СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" разработан для учащихся 5-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

"Турнир знатоков русского языка"

Цель:

  1. проверить знания учащихся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;

  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;

  3. формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: атрибуты команд (флажки), карточки, кубок, грамота, иллюстрации, изображающие рыцарей.

В игре принимают участие учащиеся 5-7 классов (команды) и жюри (учителя).

Команды: «Знатоки», «Умники», «Исследователи».

Жюри: заместитель директора по УВР, руководитель МО учителей гуманитарных наук, учитель русского языка и литературы.

Туры:

  1. Орфоэпический.

  2. Лексический.

  3. Фразеологический.

  4. Морфологический.

  5. Художественное чтение.

  6. Редакторский.

На доске записаны туры.

У каждой команды флажки своего цвета:

5 класс – «Знатоки» - жёлтый;

6 класс – «Умники» - зеленый;

7 класс – «Исследователи» - розовый.

Ход игры.

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались на "Турнир знатоков русского языка”. Турнир непростой, а рыцарский. Что вы знаете о рыцарях? (ответ уч-ся)

- Совершенно правильно. Вот и наши команды будут бороться за звание знатоков русского языка.

Представление команд, жюри.

- Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы (звучат фанфары).

Первый тур. Орфоэпический.

Задание на карточках. Отвечают все команды. Жюри собирают и проверяют работы.

  • Поставьте ударение в словах:

алфавит, баловать, звонит, украинский, щавель, ходатайство, облегчить, торты, цемент.





Второй тур. Лексический.



Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.



I.

  • Что обозначает данное слово? Укажите лексическое значения слов.

5 класс. Мумия (от араб. мум - воск)

  1. труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;

  2. (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человек.

6 класс. Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка)

Короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.


7 класс. Авторалли-спорт.

Соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)

II.

Домашнее задание. Придумать свой неологизм и дать ему лексическое значение. Жюри оценивает оригинальность, остроумие.

III. Задание на карточках для каждой команды.

  • Подберите к словам левой колонки антонимы из правой колонки.



Грязный

Бодрый

Трудолюбие

Сухой

Спокойствие

Противник

Кручиниться

Загрязнить

Выпрямить

Очистить

Согнуть

Чистый

Усталый

Лень

Тревога

Влажный

Союзник

Радоваться





Третий тур. Фразеологический.

I.

Отвечает команда, быстрее других поднявшая флажок.

  • Закончить пословицу или поговорку.

Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра то, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

Славен человек не словами, (славен делами).

Грамоте учиться (всегда пригодится).



II.

Особенно много крылатых слов и выражений вошло в русскую речь из басен И.А. Крылова, из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», из произведений А.С. Пушкина.



  • Дать толкование крылатому выражению.

5 класс.

Да только воз и ныне там. (Из басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»).

6 класс.

У сильного всегда бессильный виноват. (Из басни И.А. Крылова «Волк и ягнёнок»).

7 класс.

А Васька слушает, да ест. (Из басни И.А. Крылова «Кот и Повар»).





Четвёртый тур. Морфологический.

Блиц – опрос. Оценивается каждая команда. Задания на карточках для каждой команды.

1.Какая часть речи отвечает на вопросы косвенных падежей?

а) имя прилагательное;
б) наречие;
в) имя существительное.

2. Какая часть речи обозначает действие предмета?

а) имя прилагательное;
б) местоимение;
в) глагол.

3. К какой части речи относятся слова «свежо, вверху, вчера»?

а) имя прилагательное;
б) наречие;
в) местоимение.

4. У глагола есть спряжения. Сколько их?

а) одно;
б) три;
в) два.

5. Какая часть речи указывает на предмет, на признак предмета?

а) глагол;
б) местоимение;
в) прилагательное.

6. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а) Как? Где? Когда?
б) Какой? Чей?;
в) Что делать? Что сделать?

7. Что обозначает наречие?

а) признак действия;
б) предмет;
в) признак предмета.



Пятый тур. Художественное чтение. Конкурс капитанов.

  • Стихотворения в прозе о русском языке.

Жюри оценивает выразительность, эмоциональность.



Шестой тур. Редакторский.

Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.

Оценивается каждая команда. Пока учащиеся редактируют текст, звучит тихая инструментальная музыка.

  • Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и пошёл к ним. Позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.



И тогда решил я пойти к ним в гости. Их разговоры мне всегда интересны, потому что они любят гостей и умеют с ними разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и пошёл к ним. Позвонил в их дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в её духовке. У них мне очень понравилось, и я решил чаще приходить сюда.



Заключительное слово учителя.

Награждение.