1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:
плотность, диффузия, напряжение, магнитный поток, плавление, отражение света.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий | Перечень понятий |
| |
| |
2.
Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Какой из брусков имеет температуру 80 °С?
3. Человек пытается передвинуть пианино вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на пианино, и направление его ускорения, если инструмент не удалось сдвинуть с места.
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.
1) уменьшается
2) увеличивается
3) не изменяется
С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения потенциальная энергия сосульки относительно поверхности Земли ___________________, её кинетическая энергия ___________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ___________________.
Запишите в ответ цифры в соответсвующем порядке.
5. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны:
1) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с2.
2) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.
3) Первые 10 с автомобиль движется равноускоренно, а следующие 10 с – равномерно.
4) Через 30 с автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.
5) Первые 10 с автомобиль движется равномерно, а следующие 10 с стоит на месте.
6.
В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Температура воздуха понижается.
2) Воздух в пакете расширяется.
3) Давление воздуха в пакете повышается.
4) Давление воздуха в пакете остается неизменным.
5) Температура воздуха повышается.
6) Воздух в пакете сжимается.
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряд противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
8.
В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 0,8 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.
Запишите формулы и сделайте расчёты.
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке убывания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) рентгеновское излучение
2) инфракрасное излучение
3) видимое излучение
10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп плутония испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия
и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа плутония.
11. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала — в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра. Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания барометра (755 ± 5) мм рт. ст., то в ответе следует записать «755;5».
12.
Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от жесткости пружины. Имеется следующее оборудование:
— секундомер электронный;
— набор из трёх пружин разной жесткости;
— набор из пяти грузов по 100 г;
— штатив с муфтой и лапкой.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
А) Стрелка компаса показывает на север. Б) При чистке одежды волосяной щеткой к ней прилипают ворсинки. | | 1) электризация тела через влияние 2) взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли 3) электризация тела при трении 4) намагничивание вещества в магнитном поле |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
14. Какое физическое явление лежит в основе действия индукционной плиты?
Индукционные плиты
Под стеклокерамической поверхностью индукционной плиты находится катушка индуктивности. По ней протекает переменный электрический ток, создающий переменное магнитное поле. В дне посуды наводятся вихревые или индукционные токи, которые нагревают дно, а от него и помещённые в посуду продукты. Частота переменного тока в катушке индуктивности составляет 20–60 кГц, и чем она выше, тем сильнее вихревые токи в дне посуды.
В отличие от обычной газовой плиты, здесь нет никакой теплопередачи снизу вверх, от конфорки через стеклокерамическую поверхность к посуде, а значит, нет и тепловых потерь. С точки зрения эффективности использования потребляемой электроэнергии индукционная плита выгодно отличается от всех других типов кухонных плит: нагрев происходит быстрее, чем на газовой или обычной электрической плите.
Устройство индукционной плиты:
1 — посуда с дном из ферромагнитного материала;
2 — стеклокерамическая поверхность;
3 — слой изоляции;
4 — катушка индуктивности
Индукционные плиты требуют применения металлической посуды, обладающей ферромагнитными свойствами (к посуде должен притягиваться магнит). Причём чем толще дно, тем быстрее происходит нагрев.
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) КПД нагрева у обычной электрической плиты выше, чем у индукционной.
2) Нагревание продуктов в посуде на индукционной плите связано с тепловым действием электрического тока.
3) Дно посуды для индукционных плит может быть выполнено из стекла.
4) Действие индукционной плиты основано на действии магнитного поля на проводник с током.
5) Индукционный ток, нагревающий посуду, зависит от частоты переменного тока в катушке индуктивности.
16. Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере приближения планеты к Солнцу?
Солнечная система
Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.
Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.
Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.
Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.
17. Определите длительность суток на Уране. Ответ выразите в часах и округлите до целого числа.
18. Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Титане (спутник Сатурна)? Ответ поясните.