СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по литературному чтению "Мы любим сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по литературному чтению "Мы любим сказки"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение


«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»


















« Мы любим сказки»

внеурочное занятие по литературному чтению

  1. класс














Составила учитель начальных классов


Украин Людмила Петровна
















г. Городовиковск


Предварительная работа.


*Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;

  • оформление тематической выставки книг;

  • разучивание словесных игр «Что было дальше в сказке», «Из какой мы сказки?», «Кто лишний?», «Угадай на ощупь»;

  • загадывание загадок по сказочным сюжетам; *инсценировка по сказке «Репка»;

  • совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.


Цель мероприятия:

Вызвать интерес к чтению русских народных сказок, расширение читательского кругозора, развивать мышление и речь учащихся, учить сопоставлять предметы по одному или нескольким признакам, преодолевать трудности, желание работать в коллективе, формировать у учащихся интерес к чтению.

Задачи:

-выявить уровень читательской активности учащихся;

-способствовать расширению кругозора детей;

развивать речь, коммуникативные навыки, творческие способности;

-воспитывать бережное отношение к книге.

Личностные УУД:

 - Воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Познавательные УУД:

- познакомить с  героями сказок русских народных, сказок великих писателей;

- развивать творческое воображение, логику мышления и память;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Регулятивные УУД:

- осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;

 - удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)  деятельности;

-оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- Допускать существование различных точек зрения;

- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формировать вербальных и невербальных способов коммуникации;

- уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,+ выставка книг, картинки и иллюстрации сказок.

Тип: внеклассное мероприятие -путешествие-игра.

Технология - развивающее обучение.

Методы –проблемно - поисковый. рассказ, показ, беседа, объяснение, демонстрация, практические соревновательные упражнения;


Формы – индивидуальная, коллективная.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Организационный момент:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «УЛЫБНЕМСЯ СОЛНЫШКУ»

Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!» (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)

Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое!» (поднимают руки вверх)

Улыбнемся лучикам: «Лейтесь, нежно – ласково!» (поглаживают обе ладони)

Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра!» (улыбаются и кланяются гостям)





- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

- Далеко, далеко раскинулось царство, необъятное государство - Страна сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы- самые высокие, терема - самые прекрасные, а чудовища - самые ужасные.



Нас встречает в жизни сказка.

В беде научит помогать.

Вместе с материнской лаской,

Никогда не унывать.

С добрым бабушкиным взглядом,

И пусть зло пока хитрее,

Чтоб идти по жизни рядом.

Всё равно добро мудрее

Никогда нам не наскучит

Сказка нам поможет жить.

Быть отважными научит.

И все невзгоды победить.


Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.


  • Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?


-Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице:


«СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..» - на доске.


(Правила игры-путешествия)


Итак, друзья, начинаем программу,

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши русские сказки.

Отправляемся друзья,

В чудо сказку – вы и я





В чудо сказку – вы и я



«Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван - царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу».

Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.

  • Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?

  • А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?

-Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.


1.КОНКУРС. «Корректор»

Необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.


«Сестрица Аленушка и братец Никитушка (Иванушка)»

«Иван –царевич и зеленый (серый) волк»

«По собачьему (щучьему) веленью»

«Сивка-будка (бурка)»

«Волк и 7 тигрят (козлят)»

«Гуси-вороны (лебеди)



МОЛОДЦЫ!

Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу:


«Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».


2.КОНКУРС «Сказочное ориентирование»


Перед вами необычная карта. Надо узнать через какие сказки предстоит пройти Ивану-царевичу, помогите назвать сказку по иллюстрации.

МОЛОДЦЫ!


Долго ли, коротко ли мы шёл Иван – царевич и вышли на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?» Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам помогут ребята. Ребята тебе в этом помогут, выполнив следующее задание.


  1. КОНКУРС. «Художник»


  1. Нарисовать то, что тянут-потянут, вытянуть не могут.

  2. Нарисовать то, что на сметане мешен, на окошке стужен.


ФИЗМИНУТКА

  1. КОНКУРС: «На званом обеде»


Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили объявить сказочный перерыв.


1.Наварила манной каши и размазала по тарелке:

  • Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса – Журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и Журавль».)


2.-Съешь моего ржаного пирожка.

-Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! (Печка – девочке. Русская народная сказка «Гуси - лебеди».)


Вывод: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши!


5.КОНКУРС: «Сказка стала былью»


  • Ребята, вы конечно хорошо знаете сказки… Иван –царевич вздремнул и снится ему сон… и снится ему как СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ,… давно –давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское и чувствовать себя, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах – помните о волшебном горшке, который сам кашу варил? Прошло много времени, и многие мечты стали явью.


Ваша задача назвать чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы


Гусли – самогуды (магнитофон)

Ступа (ракета, самолёт)

Чудо-зеркало (телевизор, компьютер)

Перо жар-птицы (лампа)

Сани, что везут сами (автомобиль)

Клубок ниток, указывающий дорогу (компас)

Телевизор – зеркальце.

Водолазный костюм – Садко на морском дне.

Самолёт – ковёр-самолёт



Долго ли коротко ли ехал Иван-царевич … и подъехал к избушке Бабы –Яги.

Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая..

Оказывается Баба Яга добрая, и она нам очень рада. Она ждет от нас помощи. За много лет у не скопилось много вещей, которые она бы хотела вернуть назад в сказку, но позабыла к какой сказке они принадлежат. Поможем бабушке?!


6. КОНКУРС: «Бюро находок»


1.ИГЛА («Иван –царевич и серый волк»)

2. ТРИ ЛОЖКИ («Три медведя»)

3.ЯБЛОКО И ПИРОЖОК («Гуси-лебеди»)

4.СТРЕЛА («Царевна-лягушка»)

5.ВЕДРА(«По щучьему велению»)

6.ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО («Курочка-Ряба»)

Баба – Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь. Но у Бабы Яги есть слабое место: она очень любит решать различные задачки, но некоторые так трудны…. и она просит вашей помощи. Согласны вы решать задачки Бабы Яги? (предполагаемые ответы детей)

Дети решают задачки, которые задает Баба Яга.


  1. КОНКУРС. «Сказочные задачки»


1.Курочка Ряба снесла яичко, а мышка разбила. Тогда Ряба, снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила, Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких‚ яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не баловали свою мышку?


2.Василиса Премудрая и Змей Горыныч играли в шашки. Сначала Василиса съела у Горыныча три шашки, а потом Василиса съела у Горыныча две шашки. После следующего хода Василиса съела у Горыныча три шашки. Сколько всего шашек съела Василиса у Кощея Бессмертного?


Итак, Иван –царевич перед воротами сказочной страны. Ворота закрыты. Узнаем в чем тут дело. Оказывается, сказки просят, чтобы их узнали.





8.КОНКУРС: «Загадки»

Капитаны по очереди отгадывают загадки. Одна правильно отгаданная загадка -один балл.


1.Ждали маму с молоком,

Угадайте без подсказки,


А пустили волка в дом…

Кто герои этой сказки?


Кем же были эти

7. С кем Мороз играет в прятки,


Маленькие дети?


В белой шубке, в белой шапке?




2. Уплетая калачи,

Знают все его дочурку,


Ехал парень на печи.

И зовут ее…


Прокатился по деревне

8. Отвечайте на вопрос:


И женился на царевне.


Кто в корзине Машу нёс,




3. Как у Бабы у Яги

Кто садился на пенёк


Нет совсем одной ноги,

И хотел съесть пирожок?


Зато есть замечательный

Сказочку ты знаешь ведь?


Аппарат летательный.

Кто же это был? …


Какой?

9. Что за сказка: кошка, внучка,




4. Всех важней она в загадке,

Мышь, ещё собака Жучка


Хоть и в погребе жила:

Деду с бабой помогали,


Репку вытащить из грядки

Корнеплоды собирали?


Деду с бабкой помогла.

10. Дед и баба вместе жили,




5. Из муки он был печен,

Дочку из снежка слепили,


На сметане был мешен.

Но костра горячий жар


На окошке он студился,

Превратил девчурку в пар.


По дорожке он катился.

Дед и бабушка в печали.


6. Возле леса, на опушке,

Как же их дочурку звали?




Трое их живет в избушке.



Там три стула и три кружки,



Три кроватки, три подушки.





Замок Кощея Бессмертного. Это очень злой и коварный сказочный герой и здесь нам без помощи взрослых не обойтись. Давайте попросим наших гостей и жюри нам помочь вызволить Василису Прекрасную.


  1. КОНКУРС:

1. Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит? ( Горох)

2.В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз - поцелуй царевны и женитьба на ней? (Сивка - Бурка)

  1. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)

  2. Что является высочайшим достижением общепита? (Скатерть-самобранка)

  3. В какой сказке говорится об ограниченном приеме членов в кооператив? ( Теремок)

  4. Сколько человек тянуло репку? (3)

  5. Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб? (Колобок)

  6. В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук, лап – при очень большом урожае? (Репка)


Открылись двери башни, вышла из них Василиса.

«Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда. Налетели гуси-лебеди, унесли книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство-государство. Заколдовал её Кощей и поставил стражу - Змея Горыныча. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись! Одно знаю - любит Змей - Горыныч все веселое, так как сотни лет живет в одиночестве и ему очень скучно »


Частушки исполняют первоклассники.

Частушки исполняют первоклассники.


1.У Иван- Царевича

Серый волк теперича.

Вот какие на Руси

Нынче бегают такси


5.Как на форде, на печи

По селу Емеля мчит.

Да еще включил мигалку.

«Берегись, народ!»- кричит.



2.Молодильных яблок царь Съел штук тридцать за январь Год теперь мальчишке Писает в штанишки.



6.Змей – Горыныч как- то раз

Заболел, почти угас…

Но нашелся врач один,

Прописал ему бензин


3.У Кикиморы с болота

Каждый день бывает рвота.

Разве это не позор,

Местный САНЭПИДНАДЗОР?!



7.Бабке-Ёжке повезло-

Ездит в ступе с помелом.

Про нее в газетах пишут!

Обзывают НЛОМ.



4.Молодец наш Колобок.

Он от всех ушел (без ног!),

И живет теперь в Нью-Йорке,

А зовут его Хот-дог.



8.Веселись , лесной народ,

У Яги – евроремонт!

Будет жить теперь Ягуша

В офисе на «ножках Буша»

  1. На деревне говорят, Объявилась Мышь- Гигант! Будто вытащила репку Килограмм в сто пятьдесят!


  1. Соловей- разбойник мал, Но уже звездою стал. Разучил две песни репом

    • на конкурс усвистал.


  1. Мы про бабушку- Ягу Много сказок знаем. Потому, что сами книги Мы уже читаем.

МОЛОДЦЫ! А книга эта ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Вы, ребята, изучили все буквы, научились читать, и этот учебник поможет вам много узнать нового, интересного.


Посадил Иван-царевич Василису Прекрасную и поскакал домой. И нам пора возвращаться.


Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.


Итог мероприятия.

Вот и закончилась игра, а вместе с нею и сказка.


  1. Чем чаще всего заканчивается сказка?


(На том пиру я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Стали жить-поживать да добра наживать.)

  1. Какие виды сказок вы знаете?

(Русские народные сказки, литературные.)


  1. Герои сказок отгадывают иногда загадки, которые сейчас предстоит отгадать всем:

- Что на свете всех сильнее? (Ветер.) - Что на свете всех быстрее? (Мысли.) - Что на свете всех милее? (Сон.)


- Что на свете всех жирнее? (Земля.)


  1. Чему учит сказка?

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам

урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!


Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Закончить наше путешествие я хотела бы снова улыбкой. Встанем, возьмемся за руки и улыбнемся всем вокруг и друг другу.


СКАЗКУ ЭТУ ЗАКРЫВАЮ

И УСПЕХОВ ВАМ ЖЕЛАЮ.

МНЕ ПРИЯТНО БЫЛО С ВАМИ

ВЕСЕЛИТЬСЯ И ШУТИТЬ.

А ТЕПЕРЬ ВЫ РАЗРЕШИТЕ

ВАМ ПОДАРКИ ПОДАРИТЬ.

Награждение участников . Поведение итогов

Просмотр мультфильма «Ивашка из дворца пионеров»




При составлении сценария внеклассного мероприятия использованы следующие ресурсы:


  1. http://www.detsadclub.ru/konspekty-zanyatij/29-vospitatelu/games/1202-konspekt-igry-zanyatiya-puteshestvie-po-russkim-narodnym-skazkam

  2. http://www.stihi.ru/2005/07/14-1249


  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam-2


  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/v-gostyakh-u-skazki

  2. http://festival.1september.ru/articles/625820/..

  3. http://www.maaam.ru/detskijsad/-skazochnoe-puteshestvie.html


https://infourok.ru/vneklassnoe_meropriyatie_dlya_1_klassa_v_gostyah_u_skazki-396706.htm