СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности деятельностно-ценностной задачи в профессиональной ориентации школьников

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТОГИС - технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов, как основных. Основным элементом учебного процесса в педагогической технологии ТОГИС является деятельностно-ценностная задача (ТОГИС-задача). В статье рассматривается её структура и психолого-педагогический ресурс. Разработка урока с использованием деятельносто-ценностных задач построена на авторском материале: цикл задач "Три задачи о железнодорожном пути". Задачи прошли экспертизу автора технологии ТОГИС д.п.н., профессора В.В. Гузеева.

Урок апробирован в рамках федерального эксперимента в Приморском крае по Технологии обучения в глобальном информационном сообществе. Автор является разработчиком деятельностно-ценностных задач по ТОГИС.

Просмотр содержимого документа
«Возможности деятельностно-ценностной задачи в профессиональной ориентации школьников»

Возможности деятельностно-ценностной задачи в профессиональной ориентации школьников

Кожевникова Виктория Алексеевна, учитель математики ноу «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД»


Доктор педагогических наук Л. М. Перминова называет образование одной из наиболее значимых ориентаций, от которой напрямую зависит, с какими целями и ценностями соотносит себя человек, на какие идеалы ориентируется в своей деятельности, какие отношения культивирует в окружающем мире — к людям, природе, к себе. От этого зависит смысл его жизни. С образованием связана успешность самореализации личности практически во всех сферах ее деятельности. Перминова, Л. М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности. [Электронный ресурс] http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1549

С точки зрения А.В. Хуторского, образование рассматривается как образовывание ученика – человека, который и является основным субъектом любой образовательной системы. В основе образования, по А.В. Хуторскому, лежит понятие и сущность человека. «Человекосообразность образования предполагает, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал и устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать этот потенциал.» Хуторской, А. В. Какое качество образования необходимо человеку — Выступление на конференции Института теории и истории педагогики РАО. [Электронный ресурс] http://www.itiprao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=119:2011-10-03-13-10-18&catid=42:jaroslavlconfmater)

Доктор педагогических наук Далингер Виктор Алексеевич отмечает, что развитие человека рассматривается современной педагогикой как расширение круга доступных ему видов и форм деятельности и потому сегодня стали активно разрабатываться деятельностные принципы педагогики. «Цель образования рассматривается как подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образования – как освоение общих методов и форм человеческой деятельности. Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный Стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математике // Фундаментальные исследования. – 2012. - №6. [Электронный ресурс] http://www.rae.ru


Таким образом, основные цели модернизации образования, сформулированные в ФГОС, – формирование предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов – направлены на создание учениками целостной картины мира и системное развитие личности ученика. Однако одна из основных проблем современной системы школьного образования – разобщенность предметных методик, которая проявляется в нестыковке как содержания, так и методов обучения, – препятствует решению этих целей. Новые результаты не могут быть достигнуты за счет старых форматов работы с учащимися. Для решения этой задачи в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса должны быть положены универсальные учебные действия.

В.В. Гузеев, выражая своё отношение к новым образовательным стандартам, называет их «гигантским шагом в завтра», но отмечает несовершенство стандартов второго поколения: «…стандарты второго поколения – пока ещё не совсем деятельностные, пока эклектичные, пока только обозначившие возможную в будущем десакрализацию советского содержания образования». Учёный обращает внимание на то, что ФГОС совершенно не обеспечены технологически и для реализации деятельностного обучения «большинство специалистов может предложить фактически лишь столетнего ветерана - метод проектов». По мнению В.В. Гузеева, с введением стандартов второго поколения возникает необходимость внедрения в российское образование новых деятельностных технологий.

А. В. Хуторской отмечает, что данные стандарты имеют позитивный вектор – в них декларируется личностная ориентация образования. Этот вектор приближает проектирование образования к конкретному ученику. Положительным аспектом стандартов является также включение в него предметных компетентностей в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Учёный обращает внимание на другое включенное в стандарты новшество – метапредметность, которая присутствует там в качестве универсальных способов деятельности, но пока не представлена в качестве фундаментального ядра содержания образования.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В гносеологическом плане приставка «мета» указывает на более «высокую» познавательную точку зрения, откуда целостно обозревается и систематизируется существующее знание, а в онтологическом плане – на бóльшую глубину и основательность постижения самого исследуемого предмета. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.В. Хуторского, В.В. Гузеева и в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Обобщая различные точки зрения на сущность понятий о метапредметном содержании общего образования и метапредметном подходе в обучении, можно выделить такой общий компонент, характеризующий рассматриваемые понятия, как универсальные для всех предметов обобщенные знания о процедуре познавательной поисковой деятельности и умения организовать и реализовать деятельность по поиску и решению разнообразных проблем. В содержании ФГОС этот компонент конкретизирован в виде комплекса умений, ориентированных на овладение учащимися полной структурой и содержанием самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности, отдельными элементами и процедурами интеллектуальной деятельности. Большинство авторов, рассматривающих проблему реализации метапредметного подхода, отмечают, что стандарт ограничивается только обозначением результатов, не раскрывая технологию их достижения. Разработка такой технологии является актуальной проблемой теории и практики общего образования, так как с наступлением эпохи постиндустриального общества, которая влечёт за собой смену образовательной парадигмы, содержание образования должно существенные измениться.

В.В. Гузеев считает, что новые цели образования неизбежно приведут к изменению образовательной парадигмы. Наступает эпоха деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Новое время требует коренным образом изменить содержание образования и создать принципиально иные образовательные технологии.

Задача должна ставиться глобально: построить весь образовательный процесс школы исходя из деятельностных целевых установок. Столь же ясным представляется и то, что освоение способов взаимодействия с миром должно сопровождаться построением системы ценностей, которая подвигнет человека использовать свою оспособленность во благо ближним, а не во вред. Очевидно, что освоение способов и формирование ценностей осуществляется на каком-то фактическом, содержательном материале, характерном для культурной среды обучающихся».

В ключе деятельностно-ценностного подхода В.В. Гузеев предлагает свою технологию – технологию пятого поколения, соответствующую деятельностному содержанию образования.

Образовательный процесс в технологии пятого поколения носит деятельностный характер, что существенно меняет статус и функционал всех его участников. Из этого вытекает иной подход к проектированию образовательного процесса. По утверждению В.В. Гузеева, всякая деятельность в конечном счёте может быть приведена к решению последовательности целесообразно подобранных задач. «Именно «задачецентризм» и станет основой проектирования учебных курсов.

ТОГИС - технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов, как основных. Данная технология осуществляется в следующих направлениях: привитие навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; генерирование способов решения проблемной задачи; рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с имеющимися достижениями общественного развития. Обучение с использованием ТОГИС в большой степени способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности.

Знания и умения в технологии ТОГИС являются результатом деятельности по решению задач. Так как ТОГИС – технология деятельностно-ценностная, то акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Присвоенное учащимися содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач.

Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.

Основным элементом учебного процесса в технологии ТОГИС является деятельностно-ценностная задача (ТОГИС-задача). Рассмотрим её структуру и психолого-педагогический ресурс.

Главное отличие деятельностно-ценностной задачи от обычной учебной задачи, по мнению автора ТОГИС, состоит в том, что конкретные знания некоторого предметного материала появляются как побочный результат решения задачи. В.В. Гузеев опирается здесь на закон парадоксальных интенций Франкла-Куринского: «Смысл закона состоит в том, что реально усваивается и присваивается надолго не та информация, на которой сосредоточены усилия, а та, что является побочной, возникает спонтанно, между делом. Та же информация, которая отвечает цели, на усвоение которой направлены действия, попадает лишь в кратковременную память и довольно быстро забывается. Этот парадокс кажется странным и уж заведомо противоречит всему, чему нас до сих пор учили, но опровергнуть его не удаётся».

Автор технологии ТОГИС делает акцент на формировании системы ценностей и отработке деятельностных умений в процессе решения деятельностно-ценностных задач. При этом система ценностных предпочтений формируется как результат собственной деятельности, размышлений и споров. Эти ценности не появляются как следствие учительского менторства, а рождаются в глубине мироощущений учащихся, возникают как плод собственных морально-этических представлений. Это на подсознательном уровне выстраивает у школьников уверенность в том, что сложившиеся в человеческом обществе ценности не случайны и не навязаны какими-либо политическими силами, а создавались веками в качестве естественного регулятора развития человечества. Важным ценностным ориентиром, косвенно задающим некоторые рамки, является для каждой задачи культурный образец. Педагогическое влияние на систему ценностей ученика оказывается через подбор культурных образцов, с которыми сопоставляются результаты собственной деятельности учеников. (Гузеев В.В. ТОГИС-2010: после шести лет эксперимента // Педагогические технологии. - 2010. - № 3. - С. 60-76.)

В.В. Гузеев отмечает, что все деятельностно-ценностные задачи можно рассматривать как проекты – одни как чисто учебные, другие – в значительной мере как исследовательские. «Основанием для формулирования таких задач нередко оказываются побочные веточки, мелкие нерешённые вопросы или новые аспекты реальных научных исследований. Главной их особенностью является весьма условная и размытая граница предметной области». (Гузеев «Контуры»)

Деятельностно-ценностная задача имеет трёхкомпонентную структуру: собственно познавательная задача (то есть содержания-условия и цели-требования), информационная задача (поиск и обработка информации) и коммуникационная задача (указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей). Трёхкомпонентная структура деятельностно-ценностной задачи представлена в следующей схеме:













Ведущим компонентом в этой структуре является информационная задача – её особенности задают характеристические признаки задачи в целом. Структурные компоненты информационной задачи предъявляются в явном виде:

  • Выделите ключевые слова для информационного поиска.

  • Найдите и соберите необходимую информацию.

  • Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

  • Сделайте выводы.

  • Сравните Ваши выводы с выводами признанных специалистов.

  • Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Важно, чтобы ученики сравнили свои решения задачи с тем, как эта же задача решалась раньше, какие решения общеприняты в культуре, закрепились в качестве культурной нормы (культурные образцы). (Гузеев, В.В. «Контуры) Тексты, которые признаны наиболее убедительными в данной культуре, входят в корпус культурных образцов. Именно с ними и будут ученики сопоставлять свои решения при экспертной поддержке учителя. В качестве культурных образцов В.В. Гузеев предлагает использовать «любые творения человека созидающего, любые объекты материальной и духовной культуры, которые являются высшими достижениями человечества или приняты в качестве культурной нормы обществом». (Гузеев В.В. Деятельностно-ценностные задачи // Педагогические технологии. – 2005. – № 3. – С. 116-120.)

В.В. Гузеев определяет следующие универсальные деятельностные умения, входящие в состав любой ТОГИС-задачи:

  • терминологические изыскания,

  • выделение ключевых слов,

  • контекстный поиск информации,

  • анализ информации,

  • формулирование выводов,

  • сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой,

  • при необходимости коррекция выводов и выведение следствий из них.

В каждой конкретной задаче этот набор дополняется пакетом умений, специфичных для соответствующей метапредметной области.

Урок в технологии ТОГИС – это по существу урок одной задачи. Но не в том смысле, что на уроке может рассматриваться только одна задача, а в том, что каждый ученик работает только над одной задачей. Но разные группы учеников могут работать над разными задачами. Этот урок имеет неопределённую продолжительность: он заканчивается, когда достигаются его цели. Источником этой неопределённости является структура работы, которая задаётся автором технологии В.В. Гузеевым как алгоритм работы над задачей.

«Функции учителя в ТОГИС не являются информационными и надзирательскими. Это – постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся». (Гузеев В.В. Консультации: технология ТОГИС // Педагогические технологии. - 2007. - № 3. - С. 115-119.)

В ТОГИС изучение нового материала происходит в ходе самостоятельной групповой работы учеников над задачами и двух туров обсуждений. Технология предполагает доступность для ученика любой нужной ему информации, размещённой на любых носителях. Приоритет отдаётся ресурсам сети Интернет, не исключая книг, журналов, компакт-дисков, видеокассет и DVD. (Гузеев В.В. Деятельностно-ценностные задачи // Педагогические

Деятельность учителя в технологии ТОГИС состоит из нескольких частей:

1) подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы);

2) проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков;

3) управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач;

4) анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков. (Селевко, Г.К., с.222)

Ученик в течение всего ТОГИС-урока сохраняет свою субъектную позицию относительно предметного содержания, за ним остаётся право на выбор точки зрения. В процессе коллективной мыследеятельности каждый осознаёт свою значимость в общем исследовании. «Преподаватель и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса: всем в одинаковой степени доступна необходимая информация и каждый дополняет общий вывод исследования результатами своей работы». ( Гузеев В.В. Деятельностно-ценностные задачи // Педагогические технологии. – 2005. – № 3. – С. 116-120.)

При решении деятельностно-ценностной задачи учащиеся должны работать только с аутентичными источниками и справочными изданиями, самостоятельно делать выводы, сопоставлять их с культурными образцами. Главное правило: нет неправильных решений, есть разные мнения. Необходимое условие: своё мнение надо аргументировать. Обязательное для усвоения учениками содержание спрятано внутрь культурных образцов, с которыми сопоставляются ученические решения.

«Знания, как таковые, не являются целью, а потому никак не проверяются. Но непрерывно контролируется присвоение способов деятельности (это и есть цель), а способ всегда к чему-то применяется. Это «что-то» и есть предметный материал. Поскольку на собственно содержании акцент не ставится, но оно обдумывается, обрабатывается, обсуждается, анализируется при сопоставлении решений с культурными образцами, то по законам психологии обеспечивается непроизвольное запоминание с размещением информации в долговременной памяти». (Гузеев В.В. ТОГИС-2010: после шести лет эксперимента)

Рассмотрев особенности деятельностно-ценностной задачи и специфику урока с её использованием, отмечаем, что, по мнению автора технологии, основными результатами применения технологии ТОГИС являются осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. «Учащиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счёте, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учёбу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности».

Дополнительный результат применения в учебном процессе деятельностно-ценностных задач - умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции. ( Гузеев, В.В. «Контуры)


Урок с использованием деятельностно-ценностной задачи

8-10 класс

Тема урока: «Три задачи о железнодорожном пути»

Образовательная область: физика, профориентация


Автор – Кожевникова Виктория Алексеевна, учитель математики НОУ «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД», г. Уссурийск.

Урок апробирован в рамках федерального эксперимента в Приморском крае по Технологии обучения в глобальном информационном сообществе. Автор является разработчиком деятельностно-ценностных задач по ТОГИС.

Особенностью урока является одновременное решение трёх деятельностно-ценностных задач (ДЦЗ) разновозрастными группами учащихся (8, 9, 10 класс). Все задачи можно отнести к профориентационным. Их решение ориентирует учащихся на профессии железнодорожного транспорта. Задача «О стыках», которая предназначена для 8 класса, носит пропедевтический характер, так как её содержание затрагивает тему курса физики 8 класса «Тепловые явления», которая ещё не изучена. Задачи «О «бархатном» пути» для 9 класса и «О выбросе пути» для 10 класса углубляют знания старшеклассников по теме «Тепловые явления», и служат для погружения учащихся в мир железнодорожных профессий, знакомят их с современными технологиями укладки и обслуживания железнодорожного полотна. Этап предварительной подготовки урока включает подбор информационных источников (книг, статей, интернет ссылок, учебных фильмов, видеороликов), распределение учащихся на группы в целях организации продуктивной групповой работы (рекомендуемое количество учащихся в группах – 4-5 человек).

Цель урока: выявление физических факторов, влияющих на качество железнодорожного пути; ознакомление с современными технологиями укладки и обслуживания железнодорожного полотна.

Задачи урока: обосновать необходимость внедрения и особенности эксплуатации бесстыкового пути на железных дорогах; систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Теполовые явления»; продолжить знакомство с железнодорожными профессиями и формирование у учащихся умений сравнивать, делать выводы и обобщать.

Задача о стыках (8 класс)

Текст задачи. Раньше нам на уроках физики в школе рассказывали, что летом железнодорожный путь, соединяющий некие города А и В длиннее, чем зимой. А ещё объясняли, почему стучат колёса поездов. Как связаны между собой приведённые выше факты? И почему сегодня, путешествуя по железной дороге, всё реже и реже можно услышать стук колёс.

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей.

«Задача о стыках» относится к минимальному уровню, поскольку в предложенных источниках информации содержится ответ на вопрос задачи. Ключевые слова для информационного поиска: «железнодорожный путь».

В ходе решения задачи учащиеся должны получить ответы на следующие вопросы:

  • Для чего предусмотрены зазоры между концами рельсов?

  • Чем бесстыковой путь отличается от старых железнодорожных путей?

  • Каким образом изменение температуры влияет на состояние железнодорожного полотна?

Задача «О «бархатном» пути» (9 класс)

Текст задачи

Спят пассажиры под стук перекатный...

Ночь, темнота.

Глухи места.

Мчится состав...

Стуки на стыках верстают стаккато:

"Как-то не так, как-то не так, как-то не так..." Дмитрий Тиме

В последнее время, путешествуя по железной дороге, мы всё реже слышим стук колёс. Пассажиры чувствуют себя более комфортно, когда поезд идёт по новому пути, а машинисты называют этот путь «бархатным». Каковы особенности «бархатного пути» и почему исчезает стук колёс?

Решая задачу «О «бархатном» пути», учащиеся познакомятся с особенностями укладки и эксплуатации бесстыкового пути, а также с предприятиями железнодорожного транспорта, обеспечивающими строительство и ремонт железнодорожного полотна.

Задача может быть использована с целью профориентации учащихся на железнодорожные профессии, а также в рамках спецкурса «Общий курс железных дорог» в учебных заведениях железнодорожного транспорта.

Задача «О выбросе пути» (10 класс)

Текст задачи 12.06.2008 на сайте viperson.ru появилось сообщение: Несколько вагонов пассажирского поезда номер 326, следовавшего по маршруту Хабаровск-Нерюнгри, сошли с рельсов в четверг около 08.00 мск в 18 километрах от города Шимановска в Амурской области. Авария произошла, предположительно, из-за расхождения рельсов, сообщил РИА Новости официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) Владимир Маркин. "По предварительным данным следствия, рельсы разошлись из-за жары, которая сейчас стоит в Амурской области", - сказал Маркин. Ранее пресс-служба Минтранса сообщила, что машинист поезда "за 200 метров на скорости 95 км/ч при выходе из левой кривой увидел искривление пути и применил экстренное торможение".

Как называется это явление на языке железнодорожников? Дайте объяснение данному явлению. На каких участках железнодорожного полотна оно может возникнуть? Каким образом путейцы снимают риски возникновения искривления рельсов?

Задача «О выбросе пути» отнесена к общему уровню, поскольку учащимся предстоит самостоятельно сопоставлять факты и собственные знания для ответа на поставленные в задаче вопросы. Ключевые слова для информационного поиска: «искривление пути».

В ходе решения задачи учащиеся должны выяснить, что такое температурный выброс пути и каковы причины этого явления; получить представление о бесстыковом пути и его обслуживании.

Видеосюжеты, представленные в культурном образце, дают возможность учащимся познакомиться с передовыми технологиями укладки и обслуживания бесстыкового пути, современной железнодорожной техникой, позволяющей обеспечивать безопасное движение поездов.

Культурные образцы

http://presfiz.narod.ru/zf/ Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1. Издание двадцатое, стереотипное. М., "НАУКА", Главная редакция физико-математической литературы, 1979

http://ukrtrains.narod.ru/teh/put/putei12.htm Троицкий Л.Ф. Горжусь профессией путейца. М. Изд-во Транспорт. 1985г., 200с.

http://www.youtube.com/watch?v=BEr7KpnqDxI

Видеоролик. Рельсосварочный поезд № 1

Учебный фильм. Бесстыковой путь: особенности укладки и эксплуатации.


http://rzd.ru/static/public/rzd?STRUCTURE_ID=5010&layer_id=3290&id=3855

Путевая рельсосварочная самоходная машина ПРСМ-6