1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире букв» для 1- 4 классов составлена на основе учебного пособия (автор Волина В. В. «Веселая грамматика»), авторской программы по русскому языку для начальных классов общеобразовательных учреждений. Автор: В.П.Канакина.- М.: Просвещение, 2021г.
Цель и задачи:
- ознакомление уч-ся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического мышления уч-ся;
- формирование коммуникативной компетенции уч-ся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
2. Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся; - программа реализует системно-деятельностный подход к изучению курса «В мире букв», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся; - направлена на развитие и совершенствование лингвистических компетенций обучающихся.
3.Место курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа разработана: в 3 классе-34 часа.
4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
3 класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
5.Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс
Тема 1. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 2. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. (Работа в паре.)
Тема 3. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 4-5. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 6-7. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 8. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. (Групповая работа)
Тема 9. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 10. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 11-12-13. Поговорим обо всех приставках сразу.(3ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 14. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 15-16. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 17-18. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.( Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 19. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 20. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 21. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 22. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 23-24. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». (Работа в паре).
Тема 25-26. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 27-28. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. (Работа в паре).
Тема 29. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». (Работа в паре).
Тема 30-31. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.)
Тема 32На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 33. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. (Работа в паре.)
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.) (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
6.Тематическое планирование учебного курса с определением основных видов учебной деятельности
3 класс
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | На сцене гласные | 1 | Игра «Опасные соседи». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.) |
2 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | Игра «Поставь ударение». (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию) |
3 | Ваши старые знакомые. | 1 | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
4-5 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию |
6-7 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 2 | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию |
8 | Память и грамотность | 1 | Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. (Групповая работа) |
9 | Строительная работа морфем | 1 | Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
10 | Где же хранятся слова? | 1 | Работа со словарями. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
11-12-13 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 3 | Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
14 | Слова – «родственники». | 1 | Работа с текстом. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
15-16 | Кто командует корнями? | 2 | Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
17-18 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.( Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
19. | «Пересаженные» корни. | 1 | . Работа с словарём. Тренировочные упражнения. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия |
20 | Как обходились без письма? | 1 | Заучивание песенок – «напоминалок». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия |
21 | Древние письмена. | 1 | Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). .) |
22. | Как возникла наша письменность? | 1 | Творческое задание «Придумай свой алфавит». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия |
23-24 | Меня зовут Фонема. | 2 | Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». (Работа в паре). |
25-26 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
27-28 | «Ошибкоопасные» места. | 2 | Тренировочные упражнения. (Работа в паре). |
29. | Тайны фонемы. . | 1 | Заучивание песенки - «запоминалки». (Работа в паре). |
30-31 | Опасные согласные. | 2 | Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.) |
32 | На сцене гласные. | 1 | Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). |
33. | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. (Работа в паре.) |
34 | Итоговое занятие | 1 | Олимпиада. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
| Итого | 34 часа | |
7.Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Содержание | Количество часов | Планир. дата | Фактич. дата |
1 | На сцене гласные | 1 | | |
2 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | | |
3 | Ваши старые знакомые. | 1 | | |
4-5 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | | |
6-7 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 2 | | |
8 | Память и грамотность | 1 | | |
9 | Строительная работа морфем | 1 | | |
10 | Где же хранятся слова? | 1 | | |
11-12-13 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 3 | | |
14 | Слова – «родственники». | 1 | | |
15-16 | Кто командует корнями? | 2 | | |
17-18 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | | |
19. | «Пересаженные» корни. | 1 | | |
20 | Как обходились без письма? | 1 | | |
21 | Древние письмена. | 1 | | |
22. | Как возникла наша письменность? | 1 | | |
23-24 | Меня зовут Фонема. | 2 | | |
25-26 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | | |
27-28 | «Ошибкоопасные» места. | 2 | | |
29. | Тайны фонемы. . | 1 | | |
30-31 | Опасные согласные. | 2 | | |
32 | На сцене гласные. | 1 | | |
33. | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
| Итого | 34 часа | | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КУРОРТА
МР ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО на заседании ШМО кл.рук. МОБУ ООШ с. Курорта Руководитель ШМО классных руководителей ___________ Протокол №__ от « __» сентября 2022г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР МОБУ ООШ с. Курорта _______Садыкова О.В. «__»сентября 2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОБУ ООШ с. Курорта ________Пестрякова И.А. Приказ №_____ «___»сентября 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире букв»
интеллектуальное направление
для детей 7-11 лет
(срок реализации:4 года)
Учитель: Садыкова Лилия Маратовна (первая категория)
с. Курорта
2022 год