Конспект
занятия кружка по программе внеурочной деятельности «К тайнам слова» в 5 специальном (коррекционном) классе VII вида
Тема занятия: Слова-антиподы.
Учитель русского языка и литературы: Кочуева Анна Сергеевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №18»
Цель: 1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2.Углубить знания об антонимах; сформировать умение находить антонимы в тексте и употреблять их в своей речи
Планируемые результаты:
Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать группы слов по лексическому значению(антонимы), будут стараться их запоминать, чтобы обогатить свою речь.
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка;
стремление к речевому самосовершенствованию; усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
способность читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Предметные
понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (ученики сидят в группах по 4 человека).
Средства обучения: ПК; проектор; презентация по теме внеурочного занятия «Слова-антиподы », справочный материал по теме урока, игровые карточки «Домино антонимов», мяч
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Продолжая разгадывать тайны слов, сегодня мы кое-что узнаем о словах- антиподах! (Слайд1)
2. Определение темы занятия.
– А теперь внимание на экран. (Слайд 2 ).
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью карандаша на доске.
- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран …
- Что вы видите на экране? Есть ли связь этих рисунков с притчей? (Да).
– Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Они противоположны по смыслу).
- О каких же словах пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Противоположных по смыслу или об антонимах).
-Кого можно назвать антиподами?
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.
3. Смысловое чтение. Чтение с пометами. (Слайд 4 )
Учитель дает ученикам задание : прочитать информацию, написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Справочный материал (Слайд 5 )
Антонимы –это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антипатия .
Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе возможность противоположного значения (бежать-стоять; высоко-низко; день-ночь).
Антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи.
У собственных имён, местоимений, числительных антонимов нет.
Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной . Особенно они нужны людям творческих профессий: писателям, художникам, музыкантам, актерам
Ученики работают индивидуально, читая текст, делают необходимые пометы на полях. При фронтальной работе обсуждается содержание и стиль учебного текста.
4..Физкультминутка «Любопытный мяч» (Слайд 6 )
Ученики встают из-за парт, располагаются вокруг учителя. Учитель бросает мяч любому из учеников, при этом произносит слово, к которому необходимо подобрать антоним. Ученик возвращает мяч учителю, называя антоним к заданному слову.
5. Работа с иллюстрациями. Игра «Угадай антоним!» (Слайд 7-14 )
-Ребята, перед вами иллюстрации с противоположностями, давайте подберем к каждой иллюстрации свою пару антонимов.
Ученики: добрый-злой
больной-здоровый
ленивый-трудолюбивый
толстый-тонкий
чистый-грязный
тепло-холодно
спускаться-подниматься
день-ночь
6.Работа в группах. Игра «Домино антонимов» Приложение1 (Слайд 15)
- Ребята, пользуясь знаниями, полученными сегодня, постарайтесь собрать цепочку из антонимов по принципу домино. Если вы соберете домино правильно, у вас не останется лишних карточек. Команда, собравшая цепочку без ошибок и быстрее всех, побеждает.
7. Творческое задание. (Слайд 16)
На доске текст:
Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.
- Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? ( О зиме)
- Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим словам антонимы и создайте новый текст.
- Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (Лете)
8.Итог урока. Рефлексия деятельности. (Слайд 17)
-Давайте подведем итог нашего занятия и обобщим знания об антонимах
«Незаконченное предложение»
Сегодня на уроке мы познакомились с …..АНТОНИМЫ
Пара слов с противоположным значением называется…АНТОНИМЫ
Слова -антиподы – это …..АНТОНИМЫ
..
Приложение 1 Игра «Домино антонимов»
скучно | тускло | глубоко | звонко | тяжело | налево | холодно | быстро |
ярко | мелко | глухо | вперед | направо | широко | криво | легко |
| весело | назад | вверх | узко | жирно | | |
вниз | ясно | медленно | богато | постно | сыро | | |
пасмурно | слева | бедно | сильно | сухо | красиво | | |
справа | громко | слабо | высоко | некрасиво | хорошо | | |
тихо | темно | низко | мирно | плохо | душно | | |
светло | тепло | враждебно | прямо | свежо | | | |