СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие "Зимняя сказка в русской классической музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Знакомство с творчеством композиторов и поэтов, написавших произведения о зиме.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Зимняя сказка в русской классической музыке"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»








занятие

по воспитательному мероприятию

«Зимняя сказка в русской классической музыке»





Подготовил:

педагог дополнительного образования

класса фортепиано для детей с ОВЗ

Геде Алекс Зигфридович

















г. Симферополь

27 января 2018 г.

Сценарий досуга для детей и родителей

Цель: прививать любовь к классической музыке (П. И. Чайковский, А. К. Лядов, Г. Свиридов, современный композитор Геннадий Гладков; к творчеству поэтов - классиков (А. С. Пушкин, Есенин, Иван Демьянов, И. Суриков; через синтез искусств (музыка, поэзия).

Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:

-учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;

-совершенствовать умение играть в ансамбле, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;

-развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.

Предварительная работа:

-беседы о характерных признаках и приметах зимы;

-подбор и разучивание песен и стихов о зиме;

-знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;

-слушание произведений П. И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель»;

-беседы о характере прослушанной музыки;

-работа с детским музыкальным ансамблем (пьеса «Танец льдинок» А. К. Лядов.)

Ход досуга-занятия.

Звучит «Вальс» Г. Свиридова из к/ф «Метель».

(картинка зимнего леса)

Педагог: Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной, где нас ждёт встреча с музыкой и поэзией. Предлагаю сегодня поговорить о зиме, давайте послушаем и посмотрим, как о зиме рассказывают музыканты и поэты. Композиторы пишут что? (дети: музыку). А поэты? (стихи) Какие приметы зимы мы знаем? (солнце светит мало, очень короткий день и длинная ночь, лежит везде снег, очень холодно, на деревьях нет листьев, нет бабочек и птиц, насекомых, вода на реке превратилась в лёд, многие животные спрятались в норы от холода, птицы улетели в тёплые края) Правильно, молодцы! Всё кругом белое, одинаковое. Как это, наверное, скучно и не интересно? Зачем природе нужно столько снега? (ответы детей)

Расскажите, какой бывает зима? (Ответы детей: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, часто идёт буран, метель, вьюга) Послушайте какой словесный портрет Зимы нарисовала в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин «Зимний вечер» (портрет А. С. Пушкина)

«Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет. то заплачет, как дитя.

А. С. Пушкин

Педагог: На эти стихи русский композитор Яковлев написал романс «Зимний вечер». Исполняет певец Хворостовский (слушают романс «Зимний вечер»)

Педагог: Если вы внимательно послушаете ещё стихотворения, то услышите новые определения зимы и снега.

Сергей Есенин (портрет)

«Берёза»

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Иван Демьянов "Первый снег"

Седы кусты до прутика. На землю и дома

На белых парашютиках спускается зима!

Летят снежинки-звездочки. смотрю из-под руки:

Кружась, танцуют в воздухе, пушисты и легки!

Светлее стала улица, наряднее село.

Летят снежинки, кружатся, вокруг белым-бело!

«Зима»

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Божьи дни коротки, солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы - и зима настала.

И. Суриков ( портрет)

Педагог: Зимой бывает и другая погода, когда светит яркое солнце, лёгкий морозец пощипывает щёки, хрустит под ногами снежок. Красота! Нас ждут зимние забавы. А что можно делать зимой? (дети весело катаются на санках, коньках, лыжах, строят снеговиков, крепости, играют в снежки

Педагог: Есть очень много зимних сказок. Самая известная, наверно, новогодняя сказка – «Щелкунчик». Великий русский композитор П. И. Чайковский написал балет по этой сказке. Балет – это такое произведение, в котором звучит музыка и сюжет сказки нам показывают танцоры – балерины. И в этом балете есть сцена, в которой композитор описал зимний снег. Она называется «Вальс зимних хлопьев». Давайте мы с вами ее послушаем (слушают запись) Какие инструменты исполняют вальс? (симфонический оркестр: флейта, скрипки, виолончели, арфа, треугольник, поёт хор) Какой характер музыки (тревожная, отрывистая) Что происходит зимой на реке с водой? (ответы: она превращается в прозрачный лёд, а капельки воды в льдинки) Давайте вместе с мамами поиграем в оркестр «Танец льдинок» русского композитора Анатолия Константиновича Лядова (слайд № 25)

(раздаём колокольчики, маракас, металлофоны, играют по запись)

Педагог: Предлагаю вспомнить зимние месяцы (называют месяцы) А что за музыка звучит сейчас? (Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского) На каких инструментах исполняется эта пьеса? (фортепиано)

Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П. И. Чайковского из альбома «Времена года». Затем слушают пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года. Январь. У камелька» В то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский не было парового отопления. Топили печкой или камином. Сидеть у камелька – это и есть сидеть у камина или печки, смотреть на огонь. Музыка звучит спокойно, неторопливо, напевно (определяют напевный, плавный характер, исполняет симфонический оркестр «Февраль. Масленица» (слушают). Определяют стремительный, радостный, игривый, задорный характер, целая картина шумного многолюдного праздника. В этой музыке композитор использовал народные мелодии.

И на такой сказочной, волшебной ноте мне хотелось бы сегодня завершить наше мероприятие. Вам понравилось, ребята? А зима, которую вы увидели сегодня и услышали, понравилась? До новых встреч! (Звучит «Вальс» Г. Свиридова из к/ «Метель» родители с детьми собираются).