Тема урока: «Один день на Сенатской площади –и шаг в бессмертие.
Цели урока:
Другие цели урока. Знать, уметь и применять
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тексты с выдержками из исторических источников, листы рефлексии, листы с альтернативными заданиями.
Тип урока: инегрированный урок с целью углубления знаний.
Ход урока:
Воодушевляющее начало урока:
Слово учителя: здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Михайловна. Я очень рада видеть вас. Мне приятно приветствовать от нас с вами и взрослых, присутствующих на сегодняшнем уроке. Потому что история – это наука, которая прежде всего связывает века и события, года и города, разные поколения. И все мы – дети и взрослые – часть истории. История жизни каждого из нас – это короткая строчка в истории страны. Место, где мы живем, учимся, работаем, влюбляемся – кусочек мира.
А если человек живет не только для себя, но и для страны, то его судьба прописывается яркой строкой в истории народа. Годы, когда живут такие люди – исторические вехи, города и улицы, по которым они ходят – экскурсионные маршруты.
И мы сегодня поговорим о тех, чьими именами названы улицы нашей Северной Венеции, Северной Пальмиры, Второй столицы и – кстати – ровесника нашего города …. Пройдемся по улицам Санкт- Петербурга…. Ребята, а в нашем городе есть улицы, посвященные декабристам.
Рылеева, Пестеля, Муравьева, Одоевского, Каховского.
Кто они? И кому (какому периоду в истории) посвящена мелодия, которая звучала на фоне моих слов.
Дети: декабристы.
Учитель: сколько продолжалось восстание декабристов и где оно состоялось?
Дети: один день.
На доске появляется надпись
ОДИН ДЕНЬ на СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ
Учитель: ребята, в году 365 дней, в истории 4 эпохи, множество веков – почему же мы говорим и вспоминаем один день 14 декабря?
Дети: потому что это был день, когда проходило восстание декабристов, которые во многом изменили ход истории, этот день вошел в историю
Учитель: События 14 декабря смогло состояться без них?
Дети: нет, они выступили организаторами и вдохновителями событий 1825 года, они были выдающимися людьми, личностями, они вошли в историю. Что значит «вошли в историю» ?
На доске появляется надпись Шаг в бессмертие.
Декабристы
14 декабря 1825 г
Сенатская площадь
Дети: дают отрицательный ответ.
Учитель:т.е. существует взаимосвязь между действующими лицами и событиями в истории. Определите, кем являются декабристы с позиции обществознания.
Дети: говорят личность и что это такое.
Учитель:проблема:т.о., мы должны оценить декабристов с разных сторон и показать их возможность влиять на ход исторического события, а также попробовать разобраться, какие ЛИЧНЫЕ качества определили значимое положение декабристов в истории.Кстати, вспомним основные характеристики периода – начала XIX века, «породившие» движение декабристов.
Актуализация знаний: текст с ошибками
К началу 19 века Россия была самой большой страной в мире. Население страны (а это 40 млн. человек) делилось на сословия: привилегированные и непривилегированные. К привилегированным относилось дворянство – 25 % и духовенство 30 %, к непривилегированные крестьяне – 50 %. Помимо крестьян к непривилегированным сословиям относились мещане, казаки, купцы 3-й гильдии. Крестьяне свободно могли перейти из одного сословия в другое. В их собственности находились значительные земельные наделы. Основной формой экономики было промышленное производство. Поэтому Россия была ведущей индустриальной державой. Политический строй страны – конституционная монархия. У всех сословий населения страны были неограниченные права и свободы.
Учитель: какой можно сделать вывод о положении страны в нач. 19 века.
Дети: существовал комплекс противоречий, требующих разрешения.
Учитель: конечно, многие видели необходимость преобразований, но на Сенатскую площадь выходят не все, а ограниченный круг дворян. Ребят, посмотрите на доску: решите задачку: население страны составляло 40 млн. человек из них дворянство 1%. Сколько человек составляло дворянство?
Дети: 400 тысяч.
Учитель: а сколько дворян – офицеров вышли на Сенатскую площадь?
Дети: 30 человек дворян, которые привели с собой 3000 солдат.(если не скажут можно: вас сейчас 30 человек их было на 12 человек больше, а привели они с собой в 100 раз больше).
Учитель: Что же их привело на Сенатскую площадь?
Дети: какие - то черты характера, желание что-то изменить, стремление сделать свою страну лучше.
Учитель: более детально проанализировать эти черты можно через призму обществознания. Какие сферы жизни общества вы знаете.
Дети: экономическую, политическую, социальную и духовную. У вас на столах лежат бейджики, возьмите их и объединитесь, пожалуйста, в группы по сферам общества. Ребят у вас на столах лежат папки в этих папках рабочий материал. Ваша задача: прочитать, проанализировать и ответить на вопросы + попытайтесь определить какие черты характера проявляются у декабристов. Тезисно обозначьте на листах ватмана.
Работа с документом, обсуждение работы групп около доски.
1. Декабристы и политическая сфера (политика Александра 1 была консервативной после Отечественной войны 1812 г, влияние на формирование взглядов декабристов опыта зарубежных стран)
2. Декабристы и экономическая сфера: (самодержавие и крепостничество являлось тормозом для развития страны) способность анализировать, мыслить, ответственность.
3. Декабристы и социальная сфера: нетипичность поведения декабристов для их соц. статуса. Решительность, целеустремленность, индивидуальность
4. Декабристы и духовная сфера: декабристы имели особые черты характера патриотизм, жертвенность, духовность. Нравственные качества.
Учитель: ребята, перед вами характеристики личности, взятые из специальной книги – соотнесите их с образом декабристов. Ученики отмечают, что они совпадают.
Ученики дают положительный ответ. Т. Е. в декабристах все сошлось. Действительно, ЛИЧНОСТЬ - это тот, чей жизненный опыт и высокая духовность не позволяют оставаться равнодушным к происходящему в жизни, в судьбе народа. Личность – это тот, кто способен сделать решительный шаг… который на века сделает имя девизом порядочности и чести.
Учитель: согласны ли вы с мнением Н. Бердяева: «Один человек может лучше выразить волю и дух народа, как органического целого, чем все человеческое количество. На этом основано значение великих людей в исторической жизни народа»
Личность:
• Целеустремленность
• Ум
• Талант
• Решительность
• Способность анализировать, мыслить
• Нравственные качества
• Ответственность
• Способность преодоления трудностей
• Образованность
Учитель: Ребята, а теперь давайте перенесемся на 189 лет назад. Как вы думаете, смогли бы то, что сделали декабристы, осуществить представители других слоев? Почему?
Схема: Декабристы
14 декабря 1825 г
Сенатская площадь
Перечеркиваются декабристы
М. Пришвин: «Общество держится типами, а движется характерами».
Действительно, масштаб личности декабристов делает их уникальным явлением в мировой истории. Какие вы знаете литературные произведения, посвященные декабристам.
Послушаем, как о декабристах сказала Марина Цветаева – об их силе духа и идеализме мировоззрения.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Учитель: Если успеем: ребята, я хочу вас попросить написать синквейн о роли личности в истории, о личности декабристов.Давайте сделаем это коллективно – один синквейн от каждой группы.
Заключение: мы изучаем историю не для того, чтобы ее изучить, а как сказал Плутарх: глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю. Вот и мы, глядя в историю, учимся понимать, анализировать, что происходит вокруг нас. Чему вас научили события 1825 и как их можно соотнести с современностью? Готов ли кто-нибудь из вас отказаться от всех благ ради идеи, ради страны?
Заключение: ребята, моя дочка, когда ходит по снегу, всегда радуется и кричит: «Мама, посмотри, какой след я оставила». И я задумалась, ведь все, что мы делаем в нашей жизни, тоже оставляет след. Сегодняшний урок оставил след у меня, на долгие годы, вы замечательно работали, были очень отзывчивы. А у вас урок оставил какой-нибудь след? Какой ? О чем вы задумались?Чему вас научили события 1825 и как их можно соотнести с современностью? Готов ли кто-нибудь из вас отказаться от всех благ ради идеи, ради страны?