Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
«Рассмотрено» на заседании МО протокол №__от_____20__г. __________Ф.И.О. (подпись) | «Согласовано» заместитель директора по УВР ________20___г. ________Ф.И.О. (подпись) | «Принято» педагогическим советом протокол №___от_____20___г. | Введено приказом №____от______20___г. директор МБОУ «СОШ № 7» __________О.Г. Тышко |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«В МИРЕ математикИ»
5а,5г,6а,6г классы
для обучающихся 11-12 лет
на 2019-2020учебный год
Составитель: Феоктистова Ольга Анатольевна,
учитель математики
г. Лениногорск
2019 г
Пояснительная записка.
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Цель:
-развитие математического образа мышления обучающихся.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
- содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Содержание курса внеурочной деятельности по ФГОС
5- 6 классы
Название раздела | Краткое содержание | Формы организации занятий, основные виды деятельности |
Задачи на разрезание. | Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом. | Наблюдение Исследование Практическая работа |
Логические задачи | Высказывания. Истинные и ложные высказывания.Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания, и взвешивание.Задачи со спичками. | Аукцион идей Игра Состязание Проект Презентация Тренинг Исследование Инсценировка задач Проектная деятельность эксперимент |
Дележи в затруднительных обстоятельствах | Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя. | исследование |
Занимательные задачи на дроби | Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу. | Проект игра |
Олимпиадные задачи | Решение олимпиадных задач. Решение нестандартных задач, решение задач на платформе «Учи.Ру». Игра « Работа над ошибками», математические горки. | Практикум Презентация Творческая работа Игра Состязание |
Числовые множества | Рассмотреть задачи, решаемые без карандаша и бумаги по математике. | Практикум Творческая работа |
Учебно-тематическое планирование
внеурочной деятельности ФГОС
5- 6 классы
№ | Название разделов, тема занятий | Коли- чество часов | Основные формы организации и учебных занятий | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Примечание |
Задачи на разрезание- 6ч |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | наблюдение | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой | |
2 | Задачи на разрезание на клетчатой бумаге | 1 | исследование | работа в парах, в группах | |
3 | Пентамимо | 1 | лабораторная работа | работа в парах, в группах | |
4 | Фигуры домино | 1 | лабораторная работа. | работа в парах, в группах | |
5 | Фигуры тримино | 1 | лабораторная работа | работа в парах, в группах | |
6 | Фигуры тетрамино | 1 | исследование | работа в парах, в группах | |
Логические задачи-12ч |
7 | Высказывания. Истинные и ложные. | 1 | аукцион идей | творческие работы | |
8 | Отрицание высказываний | 1 | игра | работа в парах, в группах | |
9 | Двойное отрицание. | 1 | состязание | работа в парах, в группах | |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | состязание | работа в парах, в группах | |
11 | Загадки- смекалки. | 1 | проект | проектная деятельность | |
12 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. | 1 | презентация | творческие работы | |
13 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний | 1 | тренинг | творческие работы | |
14 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | исследование | самостоятельная работа | |
15 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | инсценирование задач | работа в парах, в группах | |
16 | «Газета любознательных». | | газета | оформление математических газет | |
17 | Задачи со спичками. | | проектная деятельность | проектная деятельность | |
18 | Задачи со спичками. | | эксперимент | работа в парах, в группах | |
Дележи в затруднительных обстоятельствах-2ч |
19 | Задачи на переливание | 1 | исследование | работа в парах, в группах | |
20 | Задачи на взвешивание | 1 | исследование | работа в парах, в группах | |
Занимательные задачи на дроби-2ч |
21 | Старинные задачи на дроби. | 1 | проект | проектная деятельность | |
22 | Задачи на совместную работу. | 1 | игра | работа в парах, в группах | |
Олимпиадные задачи-11ч |
23 | Решение олимпиадных задач | 1 | практикум | решение занимательных задач | |
24 | Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | 1 | презентация | творческие работы | |
25 | Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | 1 | творческая работа | творческие работы | |
26 | Школьная олимпиада | 1 | практикум | участие в математической олимпиаде | |
27 | Школьная олимпиада | 1 | практикум | участие в математической олимпиаде | |
28 | Игра « Работа над ошибками» | 1 | игра | работа в парах, в группах | |
29 | Математические горки. | 1 | состязание | работа в парах, в группах | |
30 | Решение нестандартных задач. | 1 | практикум | решение занимательных задач | |
31 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | игра | работа в парах, в группах | |
32 | Числовые выражения | 1 | КВН | работа в парах, в группах | |
33 | Задачи на доказательство | 1 | игра | работа в парах, в группах | |
Числовые множества-2ч |
34 | Угадать число. | 1 | практикум | решение занимательных задач | |
35 | Волшебная таблица. | 1 | Творческая работа | творческие работы | |