СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы по истории -подготовка к олимпиаде

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка К ОЛИМПИАДЕ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ министерства образования ИЗРАИЛЯ(УРИ ТАИР И ВИКТОРИЯ ДВОРКИН)

Просмотр содержимого документа
«Вопросы по истории -подготовка к олимпиаде»

30.11.2016



Вопросы первого тура

«Возвращение в Сион: волны алии в современный период (1798-1948 гг.)»

1.Вопрос: Объясните название "Старый ишув"? Почему его называли "старым"? Когда он сформировался? На каком языке\ах говорили его представители?

Ответ: «Старый ишув»… Такое название закрепилось за еврейским населением Эрец-Исраэль, сформировавшимся в течении 18-19 вв. к началу первой массовой алии в 1881 году. Это население состояло из трех основных групп. Одну группу составляли выходцы из стран ислама: Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова. Другую представляли сефарды - испанские и португальские евреи, потомки изгнанных с Пиренейского полуострова в конце ХV века. В третью входили ашкеназы - европейские евреи. Первые говорили на арабском, персидском других восточных языках. Вторые - на ладино. Третьи - на идиш. К «старому ишуву» относится и город Петах-Тиква, основанный в 1878 году. «Новый ишув» ведет отсчет с возникновения Ришон ле-Циона в 1882 году.



2. Вопрос: На фотографиях изображены 4 святых города? Назовите их! Определите на какой фотографии изображён каждый их них. В каких частях Страны Израиля они находились?




Ответ: 4 святые города: Иерусалим (центр Иудеи), Цфат (север Верхняя Галилея, Тверья (в Галилее рядом с озером Кинерет) и Хеврон (юг Иудеи).



3. Вопрос: Кто были новоприбывшие в конце 18 и начале 19 вв.? Чем они занимались после прибытия в страну? Остались ли у них связи со своей бывшей общиной на старой родине?

Ответ: По большей части, первыми переселенцами были пожилые, по меркам своего времени, люди, основное занятие которых было изучение Святого писания. Они не могли существовать без поддержки и прямой материальной помощи извне. Но они нашли в своем самоотверженном служении вере предков сочувственный отклик у их остающихся в диаспоре единоверцев. В странах Европы возникла целая система поддержки населения ишува, получившая название «халука». Более того, в каждой еврейской общине диаспоры начались поиски тех, кто мог бы представлять общину в ишуве. Для тех, кого общины делегировали в число первых репатриантов, выделялись особые стипендии.



4.Вопрос: Когда стали пребывать в страну первые представители хасидского движение? Кто руководил первой большой группой хасидов? Откуда прибыла это группа? Какой город стал центром хасидской общины в Стране Израиля?

Ответ: Во второй половине XVIII века еврейская община Палестины стала пополняться за счет прибывающих польских евреев, связанные с хасидским движением. В 1777 году в Палестину прибыла большая группа хасидов из Белоруссии под руководством Менахема Менделя из Витебска. Они разместились в Тверии, в результате чего этот город стал центром хасидизма.

5.Вопрос: С чьим именем связана алия литовских евреев? Когда происходила эта алия? Кто были её руководители? Община какого города сильно разрослась, благодаря новоприбывшим?

Ответ: В начале ХIХ века в Эрей-Исраэль стали прибывать ученики и последователи Виленского гаона Элияху бен Шломо Залмана, раввина и талмудиста, приобретшего авторитет и славу одного из духовных наставников еврейства, создавшего городу Вильно славу Литовского Иерусалима. С его именем и связана история первых поселений ашкеназских евреев в Эрец-Исраэле. Его ученики, раввины белорусского города Шклова Менахем-Мендл бар Барух и Исраэль бар Шмуэль Ашкенази стали организаторами репатриации своей общины на землю предков. Путешествие заняло три года, но в 1808 году, спустя 11 лет после смерти их учителя, в Палестине появилась первая нехасидская община. . Спустя год сюда прибыла еще одна большая группа евреев Шклова во главе с рабби Исраэлем, а через год - еще две группы. К 1816 году, обосновавшаяся в Цфате, община насчитывала уже около шестисот человек и состояла из более сорока семей.

6.Вопрос: С именем какого человека и какой организации связано основание Микве Исраэль? С какой целью была основана Микве Исраэль?

Ответ: Сельскохозяйственная школа основанная Альянсом по инициативе Карла-Ицхака Неттера в 1870 году для подготовки еврейской молодёжи к работе на земле.



7.Вопрос: На рисунке изображена новая застройка в Иерусалиме.

С именем какого человека связано начало строительства вне стен города? Что Вам известно о нём? Приведите ещё 2 примера его деятельности в Стране Израиля.



Ответ: Сэр Моше Монтифиоре –английский меценат испано-еврейского происхождения. Его стараниями была проведена первая перепись еврейского населения в Стране Израиля. По его инициативе стали закладываться основы экономической деятельности евреев. На его деньги была проложена первая проезжая дорога от побережья Средиземного моря до Иерусалима, была построена текстильная фабрика и начали работать первые типографии. Монтефиоре стал основателем нескольких сельскохозяйственных поселений, в том числе Ямин Моше недалеко от Старого Города, названного в его честь. Благодаря ему была приведена в порядок могила проматери Рахели в Бейт-Лехеме, а в Старом городе появилась новая система сточных труб.





8. Вопрос: Как называлось первое поселение, построенное ещё до Первой алии? Где оно находилось? В каком году была основано и кем? Чем занимались жители этого поселения?

Ответ: Петах Тиква, врата надежды, была основана группой активных людей из Старого ишува в 1878 году в приморской долине. Первые жители Петах Тиквы занимались сельским хозяйством.



9.Вопрос: Что означает слова "алия" на русском языке? Каким образом связаны еврейские праздники с этим понятием? Назови эти праздники?

Ответ: Одной из национальных традиций евреев древности - трижды в год восхождение на гору Сион, к Иерусалимскому Храму, чтобы отметить три основных еврейских праздника - Песах, Шавуот и Суккот. Слово «восхождение» - «алия» (на иврите), стало одним из ключевых слов в лексиконе современного еврейства, ибо означает репатриацию в Израиль.

10.Вопрос: Почему Первая алия называется "первой"?

Ответ: Массовая репатриация евреев на историческую родину в современную эпоху была названа Первой алиёй. В Палестину стали прибывать группы поселенцев, организованные не отдельными лицами или еврейскими общинами, а представителями целых национальных движений. Это действительно происходило впервые в истории, оттого эта алия получила название Первой.

11.Вопрос: С какими событиями, в какой стране и в какие годы связана Первая алия?

Ответ: Первая алия напрямую связана с волной еврейских погромов 1881-1882 годов, прокатившейся по Украине после убийства народовольцами Александра II и получившей позднее название «Буря на юге». Резкое ухудшение положения евреев в России привело к их массовой эмиграции.



12. Сколько приехало евреев в период Первой алии, из каких стран они приехали? Как Первая алия отразилась на еврейском население Эрец Исраэль?

Ответ: Одним из направлений волны иммигрантов была Палестина, являвшаяся в то время провинцией Османской империи. С 1882 по 1904 год сюда приехало, по разным источникам, от 25 до 35 тысяч евреев из России и Румынии, что более чем вдвое увеличило общее число палестинских евреев.

13. Вопрос: Какое движение внутри еврейского народа повлияло на массовую репатриацию? Чем характер репатриантов Первой алии отличался от представителей "Старого" ишува?

Ответ: Это движение было не только национально, но и идеологически мотивированным. Большинство иммигрантов принадлежало к ранним сионистским движениям «Ховевей-Цион» - «Любящие Сион» и «Билу». Несмотря на то, что практически все прибывшие были религиозными людьми, они не собирались жить на халуку, в отличие от уже живущих в Палестине, а надеялись добывать себе средства на жизнь собственным трудом.

14.Вопрос: В период Первой алии были основаны немало сельскохозяйственных поселений. Одно из них было основано организацией Билу. Какое? Как расшифровывается слово Билу? Кто возглавлял его и каковы были его цели? С каким городом в Российской империи связано деятельность этой организации?





Ответ: В январе 1882 года группа харьковской молодежи по инициативе первокурсника местного университета Исраэля Белкинда собралась на встречу, в которой приняло участие около тридцати ребят. Находясь под впечатлением разразившихся после убийства Александра II еврейских погромов, молодые люди обсуждали возможность создания какого-то общества для распространения идеи национального возрождения еврейского народа и переселения основной массы его на историческую родину. Группа назвала себя «билуйцами», а созданную организацию - «Билу». Название оргнизации - «Билу» было составлено из начальных букв строк библейского стиха, который в переводе на русский язык звучит так: «Дом Иакова! Вставайте и пойдем!» (Исайя, гл.2, стих 5). Возглавил движение билуйцев студент Харьковского университета Исраэль Белкинд, Недалеко от Яффо билуйцы заложили поселок Гедера - «Огражденная», по имени одноименного древнего города, находившегося на этом месте.

15.Вопрос: Объясните, как связан человек на фотографии, с поселением Зихрон Яков? Как его называли в Эрец Исраэль? Что его известно о его деятельности?

Ответ: Эдмонд Ротшильд – французский меценат, его называли "отцом ишува" т.к. финансовая поддержка еврейским поселениям стала для него делом жизни. Он вкладывал деньги в приобретение земель и строительство жилья для колонистов, на их обучение и медицинскую помощь. В 1887 году был основан винодельческий завод «Кармель Мизрахи», работающий до сих пор. Барон умер в 1934 году. Согласно завещанию, останки барона и его жены были перезахоронены в 1954 году в усыпальнице в Зихрон-Яакове.

16.Вопрос: Поэт Хаим-Нахман Бялик писал: «Эту землю нельзя понять рассудком. Все, что создано, поражает и похоже на чудо. Расцвет еврейского языка - тоже своего рода чудо». Как это чудо связано с мужчиной на фотографии? Что Вы знаете о нём и его деятельности?



Ответ: В 1881 году совершилось беспрецедентное в истории и совершенно невозможное событие: из небытия был возрожден мертвый язык. До этого момента случаев возрождения мертвых языков в истории не наблюдалось. Древнееврейский язык - иврит - был первым языком евреев. Он был распространен в Древнем Израиле и на протяжении первого тысячелетия до нашей эры находился как в устном, так и в письменном употреблении. И был человек, отдавший всю свою жизнь возрождению иврита в качестве современного разговорного языка, его развитию и обогащению, оставшись в истории как «отец современного иврита». Преодолевая сопротивление ортодоксальных кругов, он основал Комитет языка иврит (ставший впоследствии Академией языка иврит) и начал выпуск одного из первых еженедельников на иврите, а также опубликовал первый полный словарь языка иврит. Его слова стали девизом каждого репатрианта: «Иври, дабер иврит!» - «Еврей, говори на иврите!». Улица имени этого человека есть теперь в центре каждого города Израиля. Имя его - Элиэзер Бен-Йехуда (Лазарь Перельман, 1878-1922 гг.). Дом Элиэзера Бен-Йехуды стал первым семейным очагом в мире, где говорили только на иврите.

17.Вопрос: Какие события в Российской империи повлияли на начало и характер Второй алии?

Ответ: Начало трагической эры европейского еврейства ХХ века было ознаменовано кровавым Кишиневским погромом, произошедшим в России в дни православной пасхи, 6-7 апреля 1903 года, вызвав подлинный шок во всем мире. За два дня, в ничем до этого не выделявшемся, обычном современном городе, было убито 49 и ранено 586 человек - безоружных, беззащитных, совершенно ни в чем не повинных людей. Более полутора тысяч еврейских домов и лавок разгромлено. Зверства погромщиков напоминали средневековые бесчинства. В январе 1905 года, Россия оказалась охвачена революционными волнениями, которые остались в истории под названием «Первой русской революции» и завершились только в июле 1907 года. Самым непосредственным образом эти события коснулись еврейского населения Российской империи. По стране прокатились кровавые погромы в которых нашли смерть сотни ни в чём не повинных евреев.



18.Вопрос: Какое общество хотели построить представители Второй алии? Какова была идеология новых репатриантов? Как они выразили свои взгляды в общественно-политической сфере?

Ответ: Репатрианты Второй алии видели в Эрец-Исраэль не только убежище для евреев. По их убеждению, в Эрец-Исраэль должно было быть создано еврейское общество нового типа. Если в галуте евреи занимались, в основном, мелочной торговлей, то здесь, в Сионе, они должны заложить основы здорового, созидательного общества, члены которого будут заняты производительным трудом, преимущественно земледельческим. Именно им принадлежит инициатива создания первых еврейских рабочих партий, в основу программы которых были заложены идеи, которые они привезли с собой. Партий было две: «Поалей Цион» - «Трудящиеся Сиона» (основана в 1906 г.) и «Ха-поэль ха-цаир» - «Молодой рабочий» (онована в 1905 г.). В основе их программы лежали концепции их лидеров - идеолога рабочего сионизма Бера Борохова и духовного руководителя халуцианского движения Ахарона Давида Гордона. Борохов исповедовал единство классовой борьбы и национальных целей еврейского народа, находящегося в галуте и оторванного от производительного труда, а Гордон предлагал радикально изменить отношение к работе: из средства к существованию она должна стать целью жизни человека.







19.Вопрос: Три фотографии намекают на три выдающиеся достижения Второй алии? Перечислите их. Вкратце объясните важность каждого из них.



Ответ: В истории остались три поистине выдающихся достижения репатриантов этой алии, заложивших краеугольные камни современного еврейского государства: создание первого в Эрец-Исраэль кибуца «Дгания», закладка первого еврейского города Тель-Авив и организация первого вооруженного отряда по обеспечению безопасности ишува.

Начиная с кибуца «Дгания», в Эрец-Исраэль стала развиваться целое «семейство» сельскохозяйственных коммун, в основе жизнедеятельности которых были общность имущества и социальное равенство в труде, потреблении и бытовых услугах. Кибуц «Дгания», основанный в южной точке озера Кинерет, в 10 км к югу от Тверьи,.

Репатрианты, начавшие активно заселять свою историческую родину во второй половине XIX века, не любили селиться в Яффо, предпочитая строить новые поселения подальше от агрессивных мусульман. Немаловажную роль в этом играли погромы, которые время от времени устраивали арабы. Днем основания Тель-Авива считается 11 апреля 1909 года. Первоначально новый поселок, расположенный на окраине Яффо, назывался Ахуззат-Баит - по названию общества ставило целью строительство некоего «еврейского центра городского типа». Но очень скоро этот пригород Яффо обрел свое имя, которое впоследствии и стало именем нового города на берегу Средиземного моря - Тель-Авив. В переводе с иврита это словосочетание означает «холм весны», а если точнее, «холм весенних всходов». Возникновение на карте Палестины города Тель-Авива стало вдохновляющим фактором для сионистски настроенных евреев диаспоры.

Третьим выдающимся событием, которым евреи обязаны Второй алие, было создание в Эрец-Исраэль большой собственной группы самообороны. Арабское окружение постоянно напоминало о себе поселенцам. Шли постоянные попытки нарушить границы участков для потравы посевов арабскими стадами, зачастую арабы по ночам разворовывали часть урожая еврейских поселенцев, а днем просто отбирали. У путников забирали лошадей и все, что они везли в повозках. Но как только нападавшие ощутили силу групп сопротивления, грабежи прекратились. К 1914 году в «Ха-Шомер» состояло около 40 бойцов и 50-60 временных помощников. Всего «Ха-Шомер» был способен мобилизовать на тот момент до 300 человек. С началом Первой мировой войны «Ха-Шомер» был вынужден уйти в подполье, а его руководители были депортированы турецкой администрации в Анатолию.













20.Вопрос: Как Палестинское бюро сионистской организации повлияло на Вторую алию? Кто его возглавлял с момента основания? Приведите 2 примера деятельности этой организации до начала Первой Мировой войны.

Ответ:

Значительную роль в решении большинства финансовых проблем, возникшиих перед Второй алией играло открытое в 1908 году Палестинское бюро сионистской организации. Его возглавил Артур Рупин, основавший за четыре года до этого берлинское Бюро еврейской статистики и демографии. Его работа в Палестинском бюро продолжалась около сорока лет. Фактически, он был руководителем поселенческой деятельности репатриантов Второй алии, и именно по его инициативе в 1907-1911 годах была организована алия йеменских евреев. До конца 1912 года около 1500 евреев из Йемена переселились в Эрец-Исраэль и обосновались в сельскохозяйственных поселениях. Рупин руководил приобретением земель в Изреельской долине, на горе Кармель и ее склонах, в Иерусалиме. Его бюро поддержало организацию учебной сельскохозяйственной фермы «Киннерет», кибуца «Дгания», мошавы «Мерхавия», постройку Тель-Авива, рабочего поселка «Эйн-Ганим» рядом с Петах-Тиквой. В это же время была основана Палестинская землеустроительная компания, организован Аграрный банк и другие учреждения, заложившие основы организационной структуры сельского хозяйства страны.





21.Вопрос: На фотографии девочка бросает монетку в коробочку. Знаете ли Вы историю обычая бросать монетки именно в такие коробки? На что шли собранные деньги? Какая организация стояла за установкой этой и подобной ей коробкам? Каковы были цели этой организации?

Ответ:

Для организации массового переселения ищущих пристанища малоимущих слоев российских евреев денег отдельных, даже самых богатых жертвователей было мало. Для продолжения и углубления колонизационного процесса нужен был делать ставку на кооперативное ведение сельского хозяйства. В 1901 года на Пятом Сионистском конгрессе был создан Еврейский национальный фонд «Керен Каемет ле-Исраэль». Согласно уставу фонда, земля, приобретаемая на его средства, считается неотъемлемой собственностью всего еврейского народа и не подлежит продаже. Фонд может лишь сдавать принадлежащие ему участки в аренду сроком не более, чем на 49 лет. Срок, естественно, может быть при желании продлен. Для того чтобы привлечь к сбору средств самые широкие круги евреев во всем мире, фонд выпустил почтовые марки, устанавил в общинах бело-голубые копилки, а так-же учредил «Золотую книгу», куда вносились имена лиц, жертвовавших значительные суммы. Копилки стали неким символом участия евреев в процессе возвращения принадлежащей когда-то всем евреям Святой Земли и приобрели такую популярность, что стали достоянием практически каждой еврейской семьи.