Иванова Светлана Алексеевна
Преподаватель географии
МБОУ «СОШ №140»
Республика Татарстан г. Казань
Внеурочная деятельность экологической и географической направленности
Out of class activity on Geography and Ecology.
Аннотация: В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся.
Таким образом проблема исследования заключается в разработке комплекса программ внеурочной деятельности экологической направленности, применение педагогических технологий, методов обучения, направленных на формирование экологической культуры учащихся. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом.
В образовательной программе нашего учреждения разработаны модели внеурочной деятельности различной направленности. Общеинтеллектуальная направленность внеурочной деятельности предполагает занятия по курсу «ЭкологиКи».
Целью курса является формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
Программа направлена на решение следующих задач:
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие виды деятельности: дидактические игры, проектную деятельность, беседы, заочные путешествия- интерактивные площадки, викторины, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, посадка деревьев и кустарников, подкормка птиц, экскурсии, наблюдения, опыты, проекты, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, посещение объектов с исследовательской целью.
В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. Необычное, загадочное, удивительное дети находят в проектно-исследовательской деятельности успешно защищали немало интересных и оригинальных работ экологической направленности. Вот некоторые темы проектов, которые участвовали в конкурсах “Экология школьного двора”, «Казанская Швейцария», «Экологические проблемы родного края», также активно с учащимися участвуем в экологических проектах образовательной интерактивной платформе ГлобалЛаб. Одно из достоинств проектной деятельности – создание в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. В соответствии с экологической направленностью проектов особое внимание уделяется природному многообразию, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий внеурочной деятельности. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся, включая их в различные мероприятия и активную творческую работу экологической направленности.
Таким образом, изучение курса «ЭкологиКи» формирует следующие умения:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Объяснять, в чём главное отличие человека от животных.
Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на решение экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды, а эффективность формирования зависит от понимания целей и задач образования в интересах устойчивого развития. Для эффективной и качественной организации образовательного процесса программы внеурочной деятельности экологической направленности составляются на основе изучения общих вопросов устойчивого развития, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической, географической и социально- экономической среды, способствующих развитию экологической компетенции и культуры обучающихся. Главным ориентиром при разработке и реализации внеурочной деятельности экологической направленности становится концепция общего экологического образования для устойчивого развития. [2].
Литература:
1. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч.1 – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2007.
2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
3. Уроки экологии: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007.
4. Л.М. Кларина. Экономика и экология в начальной школе. – М., 2010.