СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»»

Цели урока: - учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - формировать слушательскую культуру на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. - осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).

Просмотр содержимого документа
««Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»»»

Урок № 20 8 кл _________________

«Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»»

Цели урока: - учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - формировать слушательскую культуру на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. - осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).

Ход урока.

1. Мотивация. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. Целеполагание

- О чём шла речь на прошлом уроке?

- Тема сегодняшнего урока - «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

Сегодня мы с вами продолжим разговор о программности в музыке: рассмотрим, как в русской культуре и искусстве находили своё воплощение темы Востока, изучим элементы восточной культуры в русском искусстве и познакомимся поближе с русскими художниками, творчество которых тесно переплетается с музыкой.

2. Введение в тему. Русская программная музыка на восточные темы

Мы с вами уже говорили ранее, что литературное содержание и содержание музыкальное могут быть очень близки, но никогда не совпадают полностью. Ведь как бы композитор ни стремился объяснить словами свой художественный замысел, музыка всегда скажет что-то своё, только ей присущее, не всегда подчиняющееся воле даже своего создателя.

Есть в музыке произведения, обладающие и более конкретным программным содержанием. Одно из них – симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада», написанная по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь».

Известно, что тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь», немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве.

Одна из наиболее ярких «восточных» партитур, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.

3. Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

«Шехеразада» — одно из немногих произведений Н. Римского-Корсакова, созданное не в оперном, а в симфоническом жанре. Эта сюита написана композитором в 1888 г. Благодаря восточному колориту, переданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов, «Шехеразада» по своей форме и стилю — многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Композитор дал каждой из частей собственное название:

1. Море и Синдбадов корабль.

2. Рассказ царевича Календера.

3. Царевич и царевна.

4. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

Но потом Римский-Корсаков написал единую общую программу симфонической сюиты, убрав названия частей.

В первой части звучат темы Шахриара, Шехеразады, моря, корабля Синдбада.

Н.А. Римский-Корсаков

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:

Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женещин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь, и наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Наиболее яркие эпизоды этих чудесных сказок Шехеразады и стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова, - композитор использовал их в качестве программы для отдельных частей: море и корабль Синдбада, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.

Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

Но несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь это она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Спустя более 20-ти лет - в 1910 г. - Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Н. Римского-Корсакова.

4. Слушание и анализ музыкального фрагмента I части симфонической сюиты «Шехеразада»

В теме Шахриара мы слышим повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

5. Работа над нотными примерами

При анализе темы Шахриара (нотный пример 4) ученики отмечают, что грозный мрачный характер создаётся благодаря мощной суровой мелодии, звучащей в среднем и низком регистрах в динамике ff.

Тема Шехеразады (нотный пример 5) противоположна теме Шахриара по характеру и музыкально-выразительным средствам. Нежная изысканная мелодия подобно витиеватому восточному узору вьётся у скрипки соло. Её сопровождают переборы арфы. Музыка полна вдохновения; она, словно сказки талантливой рассказчицы, рождается как будто импровизационно, как сиюминутная фантазия.

6. Углубление в тему

В соответствии с программным замыслом есть в сюите и другие темы: мы слышим то рокот морских волн, то шумную суету многолюдного восточного города, то неторопливые интонации рассказчиков – самой Шехеразады и царевича Календера.

Темы Шахриара и Шехеразады звучат в каждой части симфонической сюиты; тема Шехеразады почти не изменяется, а тема Шахриара в конце произведения звучит умиротворённо — султан под влиянием прекрасных историй Шехеразады наконец оставил намерение казнить своих жён.

При всей содержательной целостности этого произведения, возникшего под влиянием определённого литературного первоисточника, мы можем сравнить его с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин.

7. Художники и музыка

На экране перед вами - иллюстрации двух русских художников, творчество которых неразрывно связано с музыкой.

Иван Билибин, художник конца XIX — начала XX в., рисовал иллюстрации к сказкам, декорации к театральным спектаклям. Был оформителем оперных постановок «Садко», «Золотой петушок» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, «Руслана и Людмилы» М. Глинки.

Борис Анисфельд — русский художник, работавший над декорациями театральной группы «Мир искусства». Анисфельд делал декорации к балету «Подводное царство» на музыку Н. Римского-Корсакова, который ставился в Париже. Музыка балета — это музыка одной картины оперы «Садко», уже знакомая вам: в 5 классе вы слушали из этой картины «Пляску златопёрых и сереброчешуйных рыбок», а в 6 классе — «Шествие чуд морских».

Рассмотрите представленные картины этих художников. Какие схожие особенности картин вы можете выделить? Что между ними общего?

И. Билибин. «Синдбад-мореход» Б. Анисфельд. «Дворец султана»

- Восточный колорит картин, яркость красок, пёстрые орнаменты.

8. Разучивание и пение песни М. Магомаева на стихи А. Горохова «Шахерезада» - Песня, которую вы сегодня разучите, прямо соответствует теме занятия. В ней также нарисован музыкальный и поэтический портрет восточной красавицы.

Текст песни:

1. Вновь под шорох звездопада

Ты приходишь ко мне во сне.

Ты, моя Шехерезада,

Снова сказки подаришь мне.

ПРИПЕВ: Ты как будто вся из света,

Вся из солнечных лучей!..

Ты со мною до рассвета,

Сказка тысячи ночей.

2. Ты ласкаешь мне ресницы

Нежным взглядом горячих глаз.

Жаль, что всё мне только снится,

И рассвет разлучает нас.

ПРИПЕВ.

3.Только сказок мне не надо,

Я тебя наяву зову,

Жду тебя, Шехерезада, -

И не в сказке, а наяву.

ПРИПЕВ: Может, ты приходишь с рассветом,

4.Вся из солнечных лучей, -

Ты, наверно, рядом где-то,

Сказка тысячи ночей.

9. Итог Итак, на примере симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» мы сегодня увидели, что конкретизирующая программность в значительно большей степени влияет на характер музыки, чем общая идея, выраженная в названии или эпиграфе (как, например, в пьесах из цикла «Времена года» П. Чайковского).

Обращение к определённым эпизодам или мотивам как будто обязывает композитора давать музыкальную интерпретацию именно конкретных эпизодов и мотивов, образов и сюжетов. Поэтому в таких сочинениях мы в большей степени можем объяснить содержательное значение музыкальных интонаций, гармоний и ритмов.


Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)


Николай Андреевич Римский-Корсаков – создатель 15 опер, очень разнообразных по содержанию. В первой опере – «Псковитянка» (1872) – повествуется о драматических событиях, связанных с образованием единого Русского государства. Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» (по «весенней сказке» А.Н. Островского, 1881) показывает жизнь сказочных берендеев неотделимой от природы, её одушевлённых фантастических сил.

Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79).


В 1905 г. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.


Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.