку", "огонек" или "костер" - способ общения отряда, который ничем невозможно заменить;
учитывайте настроение детей. Праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как искучные будни и вообще,лучший отдых - это смена деятельности. Чередуйте формы, не ставьте два похожих дела рядом;
если отрядные и общелагерные дела требуют подготовки, на нее тоже необходимо оставить время;
после отбоя еще раз подробно проговорите план на следующий день с напарником и с завтрашним дежкомом.........
План-сетку можно вывесить на отрядном вместе, чтобы ребята знали, что их ожидает. Эту сетку можно использовать, как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответствующим тому, насколько удачна по мнению отряда прошел день. Это можно решать на вечернем анализе дня.
Главное - не давайте детям скучать. Старайтесь не проводить с ними дела, которые они уже видели на других сменах или в других пагерях. Некоторые моменты плана могут называться "Вожатский сюрприз." Ребята уже будут ожидать от вас чего-то необычайно интересного. Сделайте так, чтобы дети не ныли: "Опятьтоже самое, надоело!" Это зависит от вас.
Каждый день - разбивайте на 3 периода: до обеда, до ужина, до отбоя.
- Утром - подвижные игры: спорт-соревнования, ответственные репетиции, и т.д.
- После полдника - можно и в зале что-нибудь провести, природа - купание, прогулки.
- После ужина - костры, огоньки, общелагерные глобальные представления.
17.Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в лагере.
Тематический день — это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.
Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.
Тематические дни бывают:
По характеру проведения – дружинные и отрядные
По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).
Требования к тематическим дням:
Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
Наличие легенды в соответствии с темой сезона
В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
Важно предвидеть результаты тематического дня.
18.Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов.
. Организационный период – самое важное время смены. Обычно он длится 3-4 дня и необходим для адаптации как ребят, так и взрослых к новым условиям. Приезжая в лагерь, подросток отрывается от своего привычного мира, от родителей, от привычных условий существования (пищи, круга общения, друзей) и погружается в совершенно новую, незнакомую среду. Задача педагога – сделать этот процесс как можно менее болезненным для всех
Уровень вожатый:
формулирование задач и методов их решений
формулирование этических норм существования в отряде и лагере
подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха
позиционирование вожатого
оценка приехавших детей
анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
формулирование законов существования в отряде и этических норм
ввод отряда в состояние успеха
подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
преодоление срыва отряда
Основной период занимает большую часть смены (4-18 дни смены).
В течение смены проводится достаточно много мероприятий, где дети принимают активное участие. В определенный период они могут потерять интерес к участию в культурной программе лагеря. При возникновении подобной ситуации вожатому надо обеспечить правильный эмоциональный настрой и мотивацию детей.
При выборе форм деятельности, вариантов организации досуга детей прислушиваться к их мнению, советоваться с ними, но проявить твердость если это необходимо.
Так как вы уже познакомились с детьми и знаете их индивидуальные особенности, уровни доверия и самостоятельности в работе должен изменится. Однако всему должна быть адекватная мера, не стоит излишне использовать данные факторы.
Обращайте внимание за зачатки возникновения конфликтных ситуаций и вовремя их пресекайте. Поддерживайте положительный эмоциональный фон в отряде. Если предотвратить конфликт на начальной стадии не удалось, проведите анализ ситуации, примите необходимые действия. Обратитесь к руководству педагогического отряда, если это необходимо.
Заключительный (итоговый) период смены
Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.
Вожатый в это время - работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.
19.Понятия: «коллектив», «временный детский коллектив».Стадии развития коллектива. Педагогическое управление развитием коллектива.
Коллектив-группа,совокупность людей, работающих в одной организации на одном предприятии, служащие в одном формировании, объединённых совместной деятельностьюв рамках какой либо организации, цели.
Временный детский коллектив- малая группа детей, подростков, объединённых в целях организации и жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Стадии развития детского коллектива:
1.Стадия сплочения коллектива
2.Стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся.
3.Стадия,когда важнейшей заботой коллектива становятся корректировка социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого воспит.
Л.Н. Умажкий выделял признаки соц.-псих.зрелости группы и объединения в три блока:
1.Общественный блок
2.Личностный блок
3.Блок общих характеристик
20.Стили и методы управления коллективом: микрогруппа, инициативная группа, «мозговой штурм».
При использовании современных образовательных технологий учитель должен уметь организовать работу класса по микрогруппам. Данная форма организации работы необходима в общеобразовательных учрждениях, дискуссии, педагогических мастерских, модульном обучении, проектной деятельности и многих других технологиях.
В микрогруппе учащиеся работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения.
ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА
Это временный организаторский орган коллектива, состоящий обычно из добровольцев, изъявивших желание взяться за разработку и организацию какого-либо дела.
Неформальная, самостоятельная группа людей, сложившаяся внутри одной или нескольких организаций, выполняющих родственную работу, имеющиходинаковые интересы и преследующих одни и те же цели. Существуют инициативные группы различных типов: по интересам, целевые и др.
Метод «мозгового штурма» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.[1] Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.
21. Формы диагностики развития коллектива. Критерии диагностики.Игры на формирование коллектива.
Всю свою диагностическую работу по формированию детского коллектива можно разделить на три этапа:
I этап – диагностика исследования личности учащихся;
II этап – диагностика развития детского коллектива;
III этап – диагностика сформированности детского коллектива.
На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.
На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в детском коллективе.
Критерии:
1) нравственность – взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
2) ответственность – каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован;
3) открытость проявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь;
4) коллективизм – забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив;
5) контактность – доверительные взаимоотношения между членами коллектива;
6) организованность – взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.;
7) информированность – четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности;
8) эффективность – качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач.
выявление направленности интересов младших школьников.
изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в детском коллективе.
изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.
выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Волшебный клубочек
Цель: улучшение межличностных отношений в коллективе.
Участники игры садятся в круг, ведущий предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...»
После того как высказались участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас
объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы j вместе и мы — сила!»
Части моего «Я»
Цель: осознание самого себя, внимание к поведению другого. Развитие умения вести разговор.
Материалы. Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).
Ведущий предлагает подросткам вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».
После выполнения задания все участники и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями: трудно ли было выполнить задание, трудно ли объяснить, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут их оставить себе).
Волшебный магазин
Цель: осознание своих положительных и отрицательных черт характера.
Ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, в котором каждый в обмен на одни свои качества (ум, смелость, честность, лень, занудство, равнодушие), может получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. В дискуссии ребята делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.
«Да», «нет», «не знаю»
Цель: развитие умения общаться, выражать свои мысли по тому или иному вопросу, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в пользу того или иного ответа.
Заранее заготовленные карточки с ответами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ» перед началом игры крепятся по противоположным частям комнаты.
Ведущий зачитывает вопрос, ребята, выбрав тот или иной ответ, встают к стене с нужной карточкой. Ведущий поочередно опрашивает участников о своем выборе. Задача — отстоять свою точку зрения в выборе ответа, доказать ее правильность.
23.Методика конструирования и организации тематического КТД.
Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение, анализ.
Конструирование КТД по схеме
Ø Название КТД,
Ø Масштаб проведения,
Ø Возраст детей,
Ø Педагогические задачи,
Ø Замысел, сюжет,
Ø Методика подготовки,
Ø Воспитательные возможности.
Организация КТД имеет следующие этапы:
Предварительная работа коллектива. Возникновение инициативы, замысла. Основное требование: не высасывать из пальца «давайте сделаем хоть что-нибудь». Если нет конкретного и насущным образом возникшего замысла - все остальное останется формализмом и школой лицемерия. На этом этапе определяются педагогические цели КТД (для педагога-организатора (вожатого) и социальные цели (для ребят). То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога). Что к лучшему измениться в этом мире (в отряде, в лагере) после этого дела. Кому оно вообще нужно? (для ребят). На этом этапе руководитель и члены коллектива определяю конкретные задачи данного КТД, намечаю свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).
Коллективное планирование. Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива.
На этом этапе определяется форма и содержание дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Содержание отвечает на вопрос «Что будет происходить?», это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД.
Коллективная подготовка. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.
На этом этапе проходит разработка сценария дела. Её осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозгового штурма. Задача вожатого на этом этапе - разбудить фантазию, инициировать творчество. Если дети научатся коллективно придумывать, выбирать разумные предложения, отстаивать их необходимость, чувствовать добрую реакцию на все придумки, они и относиться к ним будут иначе, с большим уважением и пониманием. Это будет их собственное дело.
На этом же этапе составляется список дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего всё предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех детей.
Далее проходит рабочая подготовка дела. Каждый выполняет полученное задание. Вожатый может помочь детям узнать что-то новое, чему-то научиться, тем самым, способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совместно - разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают вместе.
Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.
Коллективное подведение итогов. Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей и взаимоотношений в отряде. К другому делу создаётся другой совет дела и различные группы в ходе его подготовки.
Ближайшее последействие КТД. Последним шагом является оформление итогов КТД для будущих поколений. На этом этапе вожатый выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД.
24.Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры: подготовка, проведение, анализ.
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play) — один из видов активности человека и животных.
Игра — форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира.
Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
1. Сложность классификации игр
Она обусловлена тем, что:
- на игры, как на любое явление культуры, воздействуют запреты, принуждение, мода и т.п.; они отражают социальные, национальные, географические и исторические приметы;
- игры с одинаковыми правилами и информационной базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения, развлечения, психотерапии и т.п.
Принятое разделение игр на игры с правилами и «вольные», где правила вырабатываются в процессе, условно, так как любая игр подразумевает и некие правила, и творчество.
Автор одной из распространенных классификаций игр – С. А. Шмаков.
2. Классификация игр по внешним признакам
По содержанию:
игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.;
«вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.
По форме:
игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.
По назначению – внеутилитарные и деловые.
По времени проведения.
По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.
По составу и количеству участников:
для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников;
для участников разного возраста;
индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.
По степени регулирования, управления: кем-либо организованные и стихийные.
По наличию инвентаря:
с предметами и без предметов;
компьютерные, игры-автоматы и т.п.
3. Классификация по внутренним признакам
Под внутренними признаками понимаются умения человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре.
А. Физические и психологические игры и тренинги:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические, экспромтные;
Экстаз (греч. ekstasis – выход из спокойствия) – состояние восторга.
Экспромт (лат. expromtus – готовый, скорый) – произведение, выполненное без подготовки.
речь идет об играх-танцах, экстремальных забавах, а также детских интеллектуальных экстатических играх – гаданиях, «вызовах чертиков» т.п.);
- освобождающие игры – пантомимические, юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша);
- терапевтические.
Б. Интеллектуально-творческие игры:
- предметные забавы;
- сюжетно-интеллектуальные игры;
- дидактические;
- строительные, трудовые, технические;
- электронные, компьютерные, игры-автоматы;
- игровые методы обучения.
В. Социальные игры:
- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы);
наиболее распространенные сюжеты – созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия), профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр), этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг);
- деловые игры.
Г. Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры).
4. Классификация игр по социальной ориентации:
игры положительного и отрицательного статуса.
25.Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.
Динамика развития смены
оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.
Игры на знакомство;
Игра на территории «Шифровка»;
основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на:
отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.),
межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше)
лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия
Игры на командообразование/сплочение
Путаница
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
Игры на выявление лидера
Кто Быстрее
Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:
1. цвету волос (от светлого к темному или наоборот),
2. по размерам обуви (от меньшего к большему),
3. алфавиту;
4. длине волос,
5. цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).
Руководящую должность берут на себя лидеры.
Игры-минутки
Игры на свежем воздухе
Игры в зале
3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.