Вопросы первого конкурса "Заморочки из бочки".
Вопрос 1. Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин?
Ответ: В газообразном.
Вопрос 2. Что мешает студенту колледжа, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
Ответ: Взаимное притяжение между молекулами.
Вопрос 3. В каких студентах быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.
Вопрос 4. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?
Ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
Вопрос 5. В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и "за углом"?
Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы.
Вопрос 6. Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах?
Ответ: При подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо вкрутую нельзя.
Вопрос 7. Злобный Джин, находясь в газообразном состоянии внутри закрытой бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем давит Джин?
Ответ: Беспорядочно движущимися молекулами.
Вопрос 8. Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с ее обитателями, через минуту сказал: "Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник". Как он определил это, если находился в комнате, из которой кухня не видна?
Ответ: Когда чайник кипит, то крышка обычно побрякивает, т.к. в чайнике, благодаря образовавшемуся пару, давление повышается, приподнимая крышку; при этом часть пара выходит, давление уменьшается, крышка опускается, издавая при ударе звук.
Вопрос 9. Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся?
Ответ: Диффузия.
Вопрос 10. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство?
Ответ: Соляная кислота НСl.
Вопрос 11. Название какого химического элемента здесь зашифровано: ерсробе? Ответ:Серебро.
Вопрос 12. Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле?
Ответ: Гелий.
Вопрос 13: Разновидности атомов одного и того же элемента, имеющие разное число нейтронов.
Ответ: Изотопы.
Вопрос 14. Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами?
Ответ: Электризация.
Вопросы второго конкурса "Гонка за лидерами".
1 команда
Количество атомов (молекул) в одном моле вещества показывает :(число Авогадро).
Масса одного моля вещества - это :(молярная масса).
Единицы измерения давления : (Па, атм., мм. рт. ст.).
Единицы измерения скорости химической реакции : (моль/(лс)).
2команда
Величина равная отношению массы молекулы вещества к 1/12 массы молекулы углерода называется : (Относительной атомной массой).
Различность физических свойств по разным направлениям называется : (анизотропией).
Единицы измерения молярной массы: (г/моль, кг/моль).
Единицы измерения температуры : (К, 0С).
Вопросы третьего конкурса "Пятнашки".
1. Кто изобрел термометр, вискозиметр? (Ломоносов)
2. Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг:
кто наш лучший друг?
(Электрический ток)
3. Явление, при котором все макропараметры системы остаются неизменными сколь угодно долго? (Тепловое равновесие)
4. Прибор для измерения влажности воздуха? (Психрометр)
5. Явление, при котором из одних веществ образуются новые? (Химическое явление)
6. Прибор для измерения вязкости жидкости? (Вискозиметр)
7. Реакция проходящая с выделением теплоты? (Экзотермическая реакция)
8. Если в атом он попал -
То считай, почти пропал :
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра.
(Электрон)
9. Автор классификации химических элементов и уравнения состояния идеального газа. (Менделеев)
10. Это чудо - минерал
В море вице - адмирал.
Главный повар в ресторане
И палач на свежей ране.
(Хлорид натрия)
11. Прибор для измерения напряжения? (Вольтметр)
12. Явление, при котором происходит проникновение молекул одного вещества в другое? (Диффузия)
13. Однородные системы, состоящие из молекул растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия? (Растворы)
14. Прибор для измерения давления? (Барометр)
15. В каком полушарии Земли находится ее северный магнитный полюс? (В южном полушарии)
16. Явление, при котором происходит изменение формы или агрегатного состояния? (Физическое явление)
17. Прибор для нагревания веществ? (Спиртовка)
18. Как аквалангист может определить в воде, где верх, а где низ, если он потерял ориентировку? (Бросить тяжелый предмет и пронаблюдать за движением воздушных пузырьков)
Четвертый конкурс: "Самый умный".
Текст: "Утро студента". Какие физические и химические явления встречаются в данном тексте?
Студент Вовочка проснулся рано утром. Умылся, оделся, расчесал пластмассовой расчёской волосы и, не глядя в зеркало, пошёл на кухню. Зажёг газовую плиту и поставил на неё чайник с водой. Затем заварил себе чай, добавил туда сахар и дольку лимона. "А что же к чаю?" - подумал Вовочка, - "У меня осталась булочка, которую я купил вчера по дороге домой". Порывшись в сумке под кипой тетрадей и учебников, он нашёл её. Булочка имела далеко не первоначальную форму. Делать нечего, придется, есть такую.
Посмотрев в окно, он увидел, что оно запотело. Так и не разглядев, что творится на улице, он оделся, потеплей, от души налив на себя папиного одеколона. И пошёл в техникум.
Выходя из подъезда, он как всегда зацепился за ржавую железную ручку. Всю дорогу до техникума прохожие, глядя на его голову, улыбались, а, подходя ближе, зажимали носы. И только зайдя в фойе техникума и посмотрев в зеркало, он всё понял.
Электризация
Горение
Кипение
Диффузия
Окисление
Деформация
Конденсация
Коррозия металлов
Внеклассное мероприятие по физике и химии
«Физические величины в химии» "Самый умный"
«Химия и физика так соединены между собой, что одна без другой быть не может». М.В. Ломоносов
Физика и химия - это науки, которые изучают явления, происходящие в природе. Законы природы едины. С целью установления всеобщего характера законов и процессов, происходящих в природе, повышения познавательного интереса учащихся к физике и химии, необходимо больше внимания уделять внеклассным мероприятиям. Они способствуют лучшему усвоению знаний учащимися, а для преподавателей являются хорошим способом проверки их знаний.
Цели:
образовательные:
расширить и углубить знания по физике и химии;
проверить степень усвоения знаний учащимися по физике и химии;
установить всеобщий характер законов природы;
воспитательные:
способствовать установлению уважительного отношения к соперникам;
создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;
укрепить веру учащихся в свои знания и силы.
развивающие:
расширить кругозор учащихся;
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
развить умение учащихся концентрировать внимание на основном.
Ход игры
1. Организационный момент. Представление жюри.
Добрый день, уважаемые эксперты, коллеги, студенты! Мы рады вас видеть на нашем внеклассном мероприятии по физике и химии "Самый умный", целью которого является
Расширение и углубление знаний по физике и химии;
проверка степени усвоения знаний учащихся по физике и химии;
способствовать установлению уважительного отношения к соперникам;
создание эмоциональных условий для самоутверждения личности;
укрепление веры с учащихся в свои знания и силы.
Активизирование мыслительной деятельности учащихся;
Развитие умений учащихся концентрировать внимание на основном.
Для объективности оценивания студентов нам необходимо выбрать жюри, которые будут следить за правильностью ответов. За каждый правильный ответ ученики получают жетон.
Наше занятие мы хотели бы начать словами М.В. Ломоносова.
«Химия и физика так соединены между собой, что одна без другой быть не может». М.В. Ломоносов
2. Приглашаются участники игры. 2 команды по 8 человек
Игра включает в себя 4 конкурса.
Первый конкурс "Заморочки из бочки".
Участникам задаётся 14 вопросов. Команда, первый давший правильный ответ на каждый вопрос, получает 1 балл (жетон).
Второй конкурс "Гонка за лидерами".
Каждому из команд задаётся по 4 вопроса. Первый и второй вопросы - физические или химические величины. Третий и четвертый вопросы - единицы измерения физических величин. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в один балл.
Третий конкурс "Пятнашки".
В третьем туре ученикам предлагается 3 категории, в каждой по 6 вопросов. Игрок, набравший большее количество баллов по итогам двух предыдущих конкурсов, выбирает категорию первым. И так в порядке уменьшения баллов. На экране появляется таблица, в которой вопросы каждой категории обозначены своим цветом. Белым цветом обозначена нейтральная категория, за правильный ответ на вопросы которой игрок получает 1 балл. Дается 20 секунд на запоминание таблицы. Игрок, правильно отвечающий на вопрос своей категории, получает 2 балла, на вопрос чужой категории (кроме нейтральной) - 3 балла.
Четвёртый конкурс "Самый умный".
Участникам дается текст с заданием. Правильный ответ оценивается в пять баллов.
По итогам всех конкурсов определяется победитель игры "Самый умный".
3. Подведение итогов.
4. Оценка деятельности учащихся (поощрение).