СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа городского оздоровительного лагеря «СОЛНЫШКО» при средней школе №15 «Лагерь - дружная семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа городского оздоровительного лагеря «СОЛНЫШКО» при средней школе №15 «Лагерь - дружная семья»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №15» г. Ярославля


Утверждаю__________________

Директор школы О.И. Томилина

«____»________2024 года



Воспитательная программа

городского оздоровительного
лагеря
«СОЛНЫШКО»

при средней школе №15

«Лагерь - дружная семья»

Программа рассчитана на детей с 7 – 11 лет

Срок реализации 18 дней

С 03.06.2024г. по 27.06 2024 г.



Авторы программы:

Малофеева Е.А., учитель начальных классов,

Леонова Н.С., учитель начальных классов,

педагог-психолог







2024


Содержание


1. Паспорт программы …………………………………………………………………….… 3 2. Пояснительная записка…………………………………………………………………… 5 3. Нормативно-правовые основания……………………………………………………....... 6 4. Цель и задачи ……………………………………………………………………….……. 8

5. Содержание и средства реализации программы……………….………………………. 9

5.1. Участники программы………………………………………………………………….. 9

5.2. Сроки реализации программы………………………….………..…………………… 9

5.3. Место реализации программы…………………………………………………………. 9

5.4. Принципы организации педагогического процесса в рамках программы…………… 9

5.5. Технологии………………………………………………………………………………. 10

5.6. Этапы реализации программы………………………………………………….............. 13

5.7. Виды, формы, методы работы…………………………………………………............... 14

5.8. Содержание и структура модулей программы………………………………................ 14

5.9. Программные модули…………………………………………………………................ 15

5.10. Организация межмодульного взаимодействия………………………………............ 18

5.11. Игровая модель лагерной смены………………………………………………........... 18

5.12.Механизм реализации тематической смены......………….………………………….. 18

5.13.План – сетка воспитательной работы городского оздоровительного лагеря............. 19

5.14.Психологическое сопровождение программы……………………………………..… 21

5.15.Охрана жизни и здоровья детей в лагере.................................................................... 22

5.16 Результаты деятельности................................................................................................ 23

6. Циклограмма работы лагеря……………………………………………………………… 23

7. Организационные условия…………………………………………….……………........ 24

7.1.Управление реализацией программы…………………………………………............ 24

7.2 Кадровый ресурс…………………………………………………………....................... 24

7.3. Материально-технические условия................................................................................ 24

7.4. Факторы риска.................................................................................................................. 25

8. Список литературы………………………………………………..…………………........ 26






  1. Паспорт программы


  1. 1.

  1. Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение

  2. «Средняя школа №15» г. Ярославля

2.

  1. Полное название программы

  1. «Лагерь- дружная семья» - программа смены лагеря с дневным пребыванием детей

  1. 3.

  1. Цель программы

  1. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников во время летних каникул. Организация активного познавательного отдыха несовершеннолетних через популяризацию семейных традиций и ценностей.

  1. 4.

  1. Задачи программы

  1. Формирование системы ценностей, нравственного фундамента, чувства патриотизма, гражданственности, правовой культуры.

  2. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

  3. Развитие познавательных, творческих, лидерских, организаторских возможностей у несовершеннолетних.

  1. 5.

  1. Направление деятельности

  1. Комплексное:

  2. познавательное направление воспитания: стремление к познанию, природы и общества, к знаниям, образованию;

  3. гражданское воспитание, воспитание патриотизма: формирование российской гражданской и культурной идентичности, в том числе, научной; принадлежности к общности граждан Российской Федерации;

  4. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

  5. эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного искусства (киноискусства);

  6. воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности, физическое воспитание: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности.

  1. 6.

  1. Краткое описание программы

  1. Данная программа создана в рамках Указа Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 "О проведении в Российской Федерации «Года семьи»  в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. 

  2. Программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность. На образовательную задачу смены лагеря работают мероприятия образовательного модуля. В ходе реализации смены предполагается проведение мероприятий популяризационного, вовлекающего характера, в том числе с привлечением социальных партнеров.

  3. Авторами последовательно представлены этапы работы, идейно-содержательное наполнение, игровая легенда, программы образовательных модулей, план-сетка основных мероприятий, что позволяет достичь максимального эффекта воспроизводимости для представителей педагогического сообщества, а также всех заинтересованных лиц. Предложено подробное описание тематической смены «Лагерь- дружная семья».

  4. Цели и задачи, поставленные программой, отвечают реалиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развитие ребенка, социализация личности, патриотизм, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость.

  1. 7.

  1. Ожидаемые результаты

  1. Повышение общей, социально-нравственной, правовой культуры воспитанников, их патриотического настроя.

  2. Развитие познавательных, творческих, лидерских, организаторских возможностей у несовершеннолетних.

  3. Общее оздоровление воспитанников, укрепление физических и психологических сил.

  4. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

  1. 8.

  1. Автор – составитель программы

  1. Малофеева Е.Н. -учитель начальной школы, начальник лагеря «Солнышко»;

  2. Леонова Н.С. -учитель начальной школы, педагог-психолог.

  1. 9.

  1. Адрес, телефон

  1. Российская Федерация, Ярославская обл., Ярославль г.,

  2. Павлова ул., д.37

  3. Телефон:8(4852)310915;

  4. E-Mail:[email protected]

  1. 10.

  1. Возраст обучающихся

  1. 7-11 лет

  1. 11.

  1. Категория обучающихся

  1. 1-4 класс

  1. 12.

  1. Сроки проведения

  1. 18 дней

  1. 13.

  1. Количество смен

  1. 1

  1. 14.

  1. Кадровое обеспечение

  1. Начальник лагеря – 1;

  2. Специалист по охране труда и технике безопасности – 1;

  3. Воспитатели – 8;

  4. Медицинский работник -1;

  5. Инструктор по физической культуре – 1;

  6. Педагог-психолог – 1.

  1. 15.

  1. Условия размещения участников

  1. Игровые комнаты (учебные классы); столовая; спортивный зал; спортивная площадка.






      1. 2. Пояснительная записка

Разработка программы организации летней занятости обучающихся в лагере с

дневным пребыванием детей «Лагерь- дружная семья» на 2024 год вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

  • работой по укреплению здоровья обучающихся и формированию у них потребности в здоровом образе жизни;

  • работой по совершенствованию организации летнего отдыха детей посредством формирования моральной шкалы ценностей.

С наступлением летних каникул особую роль для родителей и учащихся играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход для занятий детей в летний период. Посещая дневной лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Родители спокойны за своих детей. В условиях дневного лагеря, отдых детей уникален, это не продолжение образовательного процесса, а интеграция летнего отдыха и познавательной деятельности. Это совсем иной кусочек жизни ребенка, его отдых, наполненный яркими впечатлениями, и только хорошим настроением. Главное в лагере не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

В летний период лагерь становится центром досуговой деятельности детей. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности как индивидуальные, так и в составе коллектива в свободное время. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Организованный отдых детей является важной составляющей частью образовательной деятельности. Суть такого отдыха в формировании эффекта непрерывности в развитии деятельности, сопряженной с образованием, заключающийся в создании условий для получения детьми дополнительных знаний и формирования новых компетентностей.











3. Нормативно-правовые основания

Международный уровень, документы:

  1. Декларация прав ребёнка (1959г.)

  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.)

Государственный уровень, документы:

  1. «Об образовании» Закон РФ от 10.07.1992г. №3266 – I. (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993г, 13 января 1996г., 16 ноября 1997г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г., 10 января, 7 июля, 8,23 декабря 2003г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая, 18,21 июля, 31 декабря 2005г.).

«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Закон РФ с изменениями и дополнениями от 24.07.1998 №124-ФЗ.

  1. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи".

  2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2018 "Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления", утвержденный приказом Росстандарта от 31 июля 2018 (зарегистрирован 01.08.2017 № 47607).

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017 г.N 656 "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и оздоровления".

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с внесенными изменениями.

  5. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы)».

  6. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.04.2014 г. № 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573).

Региональный уровень, документы:

  1. «Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области» Закон Ярославской области от 05.05.1999 № 6-3.

  2. Городская программа «Совершенствование патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях» на 2004-2007 гг. (Принята муниципалитетом г. Ярославля 24.12.2003 г.)

  3. Комплексная городская целевая программа «Профилактика правонарушений на 2006-2007 годы» (приложение к решению муниципалитета от 28.12.2005г. № 183).

  4. Городская комплексная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004-2006 гг. (приложение к решению муниципалитета от 31.10.2003г. № 281).

Локальный уровень, документы образовательного учреждения:

  1. Должностные инструкции работников воспитания и дополнительного образования и положения о функциональных обязанностях работников воспитания.

  1. Инструкции по технике безопасности и охране труда.

  2. Программа лагеря образовательного учреждения

  3. Положения о лагере и традиционных делах воспитательного процесса учреждения.

  4. Решение Совета школы, педсовета, приказы директора, относящиеся к воспитательному процессу, другие документы.


















4. Цель и задачи программы

Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников во время летних каникул. Содействие формированию социально-активной личности детей на основе присущих российскому обществу ценностей, через включение ребёнка в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность.

Задачи программы:

  1. Формирование, развитие и реализация потенциала воспитанника через активное включение его в общественно-полезную деятельность в рамках тематических мероприятий лагеря.

  2. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

  3. Развитие дружелюбных и этических норм общения у воспитанников, коммуникативных способностей.

  4. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

  5. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого

мышления.

  1. Формирование у детей бережного отношения ко всему живому, к природе, к ее ресурсам.

  2. Развитие инициативы и самостоятельности участников, организаторских

способностей.

















5. Содержание и средства реализации программы

5.1. Участники программы

Программа рассчитана на детей 7 – 11лет, учащиеся средней школы № 15. Оптимальное количество детей в отряде – до 25 человек. Запланировано 3 отряда.

5.2. Сроки реализации программы

Программа смены «Лагерь-дружная семья» лагеря с дневным пребыванием детей рассчитана на 18 дней, с 3 по 27 июня 2024 года.


5.3. Место реализации программы

Лагерь с дневным пребыванием детей будет работать на базе средней школы № 15 и средней школы № 31 (4, 7, 13, 21, 25 июня).


5.4. Принципы организации педагогического процесса в рамках программы

Принципы организации педагогического процесса:

  • принцип гуманизации образования: постановка ребенка в центр всех направлений, осуществляемых в рамках программы, реализация личностно-ориентированного подхода к организации социально-культурной деятельности в каникулярный период;

  • принцип культуросообразности: социально-культурная деятельность должна основываться на общечеловеческих культурных ценностях. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества: к культуре бытовой, физической, материальной, духовной, интеллектуальной, нравственной;

  • принцип системности. Только через системный подход к организации каникулярного времени, возможно обеспечить целостность образовательного процесса;

  • принцип успешности и поддержки: создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора форм отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, т. е новую зону ближайшего развития;

  • принцип участия: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности, рациональному использованию свободного времени, вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, вовлечение детей в различные объединения, в проведение активного отдыха, в создание благоприятной атмосферы общения;

  • принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности детей и подростков, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;

  • принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на оздоровление, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний детей и подростков.

5.5. Технологии

Основные образовательные технологии

1. Социальное проектирование - технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет ребёнку решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

2. Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех, а также успех и работу всей команды.

3.Игровые технологии - включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

4. Технологии КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела). Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а практическая, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

5. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б. Крыловой). Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.

6. Информационно - коммуникационные технологии. Использование цифрового оборудования и специальных программ для создания продукта творческой деятельности.

Основные социокультурные технологии:

  1. Технология присоединения (Мы мир все воспринимаем по-разному: визуально, аудиально, кинестетически. Поэтому и обучение должно вести с учётом ведущей модальности учащегося. Для этого её надо определить и присоединиться к ней).

  2. Технология развития целостного восприятия и мышления (Чтобы картина окружающего мира была полной, развиваем и используем все модальности у себя и у учащихся, Кластеры – четвёрки учащихся для активной работы на уроке подбираем по возможности так: руководитель группы имеет 2-3 развитых модальности и по одному визуалисту, аудиалисту и кинестетику в каждой группе).

  3. Технология развития чувствования (Чтобы лучше понимать друг друга, нужно учить учащихся осознавать свои чувства, называть их и грамотно проявлять, а также  учиться считывать чувства собеседника. Поэтому рефлексия – непременный этап социокультурного урока).

  4. Технология мотивации предполагает широкий спектр факторов, мотивирующих на работу и учит их успешно применять как:

  • успех и возможность увидеть результат;

  • одобрение (словом, делегированием полномочий…);

  • своевременная обратная связь (рефлексия);

  • взаимопонимание;

  • творческие возможности, предоставляемые на занятиях;

  • Методы самомотивации как умение ставить цели и достигать их, умение брать ответственность на себя.

  1. Технология развития личности. Две ступени:

Первая ступень развития личности – освоение знаний

Вторая ступень – проявление полученных знаний в жизни через поведение.

Задача воспитателя – дать необходимые знания, а как их использовать для поведения в жизни – выбор учащегося.

  1. Технология развития группы.

Умение работать в группе тоже нужно развивать. В данной технологии разработаны этапы развития группы:

  • Формирование включённости в группу (Групповые нормы работы ещё не выработаны, всё время напоминаем правила работы в группе).

  • Формируются групповые нормы и установки на взаимодействие и сотрудничество. Всё больше учащихся способны к согласованным действиям. Учитель может отойти от доминирующей роли, но осуществляет постоянный контроль).

  • Согласованность всех действий, продуктивная совместная работа, групповые нормы выработаны. (от учителя требуется только поддержка).

  • Сформирован и продуктивно работает весь коллектив. (Задача учителя – защитить группу от застоя. Для этого нужно готовить новые более интересные задания, выводя коллектив на новый уровень)

  1. Технология: Ресурс успеха. Эта технология объясняет учащимся, из чего складывается успех и учит его достигать. Ресурс успеха:

  • Умение ставить цель и формировать будущий результат.

  • Умение брать ответственность за собственные решения.

  • Идти не от негатива, а к позитиву.

  • Умение рефлексировать – переосмысливать результаты своей деятельности.

  • Любое дело надо начинать в ресурсном состоянии (в состоянии радости, любви, благодарности, удовлетворения, то есть, на позитиве.

Основные здоровьесберегающие технологии:

  • Пропаганда культуры здоровья, формирование и развитие представлений о здоровом образе жизни;

  • Совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья воспитанников;

  • Медико-гигиеническая направленность занятий – проведение мероприятий по просвещению воспитанников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условия обучения.

  • Физкультурно-оздоровительные технологии, состоящие в тренировке силы воли и выносливости.

5.6. Этапы реализации программы

« Лагерь-дружная семья» программа смены лагеря с дневным пребыванием детей включает в себя следующие этапы:

Подготовительный (до начала работы лагеря):

  • формирование пакета документов;

  • разработка программы;

  • подбор методического материала с учётом тематики смены и контингента обучающихся;

  • создание условий для реализации программы;

  • установление внешних связей;

  • приобретение необходимого инвентаря;

  • проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря;

  • комплектование лагеря, оформление помещений;

  • проведение родительского собрания;

  • оформление информационных стендов и т.д.

Организационный этап (1 день смены):

  • знакомство детей с распорядком дня, программой лагеря;

  • формирование организационной структуры лагеря (деление на отряды, выбор лидеров);

  • формирование законов и условий совместного пребывания в лагере, подготовка воспитанников к дальнейшей деятельности по программе;

  • игры на знакомство, сплочение коллектива, приучение детей к доброжелательным и справедливым взаимоотношениям друг с другом и со старшими;

  • открытие смены.

Основной этап – основные дни смены. Выполнение задач смены.

  • проведение мероприятий в соответствии с программой смены;

  • проведение мастер-классов разной направленности;

  • развлекательные мероприятия тематической направленности: викторины, квесты;

  • тренинги, развивающие игры;

  • товарищеские матчи, эстафеты;

  • экскурсии.

Заключительный этап – последние дни смены. Подведение итогов.

  • награждение активистов и участников смены;

  • подготовка слайдовой презентации;

  • рефлексия.

Постлагерный этап смены

  • формирование отчетных материалов.

5.7. Виды, формы, методы работы

Выбор форм и методов обусловлен рядом факторов: целевой установкой, спецификой содержания, особенностями контингента участников, уровнем развития и подготовки детей, ресурсным обеспечением. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые). Коллективная и индивидуальная творческая деятельность, в процессе которой происходит развитие личности ребёнка, имеет несколько направлений: ознакомление с мировой и отечественной культурой, историей края, города. Это посещение музеев, филармонии, кинотеатра, проведение экскурсий, бесед; формирование творческой индивидуальности, развитие, спортивных способностей; организация коллективных творческих дел (творческие мероприятия в форме конкурсов и различных представлений); экологическое познание окружающего мира и его законов; приобщение к здоровому образу жизни, физическое развитие тела, гармоничной личности посредством проведения спортивных занятий, спортивных игр, эстафет, конкурсов; формирование разновозрастных отрядов, по интересам.

Методы работы:

  • методы театрализации (знакомят детей с разнообразными сюжетами жизни);

  • методы состязательности (стимулируют поиск, победу над собой);

  • методы равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослыми, построенные на гуманизме и доверии);

  • методы импровизации (развивают творческую и практическую предприимчивость);

  • методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);

  • методы изотерапии (стимулируют творческое самовыражение; оказывают релаксационное, сублимирующее действие);

  • методы спортивной терапии (снимают внутреннее напряжение и стимулируют физическое самовыражение);

  • методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребёнком социального опыта).

5.8. Содержание и структура модулей программы

Программа использует модульный подход по направлениям деятельности воспитанников. Содержательная часть блоков направлена на развитие организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей, направленных на гармоничное развитие личности. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

5.9. Программные модули

1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия» Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

1.1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.

1.2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:

1 июня – День защиты детей;

6 июня – День русского языка;

12 июня – День России;

22 июня – День памяти и скорби;

1.3. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.

1.4. Просветительский проект «Без срока давности». Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга. Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве. Формат участия в проекте: - Урок Памяти Мужества. Через проведение урока обучающиеся получат важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности.

1.5. «Ключевые мероприятия» Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей. - Торжественное открытие и закрытие смены (программы). - Тематические и спортивные праздники. - Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены. - Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

2. Модуль «Отрядная работа. КТД». Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает: - планирование и проведение отрядной деятельности; - поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций; - организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия. Формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки.

3. Модуль «Самоуправление». Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп.

4. Модуль «Дополнительное образование» Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает: - приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме; - развитие и реализация познавательного интереса; - вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

5. Модуль «Здоровый образ жизни» Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п. Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений. Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает: - физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты.

6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря. Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметноэстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд.

7. Модуль «Профилактика и безопасность» Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам. Формы профилактических воспитательных мероприятий: безопасность в цифровой среде, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.; - организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению.

5.10. Организация межмодульного взаимодействия

Межмодульное взаимодействие обусловлено разнообразными видами познавательной, спортивной, творческой деятельности, причем с учетом индивидуальных интересов и склонностей детей.

С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела.

5.11. Игровая модель лагерной смены

Смена «Лагерь - дружная семья» - это пчелиный улей. Каждый ребёнок- это пчёлка, развивающая свои способности и работающая на благо всего улья. За КТД и личные достижения отряды награждаются горшочком мёда, за нарушение правил лагеря отряд получает ложечку дёгтя, она будет отнимать два горшочка мёда. (Приложение 1)

5.12. Механизм реализации тематической смены

Тематическая смена будет реализована через:

  • серию мероприятий образовательного модуля;

  • развлекательные мероприятия тематической направленности: викторины, тренинги, развивающие игры, квесты с различными дотациями.

Задания на локациях будут самими различными. Каждый новый день в лагере переносит детей в определенную локацию, по которой они путешествуют. Только разгадав все загадки и пройдя все испытания, дети смогут «пройти через тернии». Локации в путешествии настолько обширны и реалистичны, насколько бесконечна фантазия талантливых педагогов-воспитателей, которые будут создавать атмосферу радости познания нового и чуда погружения в игру.

Лагерь – это продолжение воспитательного процесса, в основе которого лежат следующие принципы:

  • принцип педагогического профессионализма;

  • принцип уважения личности ребенка;

  • принцип сотрудничества, сотворчества, содружества;

  • принцип поддержки детских инициатив и творчества;

  • принцип самоуправления детского коллектива;

  • принцип сочетания общечеловеческих и национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

  • принцип индивидуального подхода и коллективного творчества;

  • принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.

5.13. План-сетка воспитательной работы городского оздоровительного лагеря

время

03.06.2023

«Знакомство с ульем»

04.06.2023

«Вылет в город»

05.06.2023

«День полевых цветов»

06.06.2023

«Сказочные приключения»

07.06.2023

«День кошек»

8.30-8.40


Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

8.40-9.00


Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

9.00-9.15


Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

9.15-10.00


Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

10.00-10.45


Открытие лагерной смены «Лагерь-дружная семья»

-Торжественный подъем

государственного флага Российской

Федерации.

-Исполнение гимна Российской

Федерации.

- Знакомство с режимом дня.


Поход в кино

«Фанторина» (Музыкально-интеллектуальная игра)

Игра «Путешествие по Лукоморью»

Филармония («Мурлыкины рассказы»)


10.45-12.35


«Летний Новый год»
-Мероприяти на сплочение коллектива «Поясок дружбы»

-Квест «Тропа Доверия»

-Выбор актива, оформление отрядных уголков: название отряда, речёвка.

«Блеск Тату»

-Викторина по сказкам;
-Конкурс рисунков «Там на неведомых дорожках».

Викторина «Все о кошках»


12.35-13.40

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

13.40-14.25


-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

14.25-14.30

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

14.30

Уход домой

Уход домой

Уход домой

Уход домой

Уход домой










время










10.06.2023

«День мороженого»










11.06.2023

«Моя Родина-Россия»










13.06.2023

«Вылет в город»










14.06.2023

«В гости к морским обитателям»











17.06.2023

«Фестиваль панамок»

8.30-8.40


Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

8.40-9.00


Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

9.00-9.15


Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

9.15-10.00


Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

10.00-10.45


Мастер-класс «Воздушный пластилин»

Мастер-класс «Роспись Матрёшки»

Поход в кино

Эстафета «Юные моряки»

Рисуночный конкурс «Украшаем панамку»

10.45-12.35


Шоу «Крио мороженое»

Виртуальная экскурсия по России «От Волги до Енисея»

Мастер-класс «Чудо-рыба»

Шишкин лес

12.35-13.40

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

13.40-14.25


-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Найди клад

-Занятия по интересам

-Шахматный турнир

-Игры на свежем воздухе

14.25-14.30

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

14.30

Уход домой

Уход домой

Уход домой

Уход домой

Уход домой


время

18.06.2023

«Солнце-источник жизни»

19.06.2023

«День творчества»

20.06.2023

«День памяти»

21.06.2023

«Вылет в город»

24.06.2023

«День вкусноты и красоты»

8.30-8.40


Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

8.40-9.00


Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

9.00-9.15


Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

9.15-10.00


Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

10.00-10.45


«Челлендж-Бродилка»


ДК «Нефтяник»
(спектакль «Вождь краснокожих»)

«Спасибо деду за победу»

Филармония «Патриотическая программа»


-Лимонадный Джо
- Шоу-тайм «Попкорн»

10.45-12.35


Мастер-класс «Изготовление подсвечника»

Мастер-класс «Пластилиновое лето» и «Мой друг Кеша»


Изготовление открытки «Помню и горжусь!»

Концерт «Мисс-лагеря»

12.35-13.40

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

13.40-14.25


-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

- Веселый футбол

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

14.25-14.30

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

«Огонек!»

14.30

Уход домой

Уход домой

Уход домой

Уход домой

Уход домой


время

25.06.2023

«Мы едем, едем, едем»

26.06.2023

«День мальчишек»

27.06.2023

«Прощай лагерь»

8.30-8.40


Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

Сбор детей, инструктаж по ТБ

8.40-9.00


Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

Утренняя зарядка

9.00-9.15


Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

Знакомство с программой на день (линейка)

9.15-10.00


Завтрак

Завтрак

Завтрак

10.00-10.45


Выездная поездка в Семибратово. Посещение «Библиотеки Варенья» и посещение музея «Баклуши

Концерт «Мистер лагеря»

Шоу «Фокусы»

10.45-12.35


Вечеринка «Super Star»

Викторина «Союзмультфильм представляет»

12.35-13.40

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к обеду, обед

14.00 -14.25


Обед

-Занятия по интересам

-Игры на свежем воздухе

-Закрытие лагерной смены

-Награждение участников смены, -Подведение итогов

-Рефлексия

14.25-14.30

«Огонек!»

«Огонек!»

14.30

Уход домой

Уход домой

Уход домой


5.14. Психологическое сопровождение программы

Задачи деятельности:

  • Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у детей, находящихся в лагере.

  • Осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии.

  • Проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности.

  • Развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Содержание деятельности педагога-психолога включает в себя:

Наблюдение за поведением и психоэмоциональным состоянием детей, упражнения на выявление личностных особенностей детей, так же нуждающихся в психологической коррекции, коррекционно-развивающие занятия (при неадекватной самооценке, наличии трудностей в общении, проблем в коммуникативных навыках, агрессивности, вспыльчивости, расстройства познавательной сферы, отклонений в поведении, комплексов, гиперактивности и др.) определение психологического климата в отряде при помощи рисуночных тестов, тренинговые упражнения на знакомство, сплочение коллектива, с элементами арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, сказкотерапии,

Формы контроля:

  • Рефлексия на занятиях;

- Для оценки эффективности данной программы с участниками лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый день ребята заполняют картину настроения. Она позволяет оценить эмоциональное состояние детей ежедневно. По окончанию дня каждый воспитанник рисует к картине дня смайлик:

( - день прошел отлично;

– - день прошел хорошо, но могло быть и лучше;

) - день прошел неудачно.

Дополнительно работает «Листок откровения». Он служит для того, чтобы получить от детей отзывы о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. «Листок откровения» постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

    1. 5.15. Охрана жизни и здоровья детей в лагере

Начальник лагеря и персонал несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в лагере.

Работники лагеря и дети обязаны строго соблюдать дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка, режим дня.

Все помещения лагеря обеспечиваются противопожарными средствами. В лагере разработаны планы эвакуации детей на случай пожара и стихийных бедствий. Сотрудники лагеря допускаются к работе после специального семинара и инструктажа по охране жизни и здоровья учащихся.



5.16.Предполагаемые результаты программы

В ходе реализации программы созданная педагогическая воспитательная среда будет способствовть развитию физического, психического, интеллектуального, нравственного развития детей, созданию атмосферы сотрудничества и взаимодействия между детьми и детей со вщрослыми (педагогами-воспитателями). Создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Формирование уважения, любви к историко-культурному наследию нашего города. Развитие моральных и волевых качеств личности ребенка.

6. Циклограмма работы лагеря

Время

Мероприятие

8.30-8.40

приход детей в лагерь

8.40-9.00

зарядка

9.00-9.15

утренняя линейка

9.15-10.00

завтрак

10.00-10.45

спортивные игры и воспитательные мероприятия

10.45-12.35

работа согласно плану-сетке

12.35-13.40

подготовка к обеду, обед

13.40-14.25

игры и прогулка

14.25-14.30

«Огонек!»

14.30

уход домой








7. Организационные условия

7.1. Управление реализацией программы

Управление реализацией программы осуществляет начальник лагеря. Совет лагеря собирается перед началом работы лагеря, обсуждаются планируемые мероприятия, высказываются пожелания, ведется учёт достижений отрядов. Так же совет собирается по мере необходимости. Совет лагеря (начальник лагеря, воспитатели, педагог-психолог) планирует деятельность лагеря на перспективу, анализирует полученные результаты, решает педагогические проблемы. Собирается ежедневно по окончанию дня.


7.2. Кадровый ресурс

Из числа работников средней школы № 15 приказом директора назначаются: начальник лагеря, воспитатели, педагог-психолог, специалист по ОТ и ТБ (таб. 1).

Таблица 1. Должностные лица пришкольного лагеря

Должность


Требования, основной функционал


Начальник лагеря

Навыки организации работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Воспитатель


Руководство деятельностью отряда.

Педагог-психолог


Навыки организации тренинговых пси­хологических занятий.

Специалист по ТБ и ОТ

Требования к проведению и контролю над соблюдением инструктажей по ТБ и ОТ.

К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекаются технические работники, работники столовой, библиотекарь, медицинский работник ОО.


Нормативно-правовые условия

Нормативно-правовые условия соответствуют федеральному и региональному законодательству в сфере образования.


7.3. Материально-технические условия

Для успешного выполнения программы имеются медиа-проектор, ноутбуки, фотоаппаратура. Тематическому наполнению программы способствуют аудио и визуальные средства: баннеры, комплекс необходимых аудиозаписей, видеофильмов, информационные стенды.

Имеется аппаратура для проведения массовых мероприятий, интеллектуальные, развивающие настольные игры. наградной и сувенирный материал, канцелярские товары: бумага цветная, белая, ручки, карандаши, краски, скотч, кисти.

Бланки грамот и сертификатов участникам смены.

Спортивный инвентарь: мячи - резиновые, волейбольные, футбольные, обручи,

скакалки.

Медицинские материалы и препараты.

Средства внутренней связи.

Хозяйственный инвентарь.


При работе летнего лагеря используются кабинеты и залы ОУ (табл. 2).

Таблица 2. Помещения, используемые в реализации программы

Помещение


Применение

Материальная база

Ответственные

Кабинеты

Игровые комнаты

Материальная база ОО

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

Спортивная площадка

Проведение линейки, общелагерных игр на воздухе, спортивных состязаний

Материальная база ОО

Воспитатель (спортивный руководитель)

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база ОО

Воспитатели,

администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база ОО

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед

Выделенные средства

Заведующий столовой

Комнаты гигиены

Туалеты, умывальники, фонтанчики для питьевой воды

Материальная база ОО

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

Медицинский кабинет

Оказание первой медицинской помощи

Материальная база ОО

Медицинский работник



Социальное партнерство:

Привлечение ресурсов социума обеспечивает разнообразную качественную деятельность в лагере.

- Дом культуры «Нефтяников»;

- Ярославская государственная филармония;

- Кинотеатр «Синема Стар Шоколад»;

- Интерактивный туристический комплекс посёлка Семибратово (Музей «Баклуши» и

«Библиотека Варенья».

7.4. Факторы риска

В программе присутствуют следующие факторы риска для участников:

- неблагоприятные погодные условия;

- низкая активность детей в реализации программы.

Факторы риска

Меры профилактики

Неблагоприятные погодные условия


Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учёта погоды на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря во время плохих погодных условий).

Низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов детей для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, творческой и т.д.).


  1. 8. Список литературы

  1. Ритмы лета 21 века (в 2-х частях). Методические и практические материалы к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях. Составители: А.А. Погодина. Ярославль: ГОУ ЯО Ярославский педагогический колледж, 2002 г.

  2. Газеты «Педсовет» 2002-2006 гг. издатели: А.В. Мерзлов, А.А. Ганина

  3. Внеклассные мероприятия – 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы-составители: Яровая Л.Н., Жаренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Москва: ВАКО, 2005 г.

  4. Журнал «Классный руководитель»

  5. Журнал «Здоровье наших детей»

  6. Журнал «Праздник в школе»

  7. Теория и методика воспитательной работы В.С. Кукушкин, Москва 2004.

  8. «Нетрадиционные праздники в школе» С.А. Шмаков, Москва 2005.

  9. Сценарии школьных праздников.. центр «Пед.поиск», Москва.

  10. Методическое пособие по изучению ПДД и ОБП на транспорте, улицах и дорогах в 1-4, 5 классах общеобразовательной школы в 2-частях. Департамент образования Администрации Ярославской области, Ярославль, 2005г.

  11. Организация и оценка здоровья сберегающей деятельности образовательных учреждений. Министерство образования и науки Москва 2004г.

  12. Практическое воспитание в школе В.М. Лизинский в 2-х частях. Москва, 2004.

  13. Воспитательные технологии Г.К. Селевко. Москва, 2005.









Приложение 1






33