СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Эмоция - Грусть. Игры с детьми 5 - 7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека бесед и игр пл эмоциональному развитию детей. Знакомство с эиоцией "Грусть".

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Эмоция - Грусть. Игры с детьми 5 - 7 лет»

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».


Волкова Н.А. Развитие эмоциональной сферы детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.


В дошкольном возрасте ребёнок усваивает язык чувств —

принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний

при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса…”

Наталья Геннадьевна Гончарова


Направление «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социализация».


Задачи.


  • Познакомить детей с эмоцией грусть.

  • Дать детям представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты).

  • Развивать эмоциональную сферу детей, умение эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй.

  • Развивать способность детей понимать и осознавать свои эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

  • Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к музыке и художественному слову.

  • Воспитывать в детях желание утешить, развеселить.

























Содержание.


Вид деятельности

Задачи.

Беседа

«Грусть».

Познакомить детей с эмоцией грусть. Дать детям представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты). Развивать эмоциональную сферу детей. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к музыке и художественному слову.

Игровая ситуация «Прочти стихотворение».

Развивать эмоциональную сферу детей, умение эмоционально тонко чувствовать переживания персонажа стихотворения. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.

Психо-гимнастический этюд

«Наша Таня».

Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.

Мимическая игра «Осень».

Развивать способность детей выражать эмоции с помощью мимики и жестов. Поощрять импровизацию, формировать умение детей свободно чувствовать себя в роли.

Коммуникативная игра

«Не грусти!»

Развивать эмоциональную сферу детей, умение эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей. Воспитывать в детях желание утешить, развеселить.

Психо-гимнастический этюд

«Золушка».

Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Поощрять импровизацию, формировать умение детей свободно чувствовать себя в роли.

Словесная игра «Грусть – это...».

Расширять знания детей о чувстве грусти. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать эмоциональную сферу детей.

Творчество «Какого цвета грусть».

Развивать способность детей ощущать свои эмоции и выражать их с помощью цвета. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.




Беседа «Грусть».


Задачи. Познакомить детей с эмоцией грусть. Дать детям представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты). Развивать эмоциональную сферу детей. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к музыке и художественному слову.

Материал к деятельности. Презентация «Грусть».

Беседа.

— Дети, какая эмоция противоположна радости? (ответы детей).

— Дети, слушаем грустную песню «Осень».

Звучит песня «Осень». Музыка Н. Елисеева. Слова К. Бальмонта.

Затем педагог читает стихотворение К. Д. Бальмонта.

Константин Бальмонт. Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.

— Как вы считаете, у кого из детей грустное настроение? (ответы детей).

— Как вы это узнали? (ответы детей).

— Дети, какие жесты и мимика подсказывают нам, что у человека грустное настроение? (ответы детей).

— У человека, когда он грустит, плечи опущены. Лицо грустное: уголки рта опущены, глаза слегка сужены, взгляд вниз. Дети, как можно по-другому назвать грусть? (ответы детей).

Грусть – это печаль, тоска, кручина, уныние, отчаяние, горе.

Звучит пьеса из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Болезнь куклы».

— Музыка композитора Петра Ильича Чайковского передаёт печаль девочки, у которой заболела кукла. Одиночные высокие звуки напоминают. капельки слёз Короткие музыкальные фразы похожи на вздохи больной куклы. Грусть – это отрицательная эмоция человека. Дети, когда вам бывает грустно? (ответы детей).

Грустная грустинка,

Как тебя прогнать?

По щеке слезинка

Катится опять.

Потому что ложка

Утонула в каше,

Потому что Гошка

Подружился с Машей.


И колючий дождик

За окошком льёт,

А с работы мама

Долго не идёт.

Потерялся утром

Мой пушистый зайчик,

И никто не спросит:

Что с тобой, мой мальчик?

Елена Раннева

— Дети, иногда нам бывает грустно, но долго грустить нельзя, можно заболеть. Поэтому, дети, если вам грустно, подумайте о чём-нибудь хорошем, весёлом и улыбнитесь. Дети, долго не грусти, вы здоровье берегите. Радость в сердце жить должна. очень нам она нужна.




Игровая ситуация «Прочти стихотворение».


Задачи. Развивать эмоциональную сферу детей, умение эмоционально тонко чувствовать переживания персонажа стихотворения. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, вспомним стихотворение Агнии Барто «Зайка».

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

— Дети, как вы думаете, что почувствовал зайка, когда его бросила хозяйка? (ответы детей).

— С какой интонацией вы прочитаете это стихотворение? (ответы детей).

— Можно прочитать стихотворение грустно, жалко зайку. Можно прочитать стихотворение сердито, рассердится на тех детей, кто бросил зайку. Дети, а можно это стихотворение прочитать радостно? Почему? (ответы детей).

Дети поочерёдно читают стихотворение.

— Спасибо, юные артисты. Стихотворение выразительно читали, но особенно мне понравилось чтение… (педагог называет имена детей).


Психогимнастический этюд «Наша Таня».


Задачи. Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Агнии Барто «Наша Таня».

Наша Таня громко плачет: 
Уронила в речку мячик. 
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

— Дети, как вы думаете, какие эмоции испытывала Таня, когда уронила в речку мячик? (ответы детей).

— Тане грустно, она плачет. Дети, что почувствовала Таня, когда ей объяснили, что мячик не утонет? (ответы детей).

— Сначала Тане почувствовала грусть, печаль, а затем радость, веселье. Дети, я буду читать стихотворение, а вы, мои юные артисты, покажите чувство Тани с помощью мимики и жеста.

Педагог медленно читает стихотворение, дети играют этюд.

— Замечательно! Спасибо, дети, вы прекрасные артисты. Грусть и радость Тани изобразили, чувства мимикой правильно отразили.








Мимическая игра «Осень».


Задачи. Развивать способность детей выражать эмоции с помощью мимики и жестов. Поощрять импровизацию, формировать умение детей свободно чувствовать себя в роли.

Игра.

— Дети, представьте, что вам предложили сыграть роль Золотой Осени, радостной, щедрой, доброй. Покажите мне, пожалуйста, Золотую Осень.

Дети выполняют задание.

— Молодцы, дети! У золотой Осени лёгкая поступь, весёлое лицо. Сейчас у нас Поздняя Осень, грустная, печальная. Дети, сыграйте, пожалуйста, роль Поздней Осени. Дети выполняют задание.

— Чудесно! Молодцы, дети! Разную Осень показали, эмоции передали.


Коммуникативная игра «Не грусти!»


Задачи. Развивать эмоциональную сферу детей, умение эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей. Воспитывать в детях желание утешить, развеселить.

Игра.

— Дети, что такое грусть? (ответы детей).

Грусть – это отрицательная эмоция, противоположная радости. Дети, когда вам бывает грустно? (ответы детей).

— Дети, представьте, что кто-то загрустил. Как мы можем помочь человеку, развеять его грусть? (предположения детей).

— Нужно отвлечь человека от грустных мыслей, сказать ему ласковые слова, рассказать что-то интересное, смешное. Если это близкие вам люди или друзья, можно погладить по спине, по плечу. Дети, что-то мне грустно!

Педагог с грустным видом садится на стул и ждёт действий детей. Если дети не проявляют активности…

— Дети, мне грустно! Вы мне не поможете, не отвлечёте от грустных мыслей.

Дети пытаются развлечь педагога. Педагог поощряет детей словами благодарности, но сохраняет грустный вид. Когда большинство детей примет участие в игре, педагог улыбается.

— Большое спасибо, дети! Вы прогнали мою грусть-печаль, теперь у меня хорошее настроение.

Примечание. Периодически педагог обращает внимание детей на грусть того или иного ребёнка, и предлагает прогнать грусть-печаль, развеселить грустного ребёнка.


Внимание. Если грустный ребёнок не идёт на контакт, ему это неприятно, педагог просит детей: «Не будем ему мешать, он хочет погрустить».









Психогимнастический этюд «Золушка».

(с девочками).


Задачи. Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Поощрять импровизацию, формировать умение детей свободно чувствовать себя в роли.

Беседа.

— Дети, вы знаете сказку о Золушке? (ответы детей).

— Золушка – девушка, которая попала на бал во дворец, познакомилась с принцем. Но вот часы пробили полночь, и Золушка пора возвращаться домой. Золушке грустно, она больше никогда не увидит принца. Девочки, представьте, что вы Золушка. Вы только что ушли с бала, расстались с принцем, потеряли туфельку. Золушки, что вы чувствуете, покажите мне своё настроение.

Девочки играют этюд.

— Чудесно! Молодцы, девочки! Вы все прекрасные артистки. Грусть Золушки изобразили, чувства мимикой правильно отразили.


Ситуация общения «Грусть – это...».


Задачи. Расширять знания детей о чувстве грусти. Развивать эмоциональную сферу детей. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Обогащать бытовой словарь детей.

Разговор.

— Дети, я начну предложение, а вы его, пожалуйста, закончите.

  • Грусть – это …

  • Я грущу, когда…

  • Маме грустно, когда…

    Дети по очереди договаривают предложение. Педагог в конце повторяет наиболее интересные ответы.

    — Дети, как можно по-другому назвать грусть? (ответы детей).

    — Спасибо, дети! У нас получился рассказ о грусти. Грусть – это печаль, тоска, кручина, уныние, отчаяние, горе. Дети, как вы думаете, какое чувство сильнее печаль или горе? (ответы детей).

    Горе – это сильнее эмоциональное состояние. Где горе, тут и слёзы. Когда человек горюет, он не просто плачет, а плачет горькими слезами, рыдает. Дети, человек горюет, когда он теряет близкого человека. Война несёт людям много горя. Свет победит тьму, а мир — войну. Дружно за мир стоять — войне не бывать.













    Творчество «Какого цвета грусть».


    Задачи. Развивать способность детей ощущать свои эмоции и выражать их с помощью цвета. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.

    Материал к деятельности. Альбомные листы, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, палитры, салфетки.

    Беседа.

    — Дети, что такое грусть? (ответы детей).

    Грусть – это отрицательная эмоция. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

    Синее облачко расстроилось всерьёз

    И синим-синим дождиком на землю пролилось…

    Синий цвет грустит и плачет –

    Он на слёзы весь растрачен.

    Капора Т.А.

    — Дети, как вы думаете, какого цвета грусть? (предположения детей).

    Педагог выслушивает мнения всех детей. Предлагает детям нарисовать грустную картину. Желающие дети рисуют.

    После окончания работы, картины размещаются на выставку в Картинную галерею группы. Педагог благодарит всех детей, проявивших желания нарисовать картину

    — Восхитительно, дети! Цвета грусти показали, грустную картину нарисовали.