1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательный русский язык» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009года №373 (с дополнениями и изменениями) и положением о структуре порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов и программ внеурочной деятельности, МКОУ «СОШ» с.п.Зольское и примерной программой Н.Ф.Виноградовой.
Цели и задачи занятий:расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе в познании родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все аспекты дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:
на основе авторской программы внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана - Граф. 2012.
Согласно учебному плану МКОУ «СОШ» с.п. Зольское на 2018-2019 уч.год , на изучение внеурочной деятельности « Занимательный русский язык» во 2 классе отводится 1 час в неделю из расчёта 34 учебные недели, что составляет 34 часа в году.
2.Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или
главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
-различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- распознавать части речи;
-раздельное написание частицы не с глаголами;
-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки,
-различать изменяемые и не изменяемые слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками;
-наблюдать над способами образования слов при помощи приставки;
3.Содержание занятий.
Тема 1. Волшебная страна фонетика
Рассказ учителя. Понятия «фонетика», «графика» «фонема», «фонематический слух». Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница». Разгадывание ребусов. Выполнение творческого задания- раскрась узор. Выполнение рубрики «Мишуткина академия»
Тема 2. Сказочное царство слов
Рассказ учителя о богатстве лексики русского языка. Понятие «лексика». Знакомство со стихотворением А. Шибаева «Всему название дано..». Разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, рифмовок. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 3. В царстве смыслов много дорог
Рассказ учителя. Понятия «однозначные слова», «многозначные слова». Стихотворение В. Остена «Дорога». Работа с загадками, где отгадки –многозначные слова. Шуточная викторина. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 4. Игротека
Закрепление знаний о звуках и буквах, о лексическом значении слов.Разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, рифмовок.
Тема 5. Слова-братья
Знакомство со словами-синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова-синонимы» нахождение синонимов в тексте. Графический диктант. Разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, рифмовок. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 6. Слова-спорщики.
Рассказ учителя. Знакомство со словами-антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «подбери нужные слова». Работа над подбором слов-антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 7. Пословица недаром молвится
Рассказ учителя об отличии пословицы от поговорки. Игры с пословицами и поговорками. Работа с головоломкой «танграм».Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 8. Игротека
Выполнение тренировочных заданий в подборе синонимов, антонимов, пословиц к текстам. Разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, рифмовок. Работа с текстом.
Тема 9-10. Готовимся к «Русскому медвежонку»
Выполнение заданий, которые способствуют подготовке к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок».
Тема 11. Дельные пословицы
Знакомство с новыми пословицами «Делу- время, а потехе- час», «Сделал дело- гуляй смело», «Дело мастера боится»…Рассказ учителя о многообразии пословиц. Выполнение заданий на умение определять скрытый смысл пословицы, разгадывание криптограммы, рисование мини-плаката «Делу- время, а потехе- час», ига «Узнай пословицу по рисункамРабота с головоломкой «танграм». Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 12. Звук под «маской»
Рассказ учителя. Понятие «словарные слова». Выполнение тренировочных заданий, которые способствуют правильному написанию словарных слов . Разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, рифмовок. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 13. Анаграммы и метаграммы
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 14. . Игротека
Выполнение тренировочных заданий в подборе к словам анаграммы. Разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, рифмовок. Работа с текстом. Выполнение заданий на умение определять скрытый смысл пословицы.
Тема 15. Секреты некоторых букв
Рассказ учителя. Уточнение представления о буквах Я, Е, Ю. Стихотворение А. Усачева «Секрет». Чтение «страшилки» «Белое пианино» Э. Успенского. Работа с головоломкой «танграм».Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 16. Шарады, анаграммы, метаграммы
Рассказ учителя. Понятие «шарада». Упражнения в разгадывании шарад, анаграмм, метаграмм. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 17. Слова-антиподы
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах» работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка» Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 18. Игротека
Выполнение различных заданий: : разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, рифмовок на закрепление умений различать антонимы, синонимы. Работа над стихотворением О. Емельяновой «Нынче пасмурный день был».
Тема 19. Путешествие по стране существительных
Понятие «существительное». Работа над стихотворением Т. Рик. Беседа о многообразии имен существительных в русском языке. . Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 20. Слова - действия
Понятие «глагол». Работа над стихотворением Н. Анишиной «А глагол всегда в работе» Беседа о многообразии глаголов в русском языке. . Разгадывание ребусов, кроссвордов,загадок. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 21. Слова - признаки
Понятие «имя прилагательное». Беседа о многообразии имен прилагательных в русском языке. Задания на различение имен прилагательных по размеру, форме, цвету, вкусу, подборе прилагательных- антонимов, прилагательных- синонимов, образование словосочетаний по образцу. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 22. Игротека
Интересные задания по теме «Части речи»: разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, изображение действия с помощью жестов и мимики, раскрашивание иллюстрации.
Тема 23. Искусство красноречия
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственное создание текста на заданную тему. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 24. Заголовок- всему голова.
Рассказ учителя о заголовке текста, для чего автор дает своему произведению заглавие. Чтение и работа с текстами, подбор пословицы для заглавия текстов. Разгадывание криптограмм. Работа с головоломкой «танграм». Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 25. Путешествие в страну фразеологизмов
Рассказ учителя. Знакомство с фразеологизмами « отложить в долгий ящик», «не сочти за труд», «не дать в обиду», «бегом бежать». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Рисование щенка по клеточкам. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 26. Игротека
Выполнение различных заданий на закрепление умений правильно употреблять фразеологизмы в речи «семи пядей во лбу», «поздно или рано», «терпенье лопнет», озаглавливать тексты.
Тема 27. Школьные пословицы
Выполнение заданий на умение определять скрытый смысл пословицы, разгадывание криптограммы, чтение болгарской народной сказки, подбор пословицы для заголовка сказки. Викторина на знание школьных пословиц. Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 28. Фразеологизмы в цветах
Рассказ учителя. Знакомство со значением и происхождением фразеологизмов «манна небесная», «задать перцу», «дело табак». Понятие «фразеологические обороты». Игры, инсценировки и задания с использованием фразеологических оборотов. Рисование мини-плаката на тему «Нет курению!». Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 29. Путешествие в страну загадок
Упражнения в разгадывании русских народных загадок. Иллюстрирование стихотворения Т. Маршаловой «Стихи о солнце». Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 30. Игротека
Выполнение различных заданий: разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, шарад на закрепление знаний фразеологизмов, пословиц. Чтение басни С. Михалкова «Пеликанье воспитанье».
Тема 31. Словарные слова от А до Я
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Работа с головоломкой «танграм». Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 32. Слова, называющие качества характера
Понятие «качества характера». Рассказ учителя о многообразии имен прилагательных, служащих для характеристики человека и животных. Выполнение заданий по теме. Работа с головоломкой «танграм». Выполнение рубрики «Мишуткина академия».
Тема 33. Игротека
Выполнение различных заданий: разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок на правописание словарных слов, на определение частей речи, употребление фразеологизмов и пословиц в речи.
Тема 34. КВН
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Ко-во часов | дата |
план | факт |
1 | Волшебная страна фонетика | 1 | 4.09 | |
2 | Сказочное царство слов | 1 | 11.09. | |
3 | В царстве смыслов много дорог | 1 | 18.09 | |
4 | Игротека | 1 | 25.09 | |
5 | Слова-братья | 1 | 2.10 | |
6 | Слова-спорщики | 1 | 9.10 | |
7 | Пословица недаром молвится | 1 | 16.10 | |
8 | Игротека | 1 | 23.10 | |
9 | Готовимся к «Русскому медвежонку» | 1 | | |
10 | Готовимся к «Русскому медвежонку» | 1 | 6.11 | |
11 | Дельные пословицы | 1 | 13.11 | |
12 | Звук под «маской» | 1 | 20.11 | |
13 | Анаграммы, метаграммы | 1 | 27.11 | |
14 | Игротека | 1 | 4.12 | |
15 | Секреты некоторых букв | 1 | 11.12. | |
16 | Шарады, анаграммы, метаграммы | 1 | 18.12 | |
17 | Слова-антиподы | 1 | 25.12 | |
18 | Игротека | 1 | 15.01 | |
19 | Путешествие по стране существительных | 1 | 22.01 | |
20 | Слова - действия | 1 | 29.01 | |
21 | Слова - признаки | 1 | 5.02 | |
22 | Игротека | 1 | 12.02 | |
23 | Искусство красноречия | 1 | 19.02 | |
24 | Заголовок- всему голова. | 1 | 26.02 | |
25 | Путешествие в страну фразеологизмов | 1 | 5.03 | |
26 | Игротека | 1 | 12.03 | |
27 | Школьные пословицы | 1 | 19.03 | |
28 | Фразеологизмы в цветах | 1 | 9.04 | |
29 | Путешествие в страну загадок | 1 | 16.04 | |
30 | Игротека | 1 | 23.04 | |
31 | Словарные слова от А до Я | 1 | 30.04 | |
32 | Слова, называющие качества характера | 1 | 7.05 | |
33 | Игротека | 1 | 14.05. | |
34 | КВН | 1 | 28.05 | |