«Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в свете требований ФГОС»
Учитель истории и обществознания
Якубова Замира Рифатовна
МБОУ "Сарыбашская школа
с крымскотатарским языком обучения
им.А.М.Типпа Первомайского района
Республики Крым"
Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметные результаты освоения ООП основного общего образования должны отражать:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч.альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью; ;
• формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
• формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения ООП основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в ходе применения универсальных учебных действий на уровне основного общего образования. Согласно ФГОС основного общего образования ведущими метапредметными компетенциями являются следующие:
•когнитивная – способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•компетенция в решении проблем (проблемная компетенция) – способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
•социально-мировоззренческая – способность формировать мировоззрение на современной научной основе и воплощать активную гражданскую позицию;
•информационно-коммуникационная – способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•коммуникативная – способность ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения;
•культуроведческая – способность нести, развивать и транслировать культуру, исходить из закономерностей ее развития при анализе любых явлений.
При формировании метапредметных компетенций необходимо учитывать, что познавательные возможности обучающихся определяются уровнем их психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи); существенное значение в формировании метапредметных компетенций имеет деятельность самого обучающегося (познавательно-исследовательская, проектная, игровая).
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную и др.);
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
На всем протяжении развития исторического образования в России реализация воспитательного потенциала являлась одной из целей изучения прошлого.
ФГОС школьного образования выделили воспитательные цели в отдельную группу – это требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования.
Анализ их содержания показывает, что ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей: Человек, Культура (Красота), Традиции, Жизнь (Здоровье), Природа, Отечество, Долг, Ответственность, Семья, Познание, Труд, Наука, Толерантность, Диалог, Мир, Закон, Творчество, Демократические ценности.
Особенности курсов истории и обществознания связаны с тем, что предметное содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенный в стандарте. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Трудовые, военные побед, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении истории. Осмысление ценностной картины мира современности определяет потенциал обществоведческого образования. Поэтому личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно к истории и обществознанию.
Ценностное отношение представляет собой личностное восприятие ребенка. Оно отражает отношение школьника к конкретной ценности, выражающееся в понимании им ее социальной и личностной значимости, эмоциональном отношении к ней и соответствующей деятельности. Это проявляется в учебном процессе, в оценочных суждениях школьника, рефлексия и при необходимости соответствующая коррекция собственных действий, построение дальнейших своих действий.
Формирование ценностных отношений – это сложный, длительный процесс.
Они могут формироваться в течение всего периода обучения в школе. Это требует работы на протяжении многих уроков. Учителю важно правильно определить приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, и на этой основе проектировать деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений посредством выделения системы опорных уроков.