СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента в учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о важной проблеме: сохранение контингента обучающихся. Рассказывается, как можно повлиять на формирование детского коллектива.оптсываются приемы, которые помогают объединить сверстников. Приводится методика организации и проведения воспитательного мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента в учреждении»


Воспитательная работа

педагога дополнительного образования

как средство сохранности контингента    воспитанников в детских объединениях

Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. В то же время для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на  формирование  отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются  все необходимые условия:

- вся деятельность происходит в сфере  свободного времени ребенка;

-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.

Содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости варьироваться.

 К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно  существует потенциальная основа для работы  по формированию  коллектива – все участники детского творческого  объединения занимаются одной интересной  для всех деятельностью. 

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива.

Решающим фактором является субъективное желание педагога  к осуществлению  этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог как руководитель детского коллектива это:

  • профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

  • педагог, который  способен помочь ученику стать самостоятельным творческим  человеком;

  • воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребенка;

  • лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению  каждого его члена.

Влиять на формирование  и развитие детского коллектива в объединении педагог может через:

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок  мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека само утверждаться в среде сверстников социально - адекватным способом;

- использование  различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях;

-  создание  в творческом  объединении  органов детского самоуправления, способных реально влиять на  содержание его деятельности.

Рассмотрим несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, следует провести  небольшую игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного себе.

Также  с самых первых занятий нужно начать разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения). Такие правила,  обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно  используемый ритуал – посвящение в члены детского объединения, в ходе которого новичку вручат значок или эмблему детского объединения, познакомят его с летописью. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят.

Продолжением работы по формированию коллектива  может стать  выбор лидера. Постепенно может вводиться  система временных или постоянных поручений всем воспитанникам  детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя  членом коллектива. В качестве  таких несложных  поручений могут рассматриваться, например,  проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.

Хорошо сплачивают коллектив различные формы  выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого  определяет успех для всех.

Еще одним способом объединения учащихся  детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий. Для сплочения ребят, не важно,  будет ли это день рождения коллектива  или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное  участие  для каждого  без исключения.

Одним из критериев профессионализма педагога является умелая организация педагогической деятельности  по развитию творческих способностей, индивидуальности детей с помощью игры.

Игра как деятельность  помогает ребенку овладеть конкретными умениями и навыками и общими правилами поведения, формирует способность к восприятию нового, развивает.

К воспитательным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками различных видов деятельности. 

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в детском объединении на занятии, но и от организации воспитательных мероприятий по предмету. Опытные педагоги знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием таких мероприятий. 

Воспитательные мероприятия строятся по сравнению с занятиями на ином материале, проводятся в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся.

Цель воспитательных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития обучающихся. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении обучающихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Совместная работа воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение воспитательных мероприятий сводится не только к расширению кругозора обучающихся и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования непрерывно возрастает, так как оно способствует более тесному объединению теоретических знаний с жизнью  и практикой; формирует профессиональные интересы учащихся.

 Реализация воспитательного процесса через разнообразные формы воспитательных мероприятий позволяет развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, вырабатывать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать.

Цель и задачи воспитательных мероприятий определяют их функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция воспитательного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

Однако правильное сочетание воспитательной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Воспитательное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Воспитательная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение в воспитательной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание воспитательного мероприятия  представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни.

Специфика содержания воспитательного мероприятия характеризуется следующими факторами:

 - преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции); 

- в содержании воспитательного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание воспитательной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков.

В воспитательной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных общественных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании воспитательного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности обучающихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Особенности воспитательного мероприятия


1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности обучающихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2.  Воспитательное мероприятие – это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени.

3.  Педагог имеет больше свободы при выборе содержания, форм, средств, методов работы, чем при проведении занятия. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от педагога проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент занятия – контроль за процессом овладения обучающимися учебным материалом, то во время воспитательного мероприятия такого контроля нет. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка и отсутствие у обучающихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Воспитательное мероприятие осуществляется после занятий, в выходные дни, на каникулах, т.е. во вне учебное время.

6. Воспитательное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Одним из условий успешности воспитательной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности, называемое установкой.

Экспериментальные исследования, проведенные учеными, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к воспитательной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию, т.е. способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправленность воспитательной работы обучающихся, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого вида деятельности.

 Ведущими формами творческой деятельности являются творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские конференции, защита проектов, массовые праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются разнообразные экспедиции и экскурсии, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Воспитательные мероприятия дают возможность обучающимся посредством свободно выбранной научно-технической, спортивно-технической, художественно-технической деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К воспитательным мероприятиям предъявляется ряд научно - обоснованных требований:

— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно и нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

— в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

— введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

— осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

 —  обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения

Методика организации и проведения воспитательных мероприятий

Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации воспитательной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего воспитательного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных обучающихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Подготовка и моделирование предстоящей воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех воспитательных мероприятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.

План составляет педагог с привлечением обучающихся. В старших классах эту работу дети могут делать и сами под руководством педагога. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда педагога и обучающихся в области воспитательной деятельности.

Результаты моделирования отражаются в плане мероприятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.

В названии отражается тема мероприятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.

Цель мероприятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью мероприятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее будут сформулированы цель и задачи мероприятия, тем точнее будут представления педагога о желаемых результатах.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями воспитательной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию мероприятия относятся: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Формой проведения воспитательного мероприятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторина по ПДД», «Турнир юных защитников Отечества», «Экскурсия на завод», «Игра в космодром».

Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе (кабинет информатики, актовый зал, спортзал).

План проведения мероприятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода мероприятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Оно может быть от 15-20 минут для детей младших классов и до 1-2 часов для учащихся среднего и старшего возраста.

Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Педагог руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу обучающихся, педагог способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия. Необходимо приготовить призы победителям.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе. 

Чтобы сохранить интерес и внимание обучающихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью обучающихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта педагог может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.

При проведении воспитательных мероприятий педагог должен позаботиться о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное мероприятие может оказаться малоэффективным.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника науки и техники). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам мероприятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить обучающихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала занятия, затянутость.

Рекомендации: эффективному переключению обучающихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход обучающихся в другое помещение и т.д.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать обучающихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей обучающихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

Типичная ошибка – игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции обучающихся, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя обучающихся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональному настрою обучающихся. 

Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эстетические) или разминку (викторины, конкурсы, КВН).

В первом случае вопросы, во втором – задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали  информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления обучающихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия). 

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности обучающихся, отсутствие наглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы занятия, назидательность, морализаторство.

Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций воспитательной работы выше, если обучающихся максимально активны. В активизации обучающихся на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от занятия.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить обучающихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут обучающиеся. Только в этом случае у обучающихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить обучающихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации:  это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых обучающиеся могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы обучающимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей воспитательной работы.

Подведение итогов проведенного воспитательного мероприятия – важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль педагога и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Анализ – также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.

Анализируя воспитательное мероприятие, следует, прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. 

Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

1) наличие цели;

2) актуальность и современность темы;

3) его направленность;

4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;

5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.

Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции обучающихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.

Состояние и результаты воспитательной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и ребят, использовать в этих целях стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы требуют широкого обсуждения в коллективе.