Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!»
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы «Школа России» и основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Стрелицкой СОШ
Развитие общества в значительной мере определяется уровнем здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные, образовательные и другие задачи. Здоровый образ жизни - это мировоззрение, это иммунитет не только против болезней, но и против противоправного поведения, пристрастия к вредным привычкам. Поэтому одной из главных задач воспитательной работы нашей школы является формирование культуры здорового образа жизни.
Одна из самых больших ценностей - это здоровье человека, состояние которого очень зависит и от нашего образа жизни, и от окружающей нас среды. Мы будем работоспособны, изобретательны и бодры, если физическая культура, спорт станут образом нашей жизни, и если каждый из нас станет активным гражданином. На хорошие результаты можно надеяться, если процесс приучения к здоровому образу жизни начнётся в детстве и продолжится на протяжении всей жизни человека.
На создание спортивного кружка побудило желание пропагандировать активный и здоровый образ жизни, принимая во внимание уменьшение физической активности среди детей, молодежи, взрослых.
Наиболее доступными формами работы спортивного кружка со школьниками 1 класса являются: беседы и практические занятия, разучивание и составление комплексов физических упражнений, прогулки, экскурсии, народные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в школу, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих школьников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного и оздоровительно-развивающего потенциала.
Цель программы:
удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами кружка являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Содержание программы
Кружок «Физкульт-Ура!» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Правила спортивного кружка «Физкульт-Ура!»
- дорожить именем своего спортивного кружка;
- уважать учителя;
- слушать и выполнять все указания учителя;
- быть вежливым, уважать старших;
- быть терпеливым, стремясь к намеченной цели – стать лучшим;
- держать данное слово, не лгать;
- помогать более слабым;
- проявлять всесторонний интерес к своему виду спорта не только во время тренировки;
- чувствовать ответственность перед друзьями из своего кружка.
Планируемый результат:
- укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
- развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
- формирования у детей и уверенности в своих силах
- способствовать быстрой адаптации в школьной среде
- умение применять игры в самостоятельных занятиях.
Тематическое планирование 33 ч (1ч в неделю)
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
По плану
|
Факт.
|
1-4
|
Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Подвижные игры.
|
1+3
|
Сентябрь
02, 09,
16, 23
|
|
5-8
|
Эстафеты.
День здоровья.
|
3+1
|
30
Октябрь
07, 14,
21, 28
|
|
9-12
|
Подвижные игры.
Конкурс рисунков
|
2+2
|
Ноябрь
11, 18, 25
Декабрь
02
|
|
13-16
|
Школа докторов Здоровья
( беседы )
- Правильное питание
- Советы доктора Воды
- Закаливание
- Чтобы ушки слышали
|
4
|
09, 16,
23
Январь
13
|
|
17-20
|
Подвижные игры
|
4
|
20, 27,
Февраль
03, 10
|
|
21-24
|
Весёлые старты
Игры на свежем воздухе
Игры на внимание
Настольные игры- шашки, домино…
|
4
|
17,24
Март
03, 10,
17,31
|
|
25-28
|
Беседа « Мои друзья - витамины»
Эстафеты « А , ну –ка, мальчики!»
Беседа « Режим дня»
Эстафеты « А, ну –ка , девочки!»
|
4
|
Апрель
07,14
21,28
|
|
29-32
|
Игры по станциям
Подготовка и участие
в смотре строя и песни
|
4
|
Май
05,09,
12,19
|
|
33
|
Итоговое занятие.
Мини-футбол.
|
1
|
23
|
|
Учебно-методический комплекс:
Дружить со спортом и игрой
Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки
/сост. Г.П. Попова - Волгоград, 2008
В.И. Ковалько
Школа физкультминуток (1-4 классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников – Москва, 2005
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко
Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы)
/Москва, 2007
Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры
/авт.-сост. М.В. Видякин, Волгоград, 2007
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы)
/авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Волгоград, 2007
Формирование здорового образа жизни у младших школьников
/авт.-сост. Т.Н. Захарова и др. Волгоград, 2007
С.В. Реутский
Физическое развитие ребенка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми.
/Москва, 2009
К. Фопель
С головы до пят. Подвижные игры для детей. /Москва, 2010