Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Шувакина Р.Н. Протокол № ____ от «___»___________2016 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Бородина Е.В. «___»____________2016 г | «Утверждено» Директор школы ____________ Сивохина А.М. Приказ № _____ от «___»___________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шувакиной Раисы Николаевны,
учителя I квалификационной категории
по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
для 5 класса
Принято
на заседании педагогического
совета протокол №__
от «___» ____________2016 г.
2016 -2017 учебный год
Результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Основной целью разработанной внеурочной деятельности является углубление и расширение математических
знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе
В ходе преподавания курса «Занимательная математика» в 5 классе предполагается
улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах, научно-практических конференциях.
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников,
включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств
весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,
явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе
самостоятельной работы.
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с математическими головоломками.
включаться в групповую работу.
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования
своего суждения.
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные
знают особые случаи устного счета
решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»
знают разнообразные логические приемы, применяемые при решении задач.
решают нестандартные задачи на разрезание
знают определения основных геометрических понятий
решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов
измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.
вычисляют значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов)
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уметь:
находить значение числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы
через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи;
пользоваться языком математики для описания предметов окружающего мира;
оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов;
решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Распределение учебных часов по разделам программы.
Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика» | 1 | 1 |
Старинные системы записи чисел. Числа великаны. | 2 | 1 |
Математические игры и фокусы. | 2 | 1 |
Четыре действия арифметики. | 3 | 1 |
Удивительный нуль. | 1 | 1 |
История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. | 2 | 1 |
Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси. | 2 | 1 |
Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. | 2 | 1 |
Задачи–смекалки. Задачи-шутки. | 2 | 1 |
Из истории мер массы. Система мер русского народа. Происхождение метрической системы мер. | 2 | 1 |
Атомы арифметики. | 1 | 1 |
Составление ребусов, математических загадок, задач. | 2 | 1 |
Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки. | 2 | 1 |
Блистательные умы. | 1 | - |
Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи. | 3 | - |
Фольклорная математика. | 1 | 1 |
Покорение космоса и математика. | 1 | - |
Математика и наш город. | 2 | 1 |
Математика и здоровье человека. | 1 | - |
Математика вокруг нас. | 2 | 1 |
Итого | 35 | 16 |
Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика». 1 час
Теория: Презентация объединения «Занимательная математика»: для чего нужна внеурочная деятельность «Занимательная математика», чем будем заниматься и как будем работать.
Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весёлый счёт». Математическая эстафета «Лесенка».
Старинные системы записи чисел.Числа великаны. 2 часа
Теория: Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Славянские цифры. История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны.
Практика: Стихотворения: «На что похожа цифра?», «Треугольники», «Веселые стихи». Задачи на смекалку «Цифры спрятались». Конкурс на внимание «Не собьюсь».
Математические игры и фокусы. 2 часа
Практика: Математическая игра «Следопыты». Игра на внимание «Сосчитай до 40».Математические фокусы: «Кто взял резинку, а кто карандаш?», «Одна, две, три попытки… и я угадал», «Угадывание задуманного числа».
Четыре действия арифметики. 3 часа
Теория: Как появились знаки «+», «-», «×», «:». Как люди учились считать. Люди-калькуляторы.
Практика: Задачи на сообразительность и смекалку «Затруднительные положения». Игра «Математический футбол». Конкурс эрудитов.
Удивительный нуль. 1 час
Теория: История открытия нуля. Пословицы, крылатые слова, стихотворения о нуле.
Практика: Текстовые занимательные задачи: «Сколько лет?», «Носки и перчатки», «Переливания». Игра «Суд над нулем».
История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. 2 часа
Теория: История линейки в России. Сведения из истории мер длины. Старинные русские меры длины. Познавательная беседа «Измерить-значит сравнить с эталоном».
Практика: Занимательные задачи, связанные с мерами длины. Конкурс математических загадок. Конкурс «Отмерь на глаз». Игра «Математическая цепочка». Логическая игра «Кто первый скажет 100?».
Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси. 2 часа
Теория: Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.
Практика: Занимательные задачи: 1) Торг в Маниле, 2) Каков доход?,
3) Лавка старьевщика, 4) Продажа кур, 5) Алмазы и рубины. Игра «Магазин». Математическая викторина «Что? Где? Когда?»
Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. 2 часа
Теория: Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Крупные единицы времени – год и век. Изобретение календаря.
Практика: Занимательные задачи на время и скорость. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса». Кроссворды, загадки о времени. Математические тренажеры. Конкурс математических ребусов.
Задачи–смекалки. Задачи-шутки. 2 часа
Практика: Решение задач о возрасте и родственных связях. Задачи-шутки: «Во время прилива», «Отец и его дочь». Задачи-шутки в стихах. Оптические обманы (зрительные искажения). Конкурс математических сказок.
Из истории мер массы. Система мер русского народа. Происхождение метрической системы мер. 2 часа
Теория: Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов.
Практика: Устный журнал «История мер». Занимательные задачи на взвешивания и на деления между двумя и тремя. Игра «Почтальон».
Атомы арифметики. 1 час
Теория: Простые числа. Решето Эратосфена. Современное «решето». Бесконечны ли простые числа? Основная теорема арифметики.
Практика: Блиц-турнир по решению занимательных задач. Конкурсно-игровая программа «Математическая ярмарка».
Составление ребусов, математических загадок, задач. 2 часа
Практика: Составление и решение ребусов, задач, загадок, связанных с математикой. Игра-соревнование «Пройди по цепочке». Выставка работ учащихся.
Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки. 2 часа
Практика: Конкурс задач в стихах. Игровой математический практикум по решению логических задач, головоломок, софизмов. Головоломка «Ханойская башня». Турнир «Смекалистых»
Блистательные умы. 1 час
Теория: Презентации: Софья Васильевна Ковалевская–первая женщина математик, Леонард Эйлер–идеальный математик. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики.
Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи. 3 часа
Теория: Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Практика: Занимательные задачи на дроби. Блиц-турнир по решению старинных занимательных задач. «Ковбойская» головоломка. Игра «Математический бег».
Фольклорная математика. 1 час
Теория: Что такое фольклорная математика? (Использование аудиовизуальной и компьютерной техники).
Практика: Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах и поговорках». Игра «Опознай пословицу». Конкурс частушек о математике.
Покорение космоса и математика. 1 час
Теория: Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих космонавтах.
Практика: Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Конкурс на лучшую загадку с числом. Игра-путешествие «Полёт на Марс».
Математика и наш город. 2 часа
Теория: История строительства и развития города Губкина. Просмотр презентации «Наш город».
Практика: Практические задачи, связанные с городом. Игра-соревнование «Кто быстрее». Мини-кроссворд. Конкурс задач, составленных детьми, взятых из жизни.
Математика и здоровье человека. 1 час
Теория: Основы здорового образа жизни и математика.
Практика: Занимательные задачи, связанные со спортом, здоровым питанием, режимом дня. Игра «Расшифруй слово». Сообщения о роли математики в формировании здорового образа жизни. Выпуск газеты «Занимательная математика».
Математика вокруг нас. 2 часа
Математический КВН. Конкурс на лучший математический кроссворд.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика». Набор детей. | 1 | | |
2 | Старинные системы записи чисел. Числа великаны | 1 | | |
3 | Числа великаны | 1 | | |
4 | Математические игры и фокусы | 1 | | |
5 | Четыре действия арифметики. Как появились знаки «+», «-», «×», «:». | 1 | | |
6 | Люди-калькуляторы. Конкурс эрудитов. | 1 | | |
7 | Удивительный нуль | 1 | | |
8 | История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. | 1 | | |
9 | Занимательные задачи, связанные с мерами длины. Конкурс математических загадок. Конкурс «Отмерь на глаз». | 1 | | |
10 | Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси | 1 | | |
11 | Математическая викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | | |
12 | Как люди научились измерять время. Изобретение календаря | 1 | | |
13 | Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса». Кроссворды, загадки о времени. | 1 | | |
14 | Задачи – смекалки. Задачи-шутки | 1 | | |
15 | Конкурс математических сказок. | 1 | | |
16 | Из истории мер массы. Система мер русского народа. Происхождение метрической системы мер | 1 | | |
17 | Занимательные задачи на взвешивания и на деления между двумя и тремя. Игра «Почтальон». | 1 | | |
18 | Атомы арифметики | 1 | | |
19 | Составление ребусов, математических загадок, задач | 1 | | |
20 | Блиц-турнир по решению занимательных задач. | 1 | | |
21 | Конкурсно-игровая программа «Математическая ярмарка». | 1 | | |
22 | Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки | 1 | | |
23 | Игровой математический практикум по решению логических задач, головоломок, софизмов. | 1 | | |
24 | Блистательные умы | 1 | | |
25 | Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи. | 1 | | |
26 | Блиц-турнир по решению старинных занимательных задач. | 1 | | |
27 | Игра «Математический бег». | 1 | | |
28 | Покорение космоса и математика. | 1 | | |
29 | Фольклорная математика. | 1 | | |
30 | Математика и здоровье человека. | 1 | | |
31 | Математика и наш город | 1 | | |
32 | Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах, поговорках и частушках». | 1 | | |
33 | Выпуск газеты «Занимательная математика». | 1 | | |
34 | Математика вокруг нас. Математический КВН. | 1 | | |
35 | Конкурс на лучший математический кроссворд. | 1 | | |
| Всего: | 35 | | |
22