МБОУ ДО «Золотухинская детская школа искусств»
Методический доклад на тему:
«Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки»
Панкратова Н.А., преподаватель
1 квалификационной категории
по классу баяна
п. Золотухино - 2021
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затрагивают и систему образования и культуры. Принятие ФГТ внесли изменения в возрастные критерии обучающихся.
В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6,5–7 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Так же народный инструмент (баян) внесен в основную часть программы ФГТ обучающихся отделения «Музыкальный фольклор».
Необходимой предпосылкой обучения игре на баяне (как, впрочем, и на любом другом инструменте), является музыкальность ребёнка: комплекс музыкальных способностей, который включает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Ещё не так давно, дети, поступающие в музыкальную школу, выдерживали вступительный отбор, а то и конкурс. Но время и условия жизни общества вносят свои поправки: теперь стало почти нормой принимать учащихся, что называется «с улицы», часто со слабыми музыкальными данными, а иногда и откровенно выраженными психо-эмоциональными проблемами, что вносит в работу педагога дополнительные проблемы и нагрузки.
Особого внимания учителя требуется самым младшим, начинающим ученикам. Ребёнок переступает школьный порог, переполненный впечатлениями и различного рода ожиданиями. К сожалению, редко, когда музыкальное образование строится на базе полноценной музыкальной подготовки в детском саду. Наш районный посёлок Золотухино небольшой, так же сюда родители привозят учиться своих детей из деревень. И что представляют собой в начале учебного года наши новые ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые — даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на уроках.
Ведь всё же не показатели музыкальности являются главным критерием при обучении ребёнка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Преподавателю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься на инструменте, когда дети начинают «хотеть» слушать музыку и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в наших руках. Индивидуальный характер обучения в музыкальной школе определяет дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитывая индивидуально-психологические особенности личности и физические возможности учащегося нужно выбирать методы преподавания, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру каждого ученика — важные составляющие успеха в работе.
Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познает музыку во всем ее многообразии, у него формируется навыки и привычки труда, воспитывается воля, чувства, развивается мышление. Если учеба дает радость, ученик стремится закрепить это состояние новыми достижениями, подчас безотчетно; если учеба приносит огорчения, он точно так же стремится лишь к одному — любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо!
Содержание работы с учащимся в донотный период: слушание музыки (определение характера, жанра); сознание ритмического своеобразия жанров; пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него; определение количества звуков, мотивов; осознание понятие относительной высоты звуков. Первые занятия с начинающим должны носить наглядно-демонстрационный характер. Исходя из опыта работы с обучающимися фольклорного и народного отделений, я пришла к выводу, что целесообразно опираться на традиционный музыкальный фольклор. Ведь в его основе лежит как песенность, так и танцевальность. На разных этапах обучения это приносит только пользу. В донотный период детям важно развивать слух, ритм, песенность. Недаром самые первые песни, которые слышит ребёнок, колыбельные – народные песни. Начинать игру на инструменте рекомендую с небольших попевок: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Два кота», которые исполняются на 1-2 звуках. Дети играют и поют в удобном диапазоне сначала со словами, затем и названием нот. Обязательно следить за чистотой интонирования голоса, постепенно увеличивая диапазон и осваивать новые ноты на клавиатуре. Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. О развитии ручного аппарата стоит сказать особо. Учителю необходимо помнить, что у детей 6–8 лет мелкие мышцы рук ещё недостаточно развиты, поэтому в начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук, благодаря которой ребёнок осваивает «мышечную» азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук, с учётом проблем координации) Затем изучение попевок в объёме кварты и квинты: «Скок, скок, поскок», «Василек». Многократное повторение от разных нот вырабатывает вариабельную и позиционную технику, укрепляет игровой аппарат и развивает слух и ритм. На начальном этапе закладываются азы транспонирования и свободного движения по клавиатуре. Таким образом, происходит постепенный переход к исполнению произведений по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным, подкрепляемым практическими упражнениями на баяне.
В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности — от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в освоении нотного материала. «Теоретическое» не должно заслонять «музыкальное», наиболее эффективно сначала что то выучить практически, а затем показать, как это выглядит в нотной записи.
Здесь возможно исполнение на инструменте народных песен типа «Я на горку шла». На народном песенном материале закладываются основы меховедения, ровного дыхания, как пения без «дырок». Слуховые и тактильные ощущения впоследствии дополняются зрительными, по мере изучения нотной грамоты.
С годами работы, у каждого преподавателя вырабатывается своя собственная методика, основанная на опыте работы, переосмысленная и дополненная разработками других педагогов.
Данные методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными, при этом преподавателю не нужно чрезмерно увлекаться большим объемом учебного материала, так как дети младшего школьного возраста, отличаются неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервных клеток. Именно поэтому им необходимы смена заданий «разгрузочные» паузы. Это всевозможные пальчиковые и фольклорные игры. При тонком и бережном подходе учителя, применяя игровой характер методики преподавании «артистичность» учителя позволяют добиться обнадёживающих результатов. Решающая роль отводится созданию слушательского опыта, поэтому целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач:
1)приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке);
2) используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте;
3) постепенно вводит ученика в учебный процесс.
Индивидуальное занятие с учеником обязательно включает в себя элементы самоанализа деятельности, самоконтроль.
На более поздних этапах обучения целесообразно прослушивание произведений в интернете, в исполнении разных исполнителей. Сравнивая и анализируя игру, добиваться совершенства своего исполнения. Концертные вариации и обработки русских народных песен, не сложные аккомпанементы. Необходимо сознавать, что оценочный критерий очень важная составляющая в учёбе ребёнка, своеобразный стимул желания труда.
Формирование полноценной учебной деятельности у детей младшего возраста может происходить лишь на основе комплексных принципов совместной деятельности педагогов и родителей. Большое внимание в своей работе необходимо уделять налаживанию взаимодействия с родителями учеников. Мало провести с учеником занятие в классе, необходимо, чтобы ученик достаточно времени и усердия уделял закреплению пройденного материала в процессе домашней самоподготовки. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его занятиям и успехам, воспитывать у него настойчивость и любовь к труду.
Рассмотренные и предложенные способы обучения особенно полезны и результативны для маленьких по возрасту учащихся, а также детей со слабыми и средними музыкальными данными, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии. Как правило, именно такие ученики подталкивают педагога к поиску новых, продуктивных способов и приёмов обучения.
Хотелось бы привести слова доктора психологических наук В. Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к искусству».
В заключении хотелось бы сказать, что не смотря на то, что исполнительские возможности баяна выросли, существует много современных оригинальных обработок разных стилей и жанров, я считаю, что баян по своей природе есть и будет подлинно народным инструментом.