СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Безопасная среда"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Безопасная среда"»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Безопасная среда»

для 3 -4  классов общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка

  При составлении рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Безопасная среда» для 3 -4 классов использованы следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года с последующими дополнениями и изменениями;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 1;

Цели и задачи курса


Курс внеурочной деятельности «Безопасная среда» направлен на достижение следующих целей:· формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретение учащимися навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях
Задачи курса:

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; 
 - выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.




Место курса внеурочной деятельности «Безопасная среда» в учебном плане


Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом, рассчитана на детей 9 -10 лет. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления.

Программа данного курса рассчитана на два года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю), в четвёртом классе 34 часа (1 час в неделю). Всего 68 учебных часов.


Ценностные ориентиры содержания курса


Ценность жизни – признание человеческой жизни как величайшей ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Безопасная среда»


Изучение курса позволит учащимся получить систематизированное представление о личной безопасности и правилах здорового образа жизни, об опасностях, прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека, выработке алгоритма безопасного поведения с учётом своих возможностей.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Содержание программы курса выстроено по трём линиям:

- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

- основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях;

- оказание первой медицинской помощи.

Содержание курса включает теорию здорового образа, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, формирование практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение возможных в повседневной жизни опасных ситуаций). С этой целью программой курса предусмотрено использование активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и приобретение практических навыков в самостоятельной деятельности.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Школьникам начальных классов не предъявляются для усвоения сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
При обучении школьников начальных классов основам безопасности жизнедеятельности наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора, между природным явлением и особенностями поведения человека при нём и т, д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в различных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление. В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой — актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в окружающей среде.
В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного — как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).
Работа с иллюстративным (наглядным) материалом.  Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальными картинами жизни. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира; пожарного, спасателя, медицинского работника. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в рассматриваемой обстановке. Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.


Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Безопасная среда»


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- умение анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, опасное и безопасное поведение в поведение в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- умение выражать свои мысли, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

- умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- умение взаимодействовать с окружающими;

- умение оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.


Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности


К концу 3 класса учащиеся должны знать: 
· общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;

- правила безопасного поведения в школе;

·  источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

- правила безопасного обращения с электроприборами и газовым оборудованием;

· правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии и лекарствами;
· опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- основные виды травм у детей;
· общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, порезах, царапинах, ожогах и обморожениях;
- правила безопасного поведения на улицах;

· правила перехода проезжей части дороги;
должны уметь:
· оказать медицинскую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

-безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
· выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;

- различать сигналы светофора;
- правильно переходить дорогу, перекресток;


К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;

- необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;

- правила поведения учащихся в школе, на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий;

- особенности поведения с незнакомыми людьми;

-правила поведения пассажиров общественного транспорта;

-правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- влияние температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег) на здоровье человека

· меры предосторожности при движении по льду водоемов;
· правила безопасного поведения в лесу, у водоёмов;

· правила поведения на пляже;

- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада, урагана и т.д..;
· ядовитые растения, грибы, ягоды;

- правила поведения при встрече с опасными животными;

- правила безопасного поведения для защиты квартиры (дома) от воров и грабителей, при звонках незнакомцев в дверь, по телефону;

-правила пользования домашней аптечкой;

- причины и признаки отравлений;

- правила поведения при обнаружении подозрительных предметов;

- правила поведения при захвате в заложники, перестрелке;

- правила поведения в толпе.
должны уметь:
· составить распорядок дня;

- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;

· правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;

- принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
· самостоятельно одеться по сезону;

- правильно перейти водоем по льду;
· правильно вести себя на пляже;
· ориентироваться в лесу;

· правильно вести себя при встрече с опасными животными, защищаться от них;
· распознать пищевое отравление и оказать первую помощь;
· оказать первую помощь при небольших кровотечениях;

- соблюдать меры предосторожности в ситуациях криминального характера.

Содержание курса внеурочной деятельности «Безопасная среда»


3 класс


I. Опасность и безопасность. Что это такое.
Город, микрорайоны города. Возможные опасности. Безопасный маршрут от дома до школы.

II. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Правила поведения учащихся в школе, в других помещениях.
IV. Безопасное поведение дома.

 Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Электричество и газ как источники возможной опасности. Правила безопасного использования бытовых электроприборов и газовой плиты.

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. 

Как вести себя, когда ты дома один. Номера телефонов экстренной помощи. Последствия телефонного хулиганства.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми по телефону; в случае, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.
V. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. 
Оказание медицинской помощи при ушибах, порезах, царапинах. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Признаки обморожения. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях.
VII. Безопасное поведение на улицах.

Где можно и где нельзя на улице играть.

Правила поведения в лифте. Если ты заблудился. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в лифте, на улице.

VIII. Правила безопасного поведения на дороге.

Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Элементы дорог и дорожная разметка. Дорожные знаки. Сигналы светофора. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Ты - участник движения. Правила движения на велосипеде.


4 класс

I. Основы знаний о здоровом образе жизни.

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Польза занятий физической культурой и спортом. Режим труда и отдыха. Твой досуг – активные формы отдыха.

II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Правила поведения учащихся в школе (на перемене, на уроке физкультуры), на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий.
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома.
III. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

О правилах дорожного движения. Перекрёстки и их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки. Транспорт – источник повышенной опасности. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения во время аварии. Безопасность пассажиров.

IV. Безопасное поведение в природе. 
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону.  Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Безопасное поведение на воде. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад, ураган и т. д. Правила поведения при встрече с незнакомыми животными, меры защиты от них.

V. Безопасное поведение дома. 

Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

Пожароопасные предметы. Соблюдение мер безопасности при пользовании электроприборами, газовыми приборами и печным отоплением. Пожар в помещении.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.

VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Когда вызывают «Скорую помощь». Домашняя аптечка. Первая помощь при наружном кровотечении, травмах. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.
VII. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера.
Что такое терроризм. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения при захвате в заложники, перестрелке. Ложные угрозы. Эвакуация. Правила поведения в толпе.





Тематическое планирование с описанием основных видов деятельности учащихся



Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности учащихся

3 класс (34 часа)

I. Опасность и безопасность. Что это такое (2 ч)

Опасность и безопасность. Что это такое. Город, микрорайоны города. Возможные опасности. Безопасный маршрут от дома до школы

ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

II. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (1 ч)

Чрезвычайные ситуации. Общие понятия.

ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения;

прогнозировать последствия неправильного поведения во время чрезвычайной ситуации;

— планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни (1 ч)

Какие опасности подстерегают нас в помещении. Правила поведения учащихся в школе, в других помещениях.

ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения;

прогнозировать возможные опасные ситуации в помещениях;

моделировать алгоритм безопасного поведения.

IV. Безопасное поведение дома (7 ч)

 Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Электричество и газ как источники возможной опасности. Правила безопасного использования бытовых электроприборов и газовой плиты.

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. 

Как вести себя, когда ты дома один. Номера телефонов экстренной помощи.

Последствия телефонного хулиганства.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми по телефону; в случае, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.

ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения;

прогнозировать возможные опасные ситуации внутри квартиры;

моделировать алгоритм безопасного поведения при использовании бытовых электроприборов, возникновении утечки газа; в ситуации общения с незнакомыми людьми;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

V. Пожарная безопасность и поведение при пожаре (5 ч)

Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении пожара.

VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 ч)

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. 
Оказание медицинской помощи при ушибах, порезах, царапинах. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Признаки обморожения. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях.

анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные формы поведения;

моделировать ситуации с необходимостью оказать первую медицинскую помощь;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

VII. Безопасное поведение на улицах

(7 ч)

Где можно и где нельзя на улице играть.

Правила поведения в лифте. Если ты заблудился. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в лифте, на улице.


анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть на улице, в незнакомом месте;

моделировать алгоритм безопасного поведения в опасной ситуации, при общении с незнакомыми людьми;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

VIII. Правила безопасного поведения на дороге (8 ч)

Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Элементы дорог и дорожная разметка. Дорожные знаки. Сигналы светофора. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Ты - участник движения. Правила движения на велосипеде.



учиться ориентироваться на улицах и дорогах с помощью дорожных знаков;

анализировать и моделировать ситуации, возникающие на дороге;

прогнозировать своё поведение на дороге;

моделировать алгоритм безопасного поведения при переходе проезжей части дороги;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

Обобщение изученного материала

(1 ч)

Урок – игра «Уроки безопасности от сказочных героев»

обобщать усвоенные знания;

анализировать поведение сказочных героев с точки зрения обеспечения личной безопасности;

учиться применять их в нестандартной ситуации.

4 класс (34 часа)

I. Основы знаний о здоровом образе жизни (2 ч)

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Польза занятий физической культурой и спортом. Режим труда и отдыха. Твой досуг – активные формы отдыха.


систематизировать имеющиеся знания о здоровом образе жизни;

формулировать правила здорового образа жизни;

анализировать свой образ жизни и степень его соответствия правилам ЗОЖ

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни (3 ч)

Правила поведения учащихся в школе (на перемене, на уроке физкультуры), на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий.
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома.

прогнозировать возможные опасные ситуации в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий;

моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть на улице, при общении с незнакомыми людьми;

моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий; на улице, в подъезде дома.

III. Безопасное поведение на улицах и дорогах (6 ч)

О правилах дорожного движения. Перекрёстки и их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки. Транспорт – источник повышенной опасности. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения во время аварии. Безопасность пассажиров.


учиться ориентироваться на улицах и дорогах с помощью дорожных знаков;

анализировать и моделировать ситуации, возникающие на дороге;

прогнозировать своё поведение на дороге;

моделировать алгоритм безопасного поведения при переходе проезжей части дороги, перекрёстка; при поездке в общественном транспорте; при возникновении аварийной ситуации, ДТП;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

IV. Безопасное поведение в природе

(7 ч)

 Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. 

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Безопасное поведение на воде. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад, ураган и т. д.

Правила поведения при встрече с незнакомыми животными, меры защиты от них.


ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

— планировать последовательность практических действий для реализации замысла;

— при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;

прогнозировать возможные опасные ситуации в лесу, у водоёмов; при встрече с незнакомыми животными;

искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

V. Безопасное поведение дома (6 ч) 


Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

Пожароопасные предметы.

Соблюдение мер безопасности при пользовании электроприборами, газовыми приборами и печным отоплением.

Пожар в помещении. Эвакуация.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.


прогнозировать возможные опасные ситуации на лестничной клетке, балконе; при использовании бытовых электроприборов, возникновении утечки газа; в ситуации общения с незнакомыми людьми;

моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации внутри квартиры;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 ч)

Когда вызывают «Скорую помощь». Домашняя аптечка. Первая помощь при наружном кровотечении, травмах. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

моделировать ситуации с необходимостью оказать первую медицинскую помощь;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

VII. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера (5 ч)

Что такое терроризм. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения при захвате в заложники, перестрелке. Ложные угрозы. Эвакуация. Правила поведения в толпе.

ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

Обобщение изученного

материала (1 ч)


обобщать изученный материал;

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;



















Календарно – тематическое планирование «Безопасная среда» в 3 классе

1 час в неделю, год – 34 недели, 34 часа

Тема

Коли чество часов

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт


I. Основы знаний о здоровом образе жизни

2



систематизировать имеющиеся знания о здоровом образе жизни;

формулировать правила здорового образа жизни;

анализировать свой образ жизни и степень его соответствия правилам ЗОЖ

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

1.



2.

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Польза занятий физической культурой и спортом.

Режим труда и отдыха. Твой досуг – активные формы отдыха.








II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни

3



прогнозировать возможные опасные ситуации в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий;

моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть на улице, при общении с незнакомыми людьми;

моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий; на улице, в подъезде дома.

3.





4.



5.

Правила поведения учащихся в школе (на перемене, на уроке физкультуры), на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий.


Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома.

















III. Безопасное поведение на улицах и дорогах

6


.


учиться ориентироваться на улицах и дорогах с помощью дорожных знаков;

анализировать и моделировать ситуации, возникающие на дороге;

прогнозировать своё поведение на дороге;

моделировать алгоритм безопасного поведения при переходе проезжей части дороги, перекрёстка; при поездке в общественном транспорте; при возникновении аварийной ситуации, ДТП;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

6.



7.

8.

9.



10.



11.

О правилах дорожного движения. Перекрёстки и их виды. Переходим дорогу, перекресток.

Сигналы светофора и регулировщика.

Дорожные знаки.

Транспорт – источник повышенной опасности.

Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Обязанности пассажиров.

Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения во время аварии. Безопасность пассажиров























12.



13.



14.



15.

16.



17.



18.

IV. Безопасное поведение в природе

Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. 


Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.


Безопасное поведение на воде.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.



Как ориентироваться в лесу.


Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.


Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад, ураган и т. д.


Правила поведения при встрече с незнакомыми животными, меры защиты от них.


7


















 

ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

— планировать последовательность практических действий для реализации замысла;

— при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;

прогнозировать возможные опасные ситуации в лесу, у водоёмов; при встрече с незнакомыми животными;

искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;



V. Безопасное поведение дома


6



прогнозировать возможные опасные ситуации на лестничной клетке, балконе; при использовании бытовых электроприборов, возникновении утечки газа; в ситуации общения с незнакомыми людьми;

моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации внутри квартиры;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

19.




20.


21.





22.


23.


24.

Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.


Пожароопасные предметы.


Соблюдение мер безопасности при пользовании электроприборами, газовыми приборами и печным отоплением.


Пожар в помещении.


Эвакуация.


Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.



















VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4



анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

моделировать ситуации с необходимостью оказать первую медицинскую помощь;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

25.

26.

27.



28.

Когда вызывают «Скорую помощь».

Домашняя аптечка.

Первая помощь при наружном кровотечении, травмах.

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.













VII. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера

5



ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

29.

30.



31.

32.

33.

Что такое терроризм.

Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.

Правила поведения при захвате в заложники, перестрелке.

Ложные угрозы. Эвакуация.

Правила поведения в толпе.














34.

Обобщение изученного

материала

1



обобщать изученный материал;

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;