СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточнославянский традиционный праздник "Масленица"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный  сценарий является разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагога и детей);
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
  • принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
  • принцип психологической комфортности.

Основной идеей  данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности.

Они также  направлены на развитие у детей уникального человеческого  дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

 Детский возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к  продуктивному творческому общению.

 Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».  

Задачи:

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса к русской истории и народным традициям;
  • Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
  • Развитие творческих способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Восточнославянский традиционный праздник "Масленица"»

Сценарий праздника «Масленица»

Первый скоморох.

– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!

Второй скоморох.

– Здравствуйте, молодки! 
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Первый скоморох.

– Почтенные и молодые!

Второй скоморох.

– Полные и худые!

Первый скоморох.

– Мы рады гостям, как добрым вестям!

Второй скоморох.

– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Первый скоморох.

– Мы – скоморохи!

– С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!

Второй скоморох.

– Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!

Первый скоморох.

– У нас сегодня представление всем на удивление!

Вместе.

– Сегодня Масленица приглашает в гости!

Второй скоморох.

– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

Первый скоморох.

– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!

Второй скоморох.

– Итак, Масленицу начинаем!

Звучит народная музыка “Едет Масленица”, выходят девочки в сарафанах, доделывают чучело Масленицы, танец в исполнении 8 класса


Первый ведущий.

– Понедельник – “встреча”.

– Мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем:

– Реки сметанные, горы блинные!

Второй ведущий.

– Молчит наша Масленица, не отвечает, лишь руками соломенными качает.

– Давайте Масленицу хороводом ублажать.


Скоморохи.

– Подходи, честной народ! Начинаем хоровод!

Под русскую музыку начальная школа водит хоровод. Скоморохи помогают.



Первый ведущий.

– Вторник – “заигрыши”.

Звучит песня “Во кузнице”

Первый ведущий.

– Если ты кузнец на славу, Кузнецу все скажут “Браво”!

Игра “Лучший кузнец”

Кто глубже забьёт гвоздь с трёх ударов.

Второй ведущий.

– Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!

– Начинаем панораму удивительных потех!

Первый ведущий.

– Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!

– Двое слева, двое справа, только мускулы трещат!

Игра “Перетягивание каната”. Команды “Богатыри” и “Силачи”.

Канат длиной 3 м кладется посередине площадки вдоль нее. Середина каната отмечается, цветной ленточкой. Она должна перед игрой находиться на поперечной линии, начерченной на полу. Параллельно этой (средней) черте с обеих сторон, проводится еще две черты. Играющие делятся на две команды, разные по количеству игроков и по силам. По первому сигналу «Подойти к канату!» два игрока из команды, встают справа и слева от каната. По второму сигналу «Взять канат!» учащиеся наклоняются и поднимают канат. По команде «Начали» игроки стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад, чтобы ленточка пересекла контрольную линию, дается свисток и борьба прекращается.

Канат снова кладут на место и повторяют игру. Побеждает команда, которая смогла большее количество раз перетянуть канат на свою сторону.


Первый скоморох.

– Был у меня петух. Бежал во весь дух, до масличной недели, чтоб не съели!

Второй скоморох.

– А у меня на улице с петухом дерутся две курицы.

– А две девицы – красавицы смотрят и смеются:

– Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!


Первый скоморох.

– У нас сейчас петушиные бои!

Игра “Петушиные бои”

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии от 3 до 5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, руки держат на поясе или за спиной, они стараются толкнуть друг друга плечом. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу. Руками толкать друг друга нельзя. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры, остается один победитель.


Первый ведущий.

– Я вижу, ребята здесь собрались ловкие, сильные, умелые!

– Наши скоморохи устали, проголодались.

– Давай скорей среду объявлять!

Вместе.

– Среда – “Лакомка”, “Сладкоежка”.

Звучит песня “Ой, блины, блины”, танец в исполнении 8 класса.


Второй ведущий.

– Четверг – “Разгуляй”.

Первый ведущий.

– День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни.

Второй ведущий.

– Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!

Мы при всём честном народе

Дети поют частушки.

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!

Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.

На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.

Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку 
Я как вкопанный стою.

Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй в открытый рот.

25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.

Мы МаслЁну-хохотушку
Проводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Первый скоморох.

– А у Мишки на носу ели кошки колбасу!

Второй скоморох.

– И чего ты раскричался
Будто тебе мух попался?

Первый скоморох.

– Кто попался?

Второй скоморох.

– Мух!

Первый скоморох.

– Кто это мух?

Второй скоморох.

– Ребята, он не знает муха!

– Вот у воробьихи муж – воробей, у соловьихи муж – соловей.

– У курицы муж – петух, а у мухи муж будет мух!

– Ха-ха-ха!

Первый скоморох.

– А сейчас конкурс танцевальный. – Кого ноги в пляс ведут, скоморохи наши ждут!

Дети танцуют “Барыню” выступление 7 класса


Первый ведущий.

– Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!

Второй ведущий.

– Пятница – тёщины вечёрки!

– Завтра будет день попроще,
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы, 
К тёще едет на блины!

Первый ведущий.

– К тёще на блины идём,
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

Второй ведущий.

– Как на маслену неделю
Блины по небу летели,
Их была большая стая,
Только мы их не достали!

Игра “Тёщины блины”

Участники делятся на две команды. Затем они перестраиваются в две колонны, принимая при этом стойку ног на ширине плеч, руки – на плечи стоящему впереди. По моей команде «Вперед», самый первый игрок бежит по полосе препятствий, обегает красную фишку берет со стула блин и бежит к своей команде. Этот игрок передает блин над головой следующему игроку, и так следующий следующему. Последний игрок получает блин, кладет его на стул своей команды, бежит вперед и продолжает действие первого участника. Выигрывает команда, в которой капитан с последним блином в руках снова окажется впереди своей команды.

Второй ведущий.

– А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Первый скоморох.

– Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Под музыку появляется Весна в красивом платье

Весна.

– Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май – 
Сколько хочешь гуляй!

Второй скоморох.: – Здравствуй, Весна-красна!

Весна.

– Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью! 
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Появляется зима под музыку

Зима.

– Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?

Весна.

– Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,

Пора и честь знать!

Зима.

– Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.


Весна.

– А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!

Зима.

– Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна.

– А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима.

– Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)

– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!

Весна.

– Те кто Весну ждёт ко мне!

Игра “Снежки”

В этой игре принимают участие все желающие, предварительно разбившиеся на две команды. Скоморох проводит черту, разделяющую на две части – территории первой и второй команды. По моей команде «Начали» все участники берут снежки и бросают в соперников. По команде «Стоп» они собирают снежки на своей территории: у кого их больше, тот и победил.

Зима.

– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!

Первый ведущий.

– Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!


Второй ведущий.

– Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! (Машут руками)

Первый ведущий.

– Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!

– “Прощённый день”, “Проводы Масленицы”

Второй ведущий.

– Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.

Выбегают скоморохи

Первый скоморох.

– Прости меня!


Второй скоморох.

– И ты прости меня! (Целуются)

Первый скоморох.

– В воскресенье мы с Масленицей прощаемся, 
В воскресенье слезами умываемся.

Второй скоморох.

– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

Первый ведущий.

– А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

– Вот румяные блины,
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем,
Разбирайте, хватит всем!

Второй ведущий.

– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

Первый ведущий

Чучело на Масленице символизирует долгую и холодную зиму, именно поэтому во время уничтожения чучела народ восторгался и радовался. Люди свято верили, что всех их обиді, трудности и горечи мигом становятся всего лишь пеплом.

Песня «Прощай Масленица», скоморохи поджигают чучело

Вместе.

– А за праздник вам – Спасибо!