СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Урок в 7 классе с элементами развития функциональной грамотности.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Урок в 7 классе с элементами развития функциональной грамотности.»


Урок 7 класс

Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;

2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2 Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

- Формировать умение вести диалог;

-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Основные понятия: таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор

Средства обучения: учебник, компьютерная презентация, компьютер, проектор, тетрадь

Технологическая карта урока



Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Актуализация

субъективного опыта

Цель: включение в учебную деятельность

Организационный момент, вступительное слово учителя.


Создание эмоционального настроя


Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

Обобщение ранее изученной информации

Включаются в урок во взаимодействии с учителем

Сотрудничество с учителем

Формулируют тему урока и записывают ее в тетради

Сопоставление известного с тем, что еще не известно

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1.Предлагает рассмотреть ситуации: 1)«Многие из вас часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране)

2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….»

(фото на экране)

Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: Что объединяет эти фото?

Какова причина «цветения воды»?

Бурая тина в пруду, что это?

2. Организует диалог, подводя к формулировке цели урока: «Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока

Прослушивают и анализируют предложенные ситуации


















Слушают

вопросы учителя.

Отвечают на

вопросы,

обосновывают

свое мнение.

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположение и их обоснование














Доказывать,

аргументировать

свою точку

зрения.

Осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися
















Учащиеся

активно

участвуют в

обсуждении во фронталь-

ном

режиме

Осуществление совместной познавательной деятельности
















Слушать

собеседника.

Уметь

формули-

ровать

собственное

мнение и

позицию.

Преобразую информацию. Определяют тему урока

Формулируют цели урока















В ходе просмотра

видеоролика

осуществляют

самоконтроль

понимания сюжета.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

По мере

необходимости

исправляют,

дополняют,

уточняют

высказывания.


Умение преобразовать информацию


















Принимать и

сохранять учебную

цель и задачу.

Уметь

использовать речь

для регуляции

своего действия






























3. Основной этап (решение учебной задачи)

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации


Организует работу в группах с использованием рабочих листов по

исследованию хламидомонады

Выступает в роли

консультанта. При

необходимости

корректирует результаты

работы «ученых-

микробиологов» .





















Формируют группу, получают рабочие листы и консультации по выполнению заданий, направленных на изучение темы «Водоросли»












Определение понятий: низшие растения (слоевище или таллом)


Устанавливать

причинно-

следственные

связи.

Выбирать

основания и

критерии для

сравнения,

классификации

объектов.

Доказывать,

аргументировать

свою точку

зрения.

Приобретать опыт

проведения

несложных

биологических

экспериментов

















Работа и консультации в группах

Учащиеся

работают по

парам, проводят

исследова-

ние.

Слушают

«открытия»

«коллег» по

исследовательской работе.




















Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем


Ученые-

микробиологи»

выполняют

задания, делают

«открытия» и

формулируют

выводы. В ходе

заслушивания

выступлений

"коллег" из

лаборатории

остальные

учащиеся

контролируют

правильность и

полноту

выполнения

заданий.

По мере

необходимости

исправляют,

дополняют,

уточняют


Проводят самооценку своим действиям





















Выполнять задания с выделением существенных характеристик объекта

Уметь выделять

свойства

изучаемых

объектов и

дифференцировать

их.

Планировать свое

действие в

соответствии с

поставленной

задачей и

условиями ее

реализации.

Осуществлять

взаимоконтроль.










4. Первичная проверка понимания

Цель: усвоение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять.

Релаксация.



Консультирует работу учащихся. Демонстрирует презентацию


Каждая группа представляет результаты своей работы


Сравнивают результаты своей работы


Работа и консультация в группах


Сотрудничество с учителем


Проводят самооценку своим действиям, Учатся представлять информацию о работе группы


Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям

4. Первичное закрепление

Цель: умение обобщать полученные знания и преобразовывать информацию из текстовой в практическую

Предлагает выполнить лабораторную работу «Строение зеленых водорослей»

Выполняют лабораторную работу

Применяют полученные знания о водорослях при выполнении лабораторной работы

Индивидуальная работа

Осуществление совместной познавательной деятельности

Проводят самооценку своим действиям

Используют полученные знания для ответа на вопросы лабораторной работы

5. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов соей учебной деятельности

















Домашнее

задание

Предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к первому вопросу, который открывал наш урок. Назовите, исходя из полученных на уроке знаний, главную причину цветения воды в водоёмах и аквариумах. Перечислите основные факторы, условия, которые позволяют одноклеточным водорослям так бурно размножаться?”.

Предлагает оценить самого себя по листу оценивания (Приложение)


Параграф 18

Сообщения «Интересные факты и многообразие водорослей»

«Практическое значение водорослей»

Отвечают на вопросы учителя

Определяют степень овладения новыми знаниями

Диалог с учителем и обучающимися

Задают вопросы, которые вызвали затруднение

Выставляют оценки в рабочие листы

Дают общую оценку работы на уроке





















Инструктивная карточка к уроку по теме:


Зелёные водоросли

Введение

Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий, записав номер.

ЗЕЛЁНЫЕ ВОДОРОСЛИ

Тоня часто гуляет в парке. Она заметила, что в начале лета, когда пригревает солнце и становится тепло, вода в пруду зеленеет. Она выяснила, что цвет пруда меняется из-за зелёных водорослей – самого обширного на данное время отдела водорослей. Все они отличаются, в первую очередь, чисто-зелёным цветом, сходным с окраской высших растений. Среда обитания зелёных водорослей – преимущественно водная или влажные наземные районы.







Зелёные водоросли

Задание 1 / 5

Прочитайте текст и рассмотрите рисунок, расположенные нтже. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Что общего в строении изображённых на рисунке зелёных водорослей?

Отметьте один верный вариант ответа.

Все они многоклеточные.

Все они крепятся ко дну.

Все они содержат хлорофилл.

Все они имеют глазок.

Узнав, что в пруду обитают зелёные водоросли, Тоня решила подробнее познакомиться с их строением.


Хламидомонада

Хлорелла

Спирогира

Улотрикс















Зелёные водоросли

Задание 2 / 5

Прочитайте текст, расположенный ниже. Запишите свой ответ на вопрос.

Почему в водоёмах с мутной, непрозрачной водой нет зелёных водорослей?

Запишите свой ответ.

Тоню удивило, что в то же время, когда в парке пруд зеленеет, с другим прудом, который находится около шоссе, не происходит того же самого. Она взяла воду из этого пруда и увидела, что эта вода мутная, непрозрачная и не имеет зелёного оттенка.
























Зелёные водоросли

Задание 3 / 5

Прочитайте текст, расположенный ниже. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Почему именно хлореллу выбрали для полёта в космос?

Отметьте два верных варианта ответа.

Имеет одноклеточное строение

Быстро размножается

Не имеет жгутиков

Способна к активному фотосинтезу

Размножается бесполым способом

В Интернете Тоня прочитала, что хлорелла – это одно из первых растений, которое побывало в космосе. Хлорелла не требовательна к условиям обитания, поэтому встречается повсеместно: в пресных водоёмах, морях и почвах. Она может очищать воду от вредных примесей и обогащать атмосферу кислородом.















Зелёные водоросли

Задание 4 / 5

Прочитайте текст, расположенный ниже. Запишите свой ответ на вопрос.

Почему зелёные водоросли способствуют развитию рыб и других водных обитателей?

Запишите свой ответ.

Заинтересовавшись этими растениями, Тоня узнала, что присутствие зелёных водорослей в водоёмах способствует развитию рыб и других водных обитателей.










Зелёные водоросли

Задание 5 / 5

Прочитайте текст, расположенный ниже. Запишите свой ответ на вопрос.

Какая цель была у этого эксперимента?

Запишите свой ответ.

Тоня решила провести эксперимент. Она набрала зеленоватую воду из паркового пруда. Дома разлила воду в две бутылки. Одну бутылку поставила на свет, а другую – в тёмное помещение. Через некоторое время Тоня заметила, что вода в бутылке, которая стояла на окне, стала интенсивно зелёной окраски, а вода в бутылке, которая стояла в тёмном помещении, потеряла зелёный оттенок.







«Водоросли»

Задание №1. «Питание растений».

Прочитайте стихотворение, дайте ответы на вопросы.

Листок зеленый-

Труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.

  • О каком процессе говорится в данном стихотворении? Свой ответ

аргументируйте.

  • О каких условиях необходимых для этого процесса говорится в стихотворении, а о каких не упоминаются?


Вставьте пропущенные слова

  • Водоросли по способу питания являются автотрофами и содержат зелёный пигмент ...

  • Пигмент находится в клетке водоросли в специальной органелле ленточной или звёздчатой формы, называемой ...





Задание №2 «Многообразие водорослей» 1.

Продолжи схему:

Водоросли (по строению)









Примеры: Примеры:

Примеры:



Вставьте пропущенное слово:

По цвету водоросли бывают …видов. Это …, …., …. Приведите примеры.







Задание №3 «Экологическая группа растений»

Тело многоклеточных водорослей состоит из множества клеток, но все они одинаковы.

1.Как называется такое строение, ты узнаешь, прочитав текст учебника на стр. 107. Определение нового термина сформулируй , желательно одним предложением.

2.Как называются водоросли, которые ведут прикрепленный образ жизни? (сформулируете понятие).

3.Как называются водоросли, которые находятся в толще воды? (сформулируете понятие)

В этом тебе поможет текст учебника на странице 108-109.































Лабораторная работа: «Строение одноклеточных водорослей».

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Какая водоросль изображена на рисунке?

2.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

3.Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады? Для работы используйте рис 18.1 на стр.108.









4. Подписать части клетки

5. Сформулировать вывод















Правила работы в паре

  1. Слушать и слышать друг друга;

  2. Вести себя вежливо по отношению к партнеру и окружающим;

  3. Будь внимателен;

  4. Умей сгладить конфликтные ситуации, либо обратиться к учителю;

  5. Умей учитывать разные мнения;

  6. Формулируй собственное мнение аргументировано;

  7. Координировать своё мнение с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;

  8. Умей спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  9. Не груби и не повышай голоса;

  10. Умей распределять роли в группе, самоорганизовываться и организовывать других.





Лист самооценивания

Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания

  1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________

  2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________

  3. Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________

  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

  5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

  6. Осталось непонятным (что?) _______________________________________

  7. Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________

Ресурсы

1. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-biologii-kl-vodorosli-2958943.html

2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ЕГ_7_ЗеленыеВодоросли_критерии.pdf