Урок 7 класс
Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.
Предметные результаты:
1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;
2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2 Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;
- Формировать умение вести диалог;
-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
Основные понятия: таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор
Средства обучения: учебник, компьютерная презентация, компьютер, проектор, тетрадь
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1.Актуализация субъективного опыта Цель: включение в учебную деятельность | Организационный момент, вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку | Обобщение ранее изученной информации | Включаются в урок во взаимодействии с учителем | Сотрудничество с учителем | Формулируют тему урока и записывают ее в тетради | Сопоставление известного с тем, что еще не известно |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | 1.Предлагает рассмотреть ситуации: 1)«Многие из вас часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране) 2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….» (фото на экране) Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: Что объединяет эти фото? Какова причина «цветения воды»? Бурая тина в пруду, что это? 2. Организует диалог, подводя к формулировке цели урока: «Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока | Прослушивают и анализируют предложенные ситуации Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение. | Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположение и их обоснование Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися Учащиеся активно участвуют в обсуждении во фронталь- ном режиме | Осуществление совместной познавательной деятельности Слушать собеседника. Уметь формули- ровать собственное мнение и позицию. | Преобразую информацию. Определяют тему урока Формулируют цели урока В ходе просмотра видеоролика осуществляют самоконтроль понимания сюжета. Контролируют правильность ответов обучающихся. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют высказывания. | Умение преобразовать информацию Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Уметь использовать речь для регуляции своего действия |
3. Основной этап (решение учебной задачи) Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации | Организует работу в группах с использованием рабочих листов по исследованию хламидомонады Выступает в роли консультанта. При необходимости корректирует результаты работы «ученых- микробиологов» . | Формируют группу, получают рабочие листы и консультации по выполнению заданий, направленных на изучение темы «Водоросли» | Определение понятий: низшие растения (слоевище или таллом) Устанавливать причинно- следственные связи. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Приобретать опыт проведения несложных биологических экспериментов | Работа и консультации в группах Учащиеся работают по парам, проводят исследова- ние. Слушают «открытия» «коллег» по исследовательской работе. | Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем Ученые- микробиологи» выполняют задания, делают «открытия» и формулируют выводы. В ходе заслушивания выступлений "коллег" из лаборатории остальные учащиеся контролируют правильность и полноту выполнения заданий. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют | Проводят самооценку своим действиям | Выполнять задания с выделением существенных характеристик объекта Уметь выделять свойства изучаемых объектов и дифференцировать их. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять взаимоконтроль. |
4. Первичная проверка понимания Цель: усвоение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять. Релаксация. | Консультирует работу учащихся. Демонстрирует презентацию | Каждая группа представляет результаты своей работы | Сравнивают результаты своей работы | Работа и консультация в группах | Сотрудничество с учителем | Проводят самооценку своим действиям, Учатся представлять информацию о работе группы | Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям |
4. Первичное закрепление Цель: умение обобщать полученные знания и преобразовывать информацию из текстовой в практическую | Предлагает выполнить лабораторную работу «Строение зеленых водорослей» | Выполняют лабораторную работу | Применяют полученные знания о водорослях при выполнении лабораторной работы | Индивидуальная работа | Осуществление совместной познавательной деятельности | Проводят самооценку своим действиям | Используют полученные знания для ответа на вопросы лабораторной работы |
5. Рефлексия. Цель: самооценка учащимися результатов соей учебной деятельности Домашнее задание | Предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к первому вопросу, который открывал наш урок. Назовите, исходя из полученных на уроке знаний, главную причину цветения воды в водоёмах и аквариумах. Перечислите основные факторы, условия, которые позволяют одноклеточным водорослям так бурно размножаться?”. Предлагает оценить самого себя по листу оценивания (Приложение) Параграф 18 Сообщения «Интересные факты и многообразие водорослей» «Практическое значение водорослей» | Отвечают на вопросы учителя | Определяют степень овладения новыми знаниями | Диалог с учителем и обучающимися | Задают вопросы, которые вызвали затруднение | Выставляют оценки в рабочие листы | Дают общую оценку работы на уроке |
Инструктивная карточка к уроку по теме:
Зелёные водоросли Введение Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий, записав номер. ЗЕЛЁНЫЕ ВОДОРОСЛИ Тоня часто гуляет в парке. Она заметила, что в начале лета, когда пригревает солнце и становится тепло, вода в пруду зеленеет. Она выяснила, что цвет пруда меняется из-за зелёных водорослей – самого обширного на данное время отдела водорослей. Все они отличаются, в первую очередь, чисто-зелёным цветом, сходным с окраской высших растений. Среда обитания зелёных водорослей – преимущественно водная или влажные наземные районы. |
Зелёные водоросли
Задание 1 / 5
Прочитайте текст и рассмотрите рисунок, расположенные нтже. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.
Что общего в строении изображённых на рисунке зелёных водорослей?
Отметьте один верный вариант ответа.
Все они многоклеточные.
Все они крепятся ко дну.
Все они содержат хлорофилл.
Все они имеют глазок.
Узнав, что в пруду обитают зелёные водоросли, Тоня решила подробнее познакомиться с их строением. | | |
Хламидомонада | Хлорелла | Спирогира | Улотрикс |
| | | |
Зелёные водоросли
Задание 2 / 5
Прочитайте текст, расположенный ниже. Запишите свой ответ на вопрос.
Почему в водоёмах с мутной, непрозрачной водой нет зелёных водорослей?
Запишите свой ответ.
Тоню удивило, что в то же время, когда в парке пруд зеленеет, с другим прудом, который находится около шоссе, не происходит того же самого. Она взяла воду из этого пруда и увидела, что эта вода мутная, непрозрачная и не имеет зелёного оттенка.
Зелёные водоросли
Задание 3 / 5
Прочитайте текст, расположенный ниже. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Почему именно хлореллу выбрали для полёта в космос?
Отметьте два верных варианта ответа.
Имеет одноклеточное строение
Быстро размножается
Не имеет жгутиков
Способна к активному фотосинтезу
Размножается бесполым способом
В Интернете Тоня прочитала, что хлорелла – это одно из первых растений, которое побывало в космосе. Хлорелла не требовательна к условиям обитания, поэтому встречается повсеместно: в пресных водоёмах, морях и почвах. Она может очищать воду от вредных примесей и обогащать атмосферу кислородом.
Зелёные водоросли
Задание 4 / 5
Прочитайте текст, расположенный ниже. Запишите свой ответ на вопрос.
Почему зелёные водоросли способствуют развитию рыб и других водных обитателей?
Запишите свой ответ.
Заинтересовавшись этими растениями, Тоня узнала, что присутствие зелёных водорослей в водоёмах способствует развитию рыб и других водных обитателей.
Зелёные водоросли
Задание 5 / 5
Прочитайте текст, расположенный ниже. Запишите свой ответ на вопрос.
Какая цель была у этого эксперимента?
Запишите свой ответ.
Тоня решила провести эксперимент. Она набрала зеленоватую воду из паркового пруда. Дома разлила воду в две бутылки. Одну бутылку поставила на свет, а другую – в тёмное помещение. Через некоторое время Тоня заметила, что вода в бутылке, которая стояла на окне, стала интенсивно зелёной окраски, а вода в бутылке, которая стояла в тёмном помещении, потеряла зелёный оттенок.
«Водоросли»
Задание №1. «Питание растений».
Прочитайте стихотворение, дайте ответы на вопросы.
Листок зеленый-
Труженик хваленый.
Лучик света он поймал
И в сахар упаковал.
аргументируйте.
О каких условиях необходимых для этого процесса говорится в стихотворении, а о каких не упоминаются?
Вставьте пропущенные слова
Водоросли по способу питания являются автотрофами и содержат зелёный пигмент ...
Пигмент находится в клетке водоросли в специальной органелле ленточной или звёздчатой формы, называемой ...
Задание №2 «Многообразие водорослей» 1.
Продолжи схему:
Водоросли (по строению)
Примеры: Примеры:
Примеры:
Вставьте пропущенное слово:
По цвету водоросли бывают …видов. Это …, …., …. Приведите примеры.
Задание №3 «Экологическая группа растений»
Тело многоклеточных водорослей состоит из множества клеток, но все они одинаковы.
1.Как называется такое строение, ты узнаешь, прочитав текст учебника на стр. 107. Определение нового термина сформулируй , желательно одним предложением.
2.Как называются водоросли, которые ведут прикрепленный образ жизни? (сформулируете понятие).
3.Как называются водоросли, которые находятся в толще воды? (сформулируете понятие)
В этом тебе поможет текст учебника на странице 108-109.
Лабораторная работа: «Строение одноклеточных водорослей».
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какая водоросль изображена на рисунке?
2.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
3.Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады? Для работы используйте рис 18.1 на стр.108.
4. Подписать части клетки
5. Сформулировать вывод
Правила работы в паре
Слушать и слышать друг друга;
Вести себя вежливо по отношению к партнеру и окружающим;
Будь внимателен;
Умей сгладить конфликтные ситуации, либо обратиться к учителю;
Умей учитывать разные мнения;
Формулируй собственное мнение аргументировано;
Координировать своё мнение с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
Умей спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
Не груби и не повышай голоса;
Умей распределять роли в группе, самоорганизовываться и организовывать других.
Лист самооценивания
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?) _______________________________________
Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________
Ресурсы
1. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-biologii-kl-vodorosli-2958943.html
2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ЕГ_7_ЗеленыеВодоросли_критерии.pdf