Коновалова Галина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалиффикационной категории,
МБОУ "СОШ №30"г. Курска
Внеурочное занятие "Занимательная грамматика", 1 класс
Тема: “ Слова- антонимы»
.Форма проведения: практическое занятие с наличием игровых элементов.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса.
Воспитывающие:
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
развивать зрительную и слуховую память память ;
развивать умение пользоваться словарями;
учить организации личной деятельности .
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка.
Планируемые результаты:
Личностные результат
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Оборудование: Словари, карточки с заданиями, карандаши, ручки. презентация Power Point. , детские тельняшки, береты кораблики; на доске рисунок моря, яблоко; детские рисунки к сказке Г.Сапгира "Людоед и Принцесса"
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
На занятии используются следующие формы работы: фронтальная, групповая, работа в паре.
Используемые технологии: Компьютерные технологии ( презентация к занятию), коммуникативные, здоровьесберегающие.
Структура занятия:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию. (2мин)
2. Теоретическая часть.
- Определение темы и задач занятия (4 мин)
3. Практическая часть. (8мин)
- Рассказ о словаре и правилах работы со словарём.
- Поиск слов антонимов в «Словаре антонимов» ( работа в парах).
4. Игровая часть (8 мин) (групповая работа)
Выполнение заданий с наличием игровых элементов: - «Закончи пословицы», «Дополни предложение»*
5. Самоанализ деятельности.(6 мин)
Тест «Правильность утверждений»
6. Рефлексия. (2мин)
Ход внеурочного занятия:
Перед началом занятия:
-Уважаемые гости! Сегодня вы пассажиры нашего корабля, который отправляется в увлекательное путешествие. Вам необходимо приобрести билет, а платой за него будет ваша улыбка и доброе слово. (Дети раздают всем гостям билеты, и они рассаживаются по местам) Вместе с билетом вы получаете рисунок кораблика., чтобы в конце занятия смогли поучаствовать вместе с нами в рефлексии и написать ответное слово, оценив нашу работу(рисунки кораблика).
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию.
Дети заходят в класс и встают в круг в обозначенном месте
-Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. Для этого мы отправимся в путешествие на остров.
-Как вы думаете, на чем мы отправимся путешествовать?
Ответы детей. (На корабле)
- Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (рисунок). Красивый, надежный, крепкий, быстрый
- Кто может отправиться в такое путешествие ? Только настоящая команда. А мы с вами и есть команда. а это значит.. ( скрепляем все руки:помогать друг другу, выручать в беде, поддерживать в трудных ситуациях,)
-Правильно. Только поддерживая друг друга мы можем преодолеть все трудности. Занимаем места на нашем корабле.(Дети рассаживаются за парты по группам)
2. Теоретическая часть.
- Сегодня я буду вашим капитаном. Во время плавания на корабле ведется бортовой журнал, куда записывают все, что происходит на судне Вот и вы тоже будете отмечать в своем бортовом журнале свою работу, раскрашивая флажки на ваших корабликах. Возьмите каждый себе кораблик и послушайте какой цвет что будет обозначать (Приложение, инструкция на доске).
-Поднять якорь (дети имитируют движение) Полный вперед!
-Я захватила с собой вот это яблоко. Мне кажется, что витамины для плавания очень пригодятся! Давайте вспомним стихотворение Генриха Сапгира, которое мы читали на уроке литературного чтения
(читает подготовленный ученик)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок - тем,
Что очень велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
-Кислое? Зачем оно?
-Что вы? – шепчет Червячок,
-Сладкий у него бочок.
- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?
- У вас на столах лежит текст этого стихотворения на белых листах. Найдите и подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.- Что вы можете сказать об этих словах? (Называют слова : низко, высоко, близко, далеко, мало, велико, кислое, сладкий). Слова с противоположным значением
-Правильно , ребята. А по другому эти слова называются АНТОНИМЫ. И остров , куда мы с вами отправимся тоже называется АНТОНИМЫ (название крепиться на доске0
Слово «антоним» состоит из двух частей: «анти»- часть, обозначающая противоположность; греческое слово «онима» переводится как имя, название.
3. Практическая часть
У Генриха Сапгира было еще одно произведение в котором встретились слова-антонимы Кто вспомнил как оно называется? (Г.Сапгир "Людоед и принцесса, или все наоборот")
-Давайте посмотрим какая принцесса была прекрасная, и полянка. И легенда (рисунки на доске слева что значит прекрасная?), а теперь-какая была ужасная? -Что значит ужасная? (рисунки на доске справа)
Так какие слова-антонимы были в этом произведении?
(слова ПРЕКРАСНАЯ и УЖАСНАЯ крепятся на доске)
- Как вы думаете, для чего нужны слова – антонимы?
(Делают нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас)
- Ребята, что сможет нам помочь в работе со словами антонимами? (Наши знания, интернет, словарь – антонимов)
-Это словарь – антонимов. (учитель показывает словарь) Мы спрашиваем: «Океан большой или маленький??», «Корабль плывет быстро или медленно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого слова пары, Автор словаря – М. Р. Львов.)
- Давайте вспомним, как работать со словарём – антонимов. (Слова расположены в алфавитном порядке, по содержанию мы можем найти нужную нам страницу ),
- А сейчас работа в парах.
Но перед работой ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Цветотерапия. Погружение в синее
-Какой цвет имеет море?(синий). Я предлагаю погрузиться в это синее море. Возьмите листок с синим кругом и белой окружностью. Посмотрите на синий круг. Погрузите взгляд в синий цвет , как в сосуд, заполненный черничным соком. Впитывайте глазами синий цвет, глубоко вздохните, задержите дыхание, широко откройте глаза, медленно выдохните, прикройте глаза , не отрывая взгляда от синего круга, еще раз вздохните, откройте глаза, выдохните Переведи взгляд на белую окружность. Какой цвет вы видите? (дети называют цвета)Закройте глаза ладошками. Посчитайте до трех. Открыли глаза.
-Продолжаем работу
- Найдите в словаре антоним к слову бросать- (поднимать)-якорь на корабле, погружаться-(всплывать)-для обследования подводного мира, штиль-(шторм-тихо или буря на море).Карточки-пары на доске
- Молодцы! Оцените свою работу в бортовом журнале. Раскрасьте флажок.
4. Игровая часть
--Работаем в группах дальше. У вас на столах лежат листочки голубого цвета с пословицами, вам нужно дописать пословицу до конца и объяснить ее смысл. Для этого надо определить к какому слову будем подыскивать антоним. Можно воспользоваться словарем. Посмотрим кто быстрей справится с заданием.
-1группа, 2 группа, 3группа:
1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.
2) Знай больше, а говори _____________ ..
.3) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .
-Проверяем. К какому слову искали антоним? Какое нашли? Прочитайте вашу пословицу. Объясните, как вы ее поняли.(Дети зачитывают свои ответы по группам. )
.Физминутка. А теперь любимые вами молчаливые стихи.
1, 2, 3, 4, 5-будем пальчики считать (Дети бесшумно пальчиками показывают стихотворение) крепкие и дружные все такие нужные. На другой руке повторяем. Молодцы!
А теперь оцените свою работу, раскрасьте флажок
Игра "Назови антоним" Я читаю стихотворение, а вы называете антоним, где это нужно
Скажу я слово "потолок", а ты ответишь:… (пол),
Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: …(нашел).
Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты:… (голодный),
Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты:… (холодный).
Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь:… (встать).
Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: …(мать).
Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: …(чистый),
Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:… (быстрый).
Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:… (храбрец).
– Скажу я слово: высоко,
А ты ответишь: (низко)
– Скажу я слово: далеко,
А ты ответишь: (близко)
– Скажу тебе я слово: трус,
Ответишь ты: (храбрец).
– Теперь начало я скажу,
А ты скажи (конец).
-Молодцы!.
5. Самоанализ деятельности
Возьмите листочки розового цвета.. Если утверждение верно, ставим +, если нет -. Читаем внимательно, например (1 предложение)
Слон большой, а комар маленький.
Дерево низкое, а куст высокий.
Камень лёгкий, а пух тяжёлый..
Днём светло, а ночью темно.
Отец пожилой, а сын молодой.
Буратино грустный, а Пьеро весёлый.
.Лимон сладкий, а банан кислый.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+ | - | - | + | + | - | - |
Проверяем. Сравниваем с образцом на слайде (Слайд №1) Оцените .свою работу,раскрасьте флажок)
- Итак, мы близки к цели. Осталось преодолеть последнюю преграду. От морского ветра и соли надпись стерлась. Слайд №2) Давайте ее восстановим.!Кто хочет много знать, тому надо … спать.
Ответы детей
Молодцы! (слайд №3, !Кто хочет много знать, тому надо мало спать.)
.6. Рефлексия
.- Наше путешествие завершилось. Давайте подумаем, какие знания, полученные на этом занятии пригодятся вам для дальнейшей учебы?
- Выразите своё мнение: Оцените свою работу на занятии. Раскрасьте флажок на верхушке мачты тем цветом, каких флажков у вас больше на ваших листах самооценки
-Уважаемые гости! Предлагаю вам тоже поучаствовать в рефлексии и написать отзыв на ваших корабликах, а мы с ребятами их прочитаем на следующем занятии.
-Ребята, кто хочет показать свой кораблик
- Занятие закончено. Спустить якорь! Спасибо за работу. вы были сплоченной и дружной командой . Спасибо всем!