СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение. В.С.Высоцкий. «Песня о друге», «Я не люблю», «Песня о земле»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русской литературе для 8-го класса на тему "Внеклассное чтение. В.С.Высоцкий "Песня о друге", "Я не люблю", "Песня о земле""

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. В.С.Высоцкий. «Песня о друге», «Я не люблю», «Песня о земле»»

Дата: 11.05.17г. Класс: 8

Тема:

Внеклассное чтение. В.С.Высоцкий. «Песня о друге»,

«Я не люблю», «Песня о земле»

Цель урока:

показать важнейшие составляющие художественного мира В. Высоцкого, черты его индивидуальности; рассмотреть тематическое разнообразие и эстетическое единство его произведений; осмыслить авторскую концепцию мира и человека; нравственное воспитание учащихся.

Ожидаемый результат

развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- развивать критического мышления.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы.


5 мин.

II. Проверка домашней работы.

По методу «Мозговая атака» проводит проверку домашней работы.

Ученики отвечают на вопросы учителя.


20 мин.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Ассоциативная карта».

Песня о земле









Песеня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою правоту в споре со скептиками и слабыми духом людьми. Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение («Кто сказал, что земля умерла», «...Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д. ). Земля, таким образом, выступает в произведении как живое существо, которое способно петь и страдать. Образ земли воплощает душу России, которую нельзя покалечить, как ее многострадальный лик, изуродованный, израненный воронками и траншеями. Земле изначально присуще материнство как неотъемлемое и естественное качество. Все попытки уничтожить на ней жизнь тщетны и несостоятельны. Одновременно с этим подчеркивается целительная сила времени. Примечательно, что B.C. Высоцкий изначально не разделяет землю на свою и чужую. Хотя речь в стихотворении идет прежде всего о судьбе измученной войной родины, в произведении проявляется в определенной степени и планетарное мышление поэта, которого волнует любое человеческое горе на свете. В финальной строфе поэт выражает непоколебимую уверенность в том, что земля «вынесет все, переждет». Он спорит с теми, кто не верит в будущее и думает, что земля «замолчала навеки». Особое значение в этой связи в финале приобретает образ песни, воплощающий идею духовного возрождения, веру в лучшее будущее и преодоление невзгод, связанных с войной. Создавая образ израненной земли, B.C. Высоцкий вместе с тем изображает войну как «неземное страдание» и величайшее из бедствий. Обобщенный образ страдания земли невольно проецируется на судьбу каждого ее жителя, познавшего боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непременно нужно преодолеть для того, чтобы жизнь на земле вновь пошла обычным чередом, чтобы воплотилось животворное начало в народной песне, к которой, несомненно, восходят истоки творческого таланта B.C. Высоцкого.

ченик: В многогранном творчестве Высоцкого важное место занимают стихи о войне. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.

Как будто он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой «все судьбы с путями скрестились»:

И крики «ура!» застывали во рту,

когда мы пули глотали.

Шесть раз занимали мы ту высоту,

Шесть раз мы ее отдавали.

А может ее стороной обойти.

Да что мы к ней так прицепились?!

Но, видно уж точно все судьбы - пути

На этой высотке скрестились.



Ученик: Как будто он сам, тяжело раненый, лежал в госпитале:

И однажды, как в угаре,

Тот сосед, что слева, мне

Вдруг сказал: «Послушай, парень,

У тебя ноги - то нет...»



Ученик: Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину:

Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идет за мной.

Мы не успели ... оглянуться,

А сыновья... уходят в бой.



Ученик: Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал себе самое сокровенное желание – «выйти живым из боя» и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уже решил, миновала беда.

И удалось отвертеться...

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце...



Ученик: Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну:

Нам и места в землянке хватало вполне,

нам и время текло для обоих.

Все теперь одному, только кажется мне:

Это я не вернулся из боя.



Учитель: Военные стихи Высоцкого трагичны, но в то в тоже время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле.

Ученик читает стихотворение «Песня о земле»



Учитель: Следующая страница называется «Десять тысяч и всего один забег».

Эпиграф: Посмотрите. Вот он

Без страховки идет!

Чуть правее наклон –

упадет. Пропадет!

Чуть левее наклон –

все равно не спасет...

Но зачем–то ему

Очень нужно пройти

четыре четверти пути!



Ученик: На концертах Высоцкий часто пел о спорте, Никто из поэтов не уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так, - боксом, акробатикой. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта.

У него есть песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР – Канада в хоккей, когда сборная СССР стала в пятый раз чемпионом мира. Эта песня стала любимой у хоккеистов:



Прием «Верю не верю».


Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики работают с толковым словарем.

учебник



Толковый словарь

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Ученики проявляют свои знания.


5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба



стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!