СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика России в Первой мировой войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по указанной теме урока. Много излишнего материала, требуется допилить

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика России в Первой мировой войне»

Тема: Россия в Первой Мировой войне

Цели:

Образовательные: проанализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране; уяснить причины катастрофического падения престижа императорской власти; раскрыть суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти.

Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять и обобщать фактический учебный материал; выявлять причинно-следственные связи;

Воспитательные: подвести учащихся к осознанию губительного, отрицательного влияния мировой войны, как на мир в целом, так и на жизнь страны и народа в частности; к пониманию того, что война может привести к кардинальным изменениям внутри страны, влекущим пагубные последствия.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: устный, информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение

Оборудование: план на классной доске, учебное пособие: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю., История России.XX –начало XXI века. 9 класс.

Ход урока:

План урока

  1. Организационная часть- 1-2 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 8-10 мин.

  3. Этап сообщения новых знаний – 20-25 мин.

  4. Сообщение задания на дом –2-3 мин.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационная часть

t = 1-2 мин.

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку

Взаимно

2. Проверка домашнего задания

t = 8-10 мин.

Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на предыдущих уроках: «Россия в Первой Мировой войне», тем самым проверить учащихся на освоенность ими данной темы.

Для проверки предлагается выполнить учащимся:

- заполнение таблицы «Ход войны» (2 ученика);

- устно пояснить «План Шлиффена» (1 ученик);

- устно с места рассказать основные цели стран-участниц (1 ученик или 3).

Проверка выполненных на доске заданий.







В то время, как двое учащихся выполняют задание на классной доске, остальные отвечают по указанным вопросам


3. Этап сообщения новых знаний

t = 20-25 мин.

На предыдущем уроке мы с вами узнали о событиях, которые привели к войне, а так же сам ход войны. Сегодня же мы посмотрим, как изменилась жизнь в стране в годы войны. Наша тема:

На пути к 1917 году.

1. Влияние войны на экономику страны:

- 1915 год вскрыл неготовность России к затяжной войне.

Не готова была экономика страны, т.к. Россия отставала в экономическом развитии от Германии, Великобритании и Франции. Промышленность страны не могла полноценно обеспечить выпуск вооружений. Так, в том же 1915 г., среди всех поражений, на 4 млн. армию, было выпущено лишь 730 тыс. винтовок.


- Однако в 1916 г. ситуация изменилась положительным образом. Что стало причиной перемены? Прочтите об одной из причин положительных изменений во 2 и 3 абзаце раздела «перестройка экономики» § - прочтите его.






- Правильно. Какая организация сформировалась? Какова ее цель?


- занимавшееся поставкой оружия, снаряжения и продовольствия для фронта, а так же организации производства. Военные заказы получили частные предприятия.

- Государство поддержало и общество, о чем вы прочитали, например, ВЗС помощи больным и раненым на котором лежала поддержка всей системы госпиталей. (пример особняка Булычева на Вятке)

– Поэтому, какой вывод мы можем сделать?



- Экономика выправилась, в 1917 г. промпродукт превысил довоенный уровень; Мы видим, что, как мы уже и говорили - промышленность перестроена на военный лад – запишем это.

- А за счет чего происходила перестройка? Раз где-то прибыло, значит где-то убыло! Экономика выправилась только за счет крупных военных заказов, т.е. пострадали другие отрасли. К 1917 г. на фронт работало 86% рабочих занятых в промышленности (более 2 млн.). Сократилось пр-во ТНП, какие это могут быть товары?


2. Отношение народа к войне:

- Какое было отношение народа к войне в начале ее?

- Т.е. люди поддержали войну?

- Назовите пример? Или прочтите первый абзац раздела «Отношения народа и партий к войне» §.


- Да, все верно. Еще была одна особенность, в угоду которой СПб переименован в Петроград? Мы с этим еще встретимся.

- Однако со временем отношение изменилось. Одну из причин мы с вами уже выяснили. Сокращение производства ТНП привело к их дефициту и инфляции, которая увеличила цены в 4-5 раз, это только в 1914-1916 гг. Пр-во продуктов упало на 50% от 1913 г.

- Одно дело, когда крестьянин живущим своим хозяйством, и могущий себя прокормить, другое, когда рабочие в крупных городах, которые уже вели привычный нам образ жизни – они покупали еду и товары первой необходимости в магазинах, поэтому впервые появились очереди. Прочтите о них во втором абзаце раздела «Война и общество» §.

- Сложности появились и с продовольствием, хотя урожаи были неплохими. Как вы думайте, почему?



- Правильно: армия достигла к 1917 г. – 7 млн. чел., так же русская кавалерия была самая многочисленная, достигавшая до 1 млн. чел. Как людей, так и лошадей надо кормить. Вообще армию надо снабжать. Именно плохое снабжение стало одной из причин поражений 1915 г. Поэтому вся ж/д работала на нужды фронта. Это, как и перевод промышленности под военные нужды явилось причиной дефицита и инфляции.


- На селе так же становилось неспокойно: на войне муж, отец, лошади и скот реквизированы для нужд армии. Прочтите в следующем абзаце раздела §, что происходило на селе.

- Какое «новшество» было введено? Знакомо ли вам это понятие?

- Запишем о ней. Раскройте понятие в скобках.







- В войсках тоже становилось неспокойно. Солдаты были недовольны, как затянувшейся войной в которой погибло 2 млн. солдат, так и сообщениями приходившими из дома.

- Мы видим, что появилось недовольство в городах, на селе и на фронте.


3. Отношение партий к войне:

- Большинство тех партий, которые были представлены в думе поддержали войну, именно из их уст были выдвинуты цели России в войне. Какие то были партии? Чьи интересы они защищали?


- А что социалистические партии? Какие из них вы знайте? Как они были настроены к войне? Сохранили ли они единство? Нарисуем схему:

Прочтите последний абзац в разделе «Отношение народа и партий в войне» §, читаем и заполняем схему.

- Давайте прочтем выделенный синим цитату из манифеста РСДРП (б). Подумаем, почему Ленин был назван пораженцем? Почему был так заинтересован в поражении России, зачем ему нужна была гражданская война?





- Но, на волне поражений 1915 г. буржуазные думские партии под предводительством кадетов объединились в коалицию – Прогрессивный блок.

- Вы помните, что перестройка экономики была сделана благодаря помощи буржуазии? В ответ на помощь гос-ву, промышленная буржуазия надеялась включения своих представителей в состав правительства.

- Что выдвинули кадеты? Прочтите в разделе «приближение кризиса» §.



- Пошел ли на встречу НII? Нет, в конце 1915 г. он отправил думу на каникулы. Надежды буржуазии не оправдались. Однако, лидеры Прогрессивного блока не только не остановились, но и усилили критику, что привело иным результатам.

- Люди, страдая от дефицита и инфляции, устав от бесконечной войны видели спор в самых верхах власти, что более убеждало народ в ее негодности. Антигерманские настроения достигли такого предела, что подозрения в измене падало на всех носителей немецких фамилий, которых было не мало. Появились расчеты – сколько частей в крови НII немецкая, а сколько русская, даже царицу подозревали в шпионаже.


4. Дискредитация власти и правительства:

- Подобное отношение появилось не на пустом месте: 1) поражения 1915 г., приводят к 2) смещению с поста главкома – в.к. Николая Николаевича, авторитетного в военных кругах, на его место встал сам царь, который отбыл в Могилев. 3) В столице же теперь заведовала царица, царь не мог принимать решения оперативно.

- Которая находилась под большим влиянием, кого?


- Прочтите третий с конца абзац раздела «приближение кризиса» §.

- Доказывало ли это несостоятельность царской власти, находившуюся под влиянием? Тот период был назван «распутинщиной».

- Даже приближенные и сторонники царя были недовольны Распутиным, о чем говорит убийство последнего в декабре 1916 г.


Вывод: царская власть и правительство полностью дискредитированы.






Записывают указанную тему в тетрадь,

…и вопрос














Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос

- объединение усилий гос-ва и буржуазии

- и общество


- Особое совещание по обороне; перевести экономику на военные рельсы








- Гос-во заручилось поддержкой буржуазии и общества




Записывают: промышленность перестроена на военный лад







- одежда, предметы быта и пр.


- люди встретили войну с воодушевлением. Да!

Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос

- демонстрации; 96% явилось на моб.пункты


- антигерманские настроения













Работа с текстом учебника


- трудности с доставкой, т.к. весь ж/д транспорт работал для фронта














Работа с текстом учебника


- Продразверстка

- 29 ноября 1916 г. – введение продразверстки (обязательная сдача крестьянами по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хознужды хлеба и др. продуктов)












- кадеты, октябристы, прогрессисты и пр. Буржуазии



- эсеры, соц.-демократы










Работа с текстом учебника

Запись схемы в тетрадь

Работа с текстом учебника

- Потому как он был заинтересован в поражении России. Поражение приведет к революции, с которой неминуемо начнется гражданская война, на волне которой большевики придут к власти










Работа с текстом учебника

ищут ответ на поставленный вопрос

- пр-во народного доверия

























- Распутина.


Работа с текстом учебника



- Да, доказывало


4. Сообщение задания на дом

t = 2-3 мин.






Новые понятия и термины: перестройка экономики на военный лад, продразверстка, Прогрессивный блок, министерская чехарда, распутинщина





Работа в тетради:


На пути к 1917 году

1.Влияние войны на экономику страны: промышленность перестроена на военный лад.


2.Отношение народа к войне:

- 29 ноября 1916 г. – введение продразверстки (обязательная сдача крестьянами по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хознужды хлеба и др. продуктов).


3. Отношение партий к войне:

4. Дискредитация власти и правительства.




















Факты свидетельствующие о тяжелом положении народа.

  • Повышение цен на товары повседневного спроса.

  • Перебои со снабжением городов.

  • Очереди за продуктами.

  • Инфляция.


Факты о кризисе власти.

  • Николай II не давал право Думе формировать кабинет министров.

  • Николай II возложил обязанности главнокомандующего на себя.

  • Удаленность ставки мешала царю оперативно принимать решения.

  • Возросла роль императрицы и Распутина.

  • Министерские места занимали бездарные люди.

  • Процветало взяточничество и казнокрадство.


Работа на доске:


На пути к 1917 году


1.Влияние войны на экономику страны:


2.Отношение народа к войне:

- 29 ноября 1916 г. – введение продразверстки


3. Отношение партий к войне:

4. Дискредитация власти и правительства.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!