СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание дошкольников средствами музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание дошкольников средствами музыки»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА









Консультация для педагогов

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки













Воспитатели:

Кудрина О.М.













2023г.




                                                  «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и       сохраненное

      предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом».

 (С. Михалков)

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно -патриотическом воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Задача музыкального образования- воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. 

Слайд 3, 4

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Через народные песни и танцы в детях воспитывается чувство патриотизма национальной гордости.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества , используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.   Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игре на русских музыкальных инструментах и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей.

Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной  деятельности дошкольника. Необходимо добиваться того, чтобы дети являлись не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. 

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

Слайд 5

В ДОУ несомненно должны проводиться традиционные фольклорные  развлечения «Масленица», «Колядки», где дети водят хороводы, играют в народные игры и забавы.

Слайд 6

Нравственно –патриотическое воспитание ребёнка дошкольника — это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери» Ю.Я.Яковлев

А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника.

Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями, его семья. 

           От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места с детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли. Дети с удовольствием поют песни про родных, дружбу, семью, детский сад. Они им особенно понятны и очень любимы.   

Слайд 7


Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

А музыка, изобразительное искусство и художественное слово могут помочь взрослым в этом. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя.

Слайд 9

Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.

Слайд 10

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Здесь мы раскрываем величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, возросшим в мирные годы. Большое значение в патриотическом воспитании так же имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к Мемориалу, возложение цветов к вечному огню, участие в шествии «Бессмертный полк».

«В Душе и сердце Ребёнка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения …» Ш.А. Амонашвили

Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время.

Там живут дети, маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые.

Они смотрят на мир широко открытыми глазами.

В этом мире они не одни.

С ними рука об руку идем мы взрослые, опора, надежда, вера, для каждого маленького человека.

Маленькие, беззащитные, они верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас.

Мы, взрослые, тоже любим наших детей, не правда ли, и должны им это показать.

Любовь, взаимопонимание, доверие, важные качества, которые живут в стране «Детство»

Россия – Родина для многих! Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.