3. Этап сообщения новых знаний t = 20-25 мин. | На предыдущем уроке мы с вами узнали о событиях, которые привели к войне, а так же сам ход войны. Сегодня же мы посмотрим, как изменилась жизнь в стране в годы войны. Наша тема: На пути к 1917 году. 1. Влияние войны на экономику страны: - 1915 год вскрыл неготовность России к затяжной войне. Не готова была экономика страны, т.к. Россия отставала в экономическом развитии от Германии, Великобритании и Франции. Промышленность страны не могла полноценно обеспечить выпуск вооружений. Так, в том же 1915 г., среди всех поражений, на 4 млн. армию, было выпущено лишь 730 тыс. винтовок. - Однако в 1916 г. ситуация изменилась положительным образом. Что стало причиной перемены? Прочтите об одной из причин положительных изменений во 2 и 3 абзаце раздела «перестройка экономики» § - прочтите его. - Правильно. Какая организация сформировалась? Какова ее цель? - занимавшееся поставкой оружия, снаряжения и продовольствия для фронта, а так же организации производства. Военные заказы получили частные предприятия. - Государство поддержало и общество, о чем вы прочитали, например, ВЗС помощи больным и раненым на котором лежала поддержка всей системы госпиталей. (пример особняка Булычева на Вятке) – Поэтому, какой вывод мы можем сделать? - Экономика выправилась, в 1917 г. промпродукт превысил довоенный уровень; Мы видим, что, как мы уже и говорили - промышленность перестроена на военный лад – запишем это. - А за счет чего происходила перестройка? Раз где-то прибыло, значит где-то убыло! Экономика выправилась только за счет крупных военных заказов, т.е. пострадали другие отрасли. К 1917 г. на фронт работало 86% рабочих занятых в промышленности (более 2 млн.). Сократилось пр-во ТНП, какие это могут быть товары? 2. Отношение народа к войне: - Какое было отношение народа к войне в начале ее? - Т.е. люди поддержали войну? - Назовите пример? Или прочтите первый абзац раздела «Отношения народа и партий к войне» §. - Да, все верно. Еще была одна особенность, в угоду которой СПб переименован в Петроград? Мы с этим еще встретимся. - Однако со временем отношение изменилось. Одну из причин мы с вами уже выяснили. Сокращение производства ТНП привело к их дефициту и инфляции, которая увеличила цены в 4-5 раз, это только в 1914-1916 гг. Пр-во продуктов упало на 50% от 1913 г. - Одно дело, когда крестьянин живущим своим хозяйством, и могущий себя прокормить, другое, когда рабочие в крупных городах, которые уже вели привычный нам образ жизни – они покупали еду и товары первой необходимости в магазинах, поэтому впервые появились очереди. Прочтите о них во втором абзаце раздела «Война и общество» §. - Сложности появились и с продовольствием, хотя урожаи были неплохими. Как вы думайте, почему? - Правильно: армия достигла к 1917 г. – 7 млн. чел., так же русская кавалерия была самая многочисленная, достигавшая до 1 млн. чел. Как людей, так и лошадей надо кормить. Вообще армию надо снабжать. Именно плохое снабжение стало одной из причин поражений 1915 г. Поэтому вся ж/д работала на нужды фронта. Это, как и перевод промышленности под военные нужды явилось причиной дефицита и инфляции. - На селе так же становилось неспокойно: на войне муж, отец, лошади и скот реквизированы для нужд армии. Прочтите в следующем абзаце раздела §, что происходило на селе. - Какое «новшество» было введено? Знакомо ли вам это понятие? - Запишем о ней. Раскройте понятие в скобках. - В войсках тоже становилось неспокойно. Солдаты были недовольны, как затянувшейся войной в которой погибло 2 млн. солдат, так и сообщениями приходившими из дома. - Мы видим, что появилось недовольство в городах, на селе и на фронте. 3. Отношение партий к войне: - Большинство тех партий, которые были представлены в думе поддержали войну, именно из их уст были выдвинуты цели России в войне. Какие то были партии? Чьи интересы они защищали? - А что социалистические партии? Какие из них вы знайте? Как они были настроены к войне? Сохранили ли они единство? Нарисуем схему: Прочтите последний абзац в разделе «Отношение народа и партий в войне» §, читаем и заполняем схему. - Давайте прочтем выделенный синим цитату из манифеста РСДРП (б). Подумаем, почему Ленин был назван пораженцем? Почему был так заинтересован в поражении России, зачем ему нужна была гражданская война? - Но, на волне поражений 1915 г. буржуазные думские партии под предводительством кадетов объединились в коалицию – Прогрессивный блок. - Вы помните, что перестройка экономики была сделана благодаря помощи буржуазии? В ответ на помощь гос-ву, промышленная буржуазия надеялась включения своих представителей в состав правительства. - Что выдвинули кадеты? Прочтите в разделе «приближение кризиса» §. - Пошел ли на встречу НII? Нет, в конце 1915 г. он отправил думу на каникулы. Надежды буржуазии не оправдались. Однако, лидеры Прогрессивного блока не только не остановились, но и усилили критику, что привело иным результатам. - Люди, страдая от дефицита и инфляции, устав от бесконечной войны видели спор в самых верхах власти, что более убеждало народ в ее негодности. Антигерманские настроения достигли такого предела, что подозрения в измене падало на всех носителей немецких фамилий, которых было не мало. Появились расчеты – сколько частей в крови НII немецкая, а сколько русская, даже царицу подозревали в шпионаже. 4. Дискредитация власти и правительства: - Подобное отношение появилось не на пустом месте: 1) поражения 1915 г., приводят к 2) смещению с поста главкома – в.к. Николая Николаевича, авторитетного в военных кругах, на его место встал сам царь, который отбыл в Могилев. 3) В столице же теперь заведовала царица, царь не мог принимать решения оперативно. - Которая находилась под большим влиянием, кого? - Прочтите третий с конца абзац раздела «приближение кризиса» §. - Доказывало ли это несостоятельность царской власти, находившуюся под влиянием? Тот период был назван «распутинщиной». - Даже приближенные и сторонники царя были недовольны Распутиным, о чем говорит убийство последнего в декабре 1916 г. Вывод: царская власть и правительство полностью дискредитированы. | Записывают указанную тему в тетрадь, …и вопрос Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос - объединение усилий гос-ва и буржуазии - и общество - Особое совещание по обороне; перевести экономику на военные рельсы - Гос-во заручилось поддержкой буржуазии и общества Записывают: промышленность перестроена на военный лад - одежда, предметы быта и пр. - люди встретили войну с воодушевлением. Да! Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос - демонстрации; 96% явилось на моб.пункты - антигерманские настроения Работа с текстом учебника - трудности с доставкой, т.к. весь ж/д транспорт работал для фронта Работа с текстом учебника - Продразверстка - 29 ноября 1916 г. – введение продразверстки (обязательная сдача крестьянами по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хознужды хлеба и др. продуктов) - кадеты, октябристы, прогрессисты и пр. Буржуазии - эсеры, соц.-демократы Работа с текстом учебника Запись схемы в тетрадь Работа с текстом учебника - Потому как он был заинтересован в поражении России. Поражение приведет к революции, с которой неминуемо начнется гражданская война, на волне которой большевики придут к власти Работа с текстом учебника ищут ответ на поставленный вопрос - пр-во народного доверия - Распутина. Работа с текстом учебника - Да, доказывало |