СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Народный костюм народов Поволжья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие может быть использовано как дополнительный материал к урокам ИЗО.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Народный костюм народов Поволжья"»



Национальные костюмы народов Поволжья.

Цель:

- познакомить учащихся с национальными костюмами народов Поволжья, расширить кругозор.



Задачи:

- Личностные УУД: 

  • воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность

  • создавать эмоционально-положительную основу для развития; патриотических чувств: любви и преданности к Родине;

  • развить эстетический вкус на основе национальных костюмов народов;

- Регулятивные УУД:

  • формирование навыков планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение действовать и принимать решения по предложенному плану;

  • умение оценивать правильность выполнения действий;

- Познавательные УУД:

  • Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;

  • обогащать их словарный запас;

  • выявить имеющиеся знания обучающихся о стране в которой они живут, и расширить их;

  • развивать интерес к истории своей Родины;

  • интерес к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;

- Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать в своей команде в поиске и сборе нужной информации;

  • формирование умения полно и четко выражать свои мысли, умело владея речью;

  • воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей;



Оборудование:

Для учителя:

  • мультимедиа презентация

  • медиапроектор

  • компьютер

  • музыкальное сопровождение: русская народная песня, татарская народная песня, чувашская народная песня, мордовская народная песня.

Для учащихся:

  • ребусы

  • бумажные куклы

  • изображение национальных костюмов

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Добрый день, дорогие друзья!

Вас снова рада видеть я.

Постарайтесь меня внимательно слушать, всё запоминать

И полученные знания в своей работе применять.

- Посмотрите на слайд и сформулируйте тему нашего занятия. (Национальные костюмы народов) (слайд 1)

2.Основная часть.

- В нашей области испокон веков живут представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, марийцы и многие другие. И у каждого народа существует свой национальный костюм, который говорит о их народных занятиях, традициях и обычаях. Вся одежда у народов Поволжья до возникновения фабричных тканей шилась из материалов домашней выработки. (Слайд 3)

- (Слайд 4) Русский национальный костюм.

  • Женская одежда в основном состояла из белой льняной рубахи и яркого сарафана, вышитого орнаментом. Сарафан обязательно подвязывали пояском. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог». Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Завершением женского костюма был кокошник – самая его нарядная часть. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили платки. (Слайд 5)

  • Мужской русский национальный костюм состоял в основном из рубаки, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом. Штаны заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. (Слайд 6)



(Слайд 7) Татарский национальный костюм.

  • Женский костюм состоял из свободной расширяющейся книзу просторной рубахи (кульмек), сшитой из однотонных тканей – атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротом и разрезом на груди и камзола. Камзол надевался поверх кульмека и представлял собой удлиненный жилет, плотно облегающий тело до талии и широкими фалдами к низу. Её шили из тяжёлых тканей: бархата, сукна, парчи и т.д. Борта, подол, рукава могли быть украшены позументом, галуном, птичьими перьями и мехом. Женщины носили однотонные штаны. Головной убор – калфак, разных размеров и цвета, украшались орнаментами золотошвейной вышивкой, но с шитьем жемчугом, бисером, аппликацией и т.д. Также всё это сочетается с высокохудожественными ювелирными украшениями. (Слайд 8)

  • Основой мужского татарского костюма являются рубаха и штаны. Рубаха была широкая и длиной до колен. Никогда не имела пояса. Рукава широкие и длинные. В татарских костюмах разрез делали на правой стороне груди. Этим и отличается их крой от русских рубах. Штаны представляли собой поясную одежду, характерную для тюркоязычных народов. Для пошива использовалась полосатая ткань. На голове носили тюбитейку, сшитую из плотной ткани и богато украшенной вышивкой. Узорные сапоги были составной частью костюма женщин и мужчин. (Слайд 9)



(Слайд 10) Чувашский народный костюм.

  • Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и украшениях. Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. (Слайд 11)

  • Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. Холщевая белая рубаха, туникообразной формы с косой застежкой воротника, подпоясанная 1-2 поясами. (Слайд 12)



(Слайд 13) Мордовский национальный костюм.

  • Украшением женского мордовского костюма были: вышитая по груди, оплечьям, рукавам и подолу холщовая рубаха-панар туникообразного покроя без воротника, передник, нагрудник, головной убор – панго, набедренные украшения – пулай. На груди женщины носили бусы из ракушек и бисера. (Слайд 14)

  • Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. (Слайд 15)



Физкультминутка.

- Я называю элементы русского национального костюма – вы топаете.

Элементы татарского народного костюма – вы хлопаете.

Элементы чувашского костюма – вы приседаете.

А элементы мордовского народного костюма – вы прыгаете.

- Сарафан, калфак, панго, тюбитейка, шупар, кокошник, рубаха.



3.Заключительная часть.



  • Практическая работа.

  1. Теперь давайте немного поработаем. Ваше задание – это разгадать ребусы. (каждой паре даётся один ребус для отгадывания).

  2. А сейчас мы будем отгадывать загадки.



- Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу. (головной убор).



- Днём обручем, ночью змеёй. (пояс).



- Пустое – стоит, полное – ходит. (сапоги)



- Один вход, три выхода. (рубаха)



- По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (штаны)



- Стоит Алёна:

Платон зелёный,

Тонкий стан,

Белый …. (сарафан)



  1. Вам понравились народные костюмы? Вам необходимо правильно подобрать костюм соответствующей нации и одеть куклу. (в конвертах находятся костюмы разных национальностей, дети одевают куклу).



Рефлексия.

- Какая тема была нашего занятия?

- Что вы узнали нового?

- Какое задание было трудным для вас? Почему?

- Как вы оцениваете свою работу?



И закончить наше занятие хочу такими строками:



Дружба всех народов не просто слова,

Дружбою народов сила наша велика.