Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по курсу «Я – гражданин России» На тему «Добродетели»»
Внеурочное занятие по курсу «Я – гражданин России»
На тему «Добродетели»
Цель: Продолжать формирование представлений о доброте.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека.
2. Закреплять знания о вежливых словах.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом человека.
2. Формировать понимание необходимости уважения личности каждого.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями, трафареты для 2 класса, шаблоны для 3 класса, краски, палитры, кисти, поролоновые губки, ножницы, макет дерева.
Ход занятия:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | время |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычное занятие, у нас присутствуют гости, но это не должно вас отвлекать. На ваших партах лежат: трафареты, палитры, вода, кусок губки, ножницы, кисти, карточки. Говорить мы с вами будем о нравственных качествах человека, которым должны обладать все люди. | Проверяют готовность к занятию. | 1 мин. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии. | У вас на партах лежат карточки, распределите слова в 2 группы. | Распределяют карточки на 2 группы (работа в парах) Щедрость Жадность Трудолюбие Лень Правдивость Ложь Дружелюбие Хвастовство Сочувствие Безразличие Любовь Ненависть | 2 мин. |
| Если бы нужно было поставить знаки «+» и «-» какой знак вы поставили качествам в первой группе? | Ответы детей | |
| А во второй? | Ответы детей | |
| Каким будет человек, если будет обладать качествами из 1 группы? | Добрым | |
3. Этап выявления места и причины затруднения | То есть он окружающим людям .…. | Делает добро | 1 мин. |
| Или добро делает.Как одним словом можно назвать все (перечисленные) положительные качества доброго человека? | Добродетели | |
4.Этап построения проекта и выхода из затруднения | Так вот эти качества и называются ДОБРОДЕТЕЛЯМИ- Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. ***Добродетель – это отдельное положительное качество человека. | | 4 мин. |
5. Этап реализации построенного проекта | Давайте подумаем над значением каждого слова: (на доске написаны слова: Добродетельный, Добродушный, Доброжелательный, Добронравный, Добросердечный, Добросовестный) | Читают вслух слова и объясняют значения. | 7 мин. |
| Какая часть слова повторяется во всех этих качествах? | Добро | |
| Послушайте стихотворение и вставьте последнее слово подходящее по смыслу: Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец …. | …ДОБРОТА | |
| Как без слов понять с добрыми намерениями к нам человек или нет? | Улыбается. | |
| Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми. | | |
Физкультминутка: | А теперь все вместе встали Руки дружно вверх подняли Руки в стороны, вперёд, А теперь наоборот. Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и опять Будем дело продолжать. | Повторяют движения | 2 мин. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | А какое качество всегда противостоит добру? | Зло. | 4 мин. |
| Послушайте текст и ответьте на вопрос: кто из героев проявляет истинную доброту, а кто ложную? (зачитывается текст) | Слушают текст. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную. | |
| Почему вы так считаете?.... | Ответы детей | |
| На ваших столах лежат трафареты и шаблоны, а на сцене стоит необычное дерево, которое вы вместе рисовали и ждёт своих плодов. Но у дерева странная листва: с одной стороны всё зелёное и сочное, а с другой стороны с листвой что-то не так. Как вы думаете что случилось с половинкой дерева? | Одна половина зелёная, другая коричневая. | |
| А теперь раскройте заготовки плодов и прочитайте, что там написано. К какому из качеств оно относится – к злу или добру? | ответы. | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Теперь возьмите кисти и губки и раскрасьте плоды красным цветом. Кто рисует кистью, не забывайте, что мазок должен повторять форму предмета. Место листочка закрасьте зелёным цветом, а веточку нарисуйте кистью. Нарисованные плоды отложите в сторону. (учитель показывает на доске) | Выполняют задание | 5 мин. |
8.Этап включения в систему знаний и повторение | Доброта ценилась всегда, во все времена. И нашло отражение в пословицах и поговорках. Предлагаю вам поработать в паре и, из представленных слов составить пословицу или поговорку о добре, доброте.(детям раздаются конверты со словами пословиц). Добро помни, а зло забывай; Добрые дела красят человека. Жизнь дана на добрые дела. Добро век не забудется. От добра - добра не ищут. Доброе сердце лучше богатства. Доброе слово и кошке приятно. Не ищи красоты - ищи доброты. Доброе дело дороже богатства. Доброе дело само себя хвалит. Какие пословицы получились у вас? Кто готов озвучить? | Работа в паре. | 13 мин. |
| Вырежьте ножницами плоды и в соответствии качества разместите на дереве. | Ученики прикрепляют плоды к дереву. | 3 мин. |
| Вот какое замечательное дерево у нас получилось. И хоть с виду плоды одинаковы, качество их разное. Если мы будем проявлять (перечисляются злые качества с плодов), то наше дерево будет гибнуть, а если будем (перечисляются качества) то мы будем процветать. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, добрыми, умными, честными, заботливыми, любящими и самыми любимыми. | | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на занятии | О чём мы с вами сегодня говорили? | О добре, добродетелях | 3 мин. |
| Что понравилось вам на занятии? | Ответы детей | |
| Что вызывало трудности? | Ответы детей | |
| Как вы думаете, трудно быть добрым? | Ответы детей | |
| Спасибо за работу! | | |
Приложение 1
В воскресенье ребята начальной школы решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: "Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела". Подошел дед и строго сказал: "Вставай, Елена. Пообещала - сделай дело, а потом гуляй смело".
Приложение 2
Пословицы разрезаны на отдельные слова.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро век не забудется.
От добра - добра не ищут.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово и кошке приятно.
Не ищи красоты - ищи доброты.
Доброе дело дороже богатства.
Доброе дело само себя хвалит.