Внеклассное занятие по русскому языку

Разработала учитель начальных классов
Быданцева Ольга Владимировна
Цели:
Образовательная:
Развивающая:
Обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мысли;
Воспитательная:
Воспитывать взаимопомощь, дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к знаниям, дисциплинированность.
Оборудование.
Карта страны Лингвия;
Ребусы;
Карточки со словами;
Карточки с заданиями;
Кораблик.
Ход занятия.
Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в необычную страну, к берегам Лингвии.
«Лингва» по-гречески — язык. Жители Лингвии - Звуки, Слова, Предложения — помогут нам понять, что заниматься русским языком вовсе не скучное дело. Напротив, очень интересное и увлекательное!
1 ученик. Зеленый и таинственный,
Средь моря остров спит...
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
2 ученик А может, мы с веселыми
Там встретимся Глаголами?
Или найдем внимательных,
Послушных Прилагательных?
За соснами, за буквами
Увидим Звуки с Буквами?
3 ученик Страница перевернута, и перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий, волнений и надежд!
Там за бортом направо уже видна земля,
И до земли остался лишь поворот руля...
Учитель. Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие. Возьмите в дорогу внимание, находчивость смекалку, улыбку. И, в путь!
Стоянка № 1. Фонетика и Графика.
Учитель. Итак, мы причалили к берегу. Давайте попробуем разобраться, почему Фонетика и Графика живут на одном острове?
Зачем на плакате нарисованы глаз и ухо?
• Маленькие дети долго не могут научиться правильно произносить слова:
одни звуки они выговаривают легко, а другие — с трудом.
Задание. Я произношу слова так, как их проазносят дети, а вы все вместе попробуйте угадать эти слова:
сюба (шуба), сяпка (шапка), тани (штаны), миська (мышка), диси (часы), иссе (еще), колька (корка), кулька (курица), каныпинка (картинка),
мася (масло), мацик (мальчик), пать (спать), кука (кукла).
Послушайте стихотворение.
Сахара для Захара —
Из сахара Сахара:
Там сахарные горы
Сахарного песка.
Почаще бы в Сахару
Захаживать Захару,
Да очень от Захара
Сахара далека!
• Какие звуки помогли поэту пошутить? Какую роль здесь играет ударение?
Учитель. Ударение подобно биению сердца.
Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слова, на ударение не обращаем никакого внимания. Но слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно: смысл слов может быть непонятным, темп речи нарушается, замедляется. Поэтому правильная постановка ударения необходима для того, чтобы вас лучше понимали.
Задание. Поставьте в словах ударение.
Магазин, портфель тефтели калькулятор
Свёкла столяр щавель компьютер
Задание. Правильно или нет сделан перенос слов?
Ю-ля, зме-я, по-дписать, под-писать, о-кно, пе-ние, вс-пыхнуть, вспых-нуть, сох-ра - нить, со-хранить, прик - рыть, га-йка, гай-ка.
Задание. Учитывая один из признаков согласных звуков, исключите лишние слова.
Мыло, Мила, мала.
Бал, басня, белка.
Дети, дата, дорога.
Стоянка 2. Морфемика.
Учитель. Новый остров — новые впечатления!
На острове тесновато, не правда ли? Ну, еще бы! Морфем так много.
Ученик. Друзья! Моя задача такова —
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Задание. Вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова — морфемы.
Та часть слова, что изменяется,
…(окончанием) называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы ... (основа).
…(Основа) слова — главная значимая часть.
Родственные связи дарят ... (корню) власть.
Выясни умело линию родства —
…(Однокоренные) подбери слова.
За корнем ... (суффикс)
Нашел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратится в речку,
Лес — в лесника,
А печь — всего лишь в печку.
У корня в недругах, представьте-ка,
Есть дама гордая — ... (приставка).
А элит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
Задание. • Назовите слова с нулевым окончанием.
Ночь, дом, синий, волчий, пять, пишу, мамин, думал, сам.
• В каждом ряду разделите слова на две группы.
Берег, берёг, прибегать, береговой, сберегательная. Буря, бурный, буровик, бурить, буровая.
Стоянка № З. Лексика.
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клал.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в гюколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
Учитель. Словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10000—30000 слов.
Задание. Исключите лишнее слово. Как можно назвать эти слова?
Огонь, дым, пламя.
Алфавит, азбука, чистописание.
Бросать, кидать, ловить.
Шалун, тихоня, озорник.
Учитель. Синонимы — это разные по звучанию слова, которые очень похожи друг на друга по значению, потому что обозначают оттенки одного и того же слова. Синонимы — слова одной и той же части речи.
Спорим летом и зимой,
Спорим днем и ночью,
Ты со мной, а я — с тобой:
Разные мы очень!
Учитель. Это антонимы. Это слова с противоположными значениями, они являются одной и той же частью речи.
• Я называю слово, а вы его антоним.
Зима, плакать, учиться, темный,
холод, интересный, ходить,
быстро, влево, трудиться.
Учитель. А еще существуют устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову, — это фразеологизмы.
• Что означают эти фразеологизмы?
Какими словами их можно заменить?
Пешком ходить под стол;
намылить шею;
на краю света;
бить баклуши.
Стоянка № 4. Грамматика.
Учитель. К нам приземлились десять парашютистов-букв. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.
САМЕНЛРОПС
(село, сало, смена, пора, роса, печа, нота, нора, рота, масло, море, лето, рано, тепло, темно...).
Конкурс В гости к Согласным.
Замените в словах одну согласную так, чтобы получились другие слова.
Фара (пара), игра, хата, кочка, лен, роща, крыса, чайка.
Отгадайте загадки.
Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох) На лесной опушке Стояли две подружки: Платьица белены, Шапочки зелены. (Березки) Щиплет щеки, щиплет нос. Но не страшен нам... (мороз). Глядишь — ласкается, Дразнишь — кусается. На цепи сидит, Дом сторожит. (Собака) Непоседа пестрая. Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) | Растет трава Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает. (Земляника) В детский сад с бахчи Привезли мячи. Подали к обеду мяч, Сладкий он и как кумач. (Арбуз) Сарафан на сарафане, Платьице на платьице. А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук) Просыпается весной, А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Ранним утром у школьных ворот Собирается дружный... (народ). |
Конкурс «Отгадайте ребусы».

Конкурс «Доскажи словечко».
Портфель у меня не велик и не мал,
Лежат в нем задачник, букварь и ... (пенал).
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (Ученик).
Быть должны всегда в порядке твои школьные... (тетрадки).
Чтобы было где писать, в школе нам
Нужна... (тетрадь).
Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно... (карандаш).
Конкурс «Школьные шарады».
Первое — предлог. Второе — летний дом.
А целое — порой решается с трудом.
(Задача)
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс — в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом — по мне на уроки пойдете.
(Расписание)
Конкурс «Отгадай пословицу по двум словам».
Свет, тьма;
труд, лечь;
встречают, провожают;
погибай, выручай.
Стоянка № 5. Морфология.
Учитель. Материк такой большой, что легко заблудиться. Поэтому мы предлагаем вам самый удобный маршрут. Сначала посетим четыре совершенно особенные страны: Существительных, Прилагательных, Глаголов и Наречий. Но там есть и другие страны!
Задание. Определите части речи.
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус — это бодрящий, тонизирующий напиток.
Стоянка № 6. Имя Существительное.
Учитель. Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, — вот главный мой секрет;
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.
Задание. Какие существительные отвечают на вопрос к т о? Какие существительные отвечают на вопрос ч т о? Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
Вот что, братцы, у нас получается,
Если кто-то вдруг попытается
Изменить то, что не изменяется.
• А что нельзя изменить у имени существительного?
• Игра на внимание. « Назовите пару».
Он — ученик, она — ученица.
Он — школьник, она
Он— ребенок, она —
Он — кот, она —
Он — рыба, она —
Он — слон, она —
Он — лев, она —
Он — баран, она —
Она — лягушка, он —
• Назовите на тему «Школа». Имена существительные 1, 2 и З-го склонений.
Стоянка № 7. Имя Прилагательное.
Имя прилагательное!
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Знать мы все должны:
Солнечное лето.
Праздничная ель.
Вкусные конфеты.
Машенькин портфель.
• От чего зависят имена прилагательные?
• Я называю имя существительное, а вы подбираете подходящее по смыслу прилагательное:
солнце, небо, день, друг, лето, каникулы, море, ветер,
настроение, погода, книга.
Стоянка 7. Глагол.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков
В речи быть одним из главных слов.
Глаголу нравится читать, шуметь,
бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать, шить, жить,
свистеть и петь.
• Образуйте глаголы с возвратным суффиксом -ся (-св):
одевает, обнимает, кусает, рисует, причесывает,
целует, бьет, идет, купает, моет, плывёт.
• Как изменяются глаголы?
• Превратите инфинитивы глаголов в формы прошедшего времени мужского рода:
писать, решать, нести.
Говорить сказать, жечь.
Стричь, брить, чистить.
Стелить, стеречь, петь.
Везти, думать, плести.
Стоянка 9. Наречие.
Иногда бывает вам желательно
действие или признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Наречие на помощь пригласить.
• На какие вопросы могут отвечать наречия?
• Соревнование Кто больше назовет наречий.
Стоянка № 10.. Имя Числительное.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Задание. Назовите числительные.
Стоянка № 11. Местоимение.
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
• Исключите третье лишнее, учитывая разряд местоимений.
я, мы, мой.
Ваш, ты, твой.
Наш, свой, он.
• Назовите личные местоимения, отвечающие на вопросы ч т о? кто?
Стоянка 12. Служебные части речи.
Предлоги, союзы, частицы —
Все встали в один хоровод.
Служебные важные лица —
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое привнесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут!
• Покажите предлог движением руки:
над, под, перед, на, за, около, через.
• Отгадайте шарады.
Предлоги эти — просто чудо!
Один — туда, другой — оттуда,
А целое — у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек. (К + От).
Предлог с частицей по бокам,
А в середине — палка,
Идет к пушистым волосам,
А потеряешь — жалко.
(ЗА + КОЛ + 1(Л)
По краям стоит предлог,
Он то слог, а то не слог.
В центре — скверная отметка.
Целое — опять предлог
И встречается нередко.
(О + КОЛ + О).
Стоянка 12. Синтаксис.
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставляю без внимания.
Заключение.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по стране Лингвии. Вы узнали лишь малую часть о жителях этой страны. Впереди вас ждут новые открытия. Русский язык — это великий и могучий язык, и мы, россияне, обязаны знать его хорошо и грамотно им пользоваться.
Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.