«Всему свое время и мера»
Цели:
Активизировать знания детьми положительных и отрицательных качеств человека, выяснить их роль в жизни человека. Развивать коммуникативные навыки общения, сплоченность группы. Актуализировать навык сотрудничества, умение слушать, слышать одноклассников, договариваться.
Задачи:
Обозначить положительные и отрицательные качества, привести к пониманию их роли в жизни человека;
развитие навыка межличностного общения в группе сверстников в условиях совместной деятельности, сплоченности;
Материалы и оборудование:
Клубки пряжи по количеству детей, бусины разного цвета, заготовки из картона разного цвета для изготовления бусин (с двухсторонним скотчем), деревянная шкатулка , блюдо круглой формы для заготовок бусин, зубочистки, перечень человеческих качеств с соответствующим цветом, для демонстрации (на магнитах), смайлы- эмоции по количеству детей (с двухсторонним скотчем), компьютер, запись мелодии «В тридесятом королевстве», «клубочек тепла».
Предварительная работа:
Перед занятием в классе, на двухсторонний скотч, прикрепляются в укромных местах смайлы- эмоции.
План занятия:
Приветствие. Упражнение «Волшебный клубочек».
Основное содержание занятия. «Путешествие в сказку».
Мимически- динамическая разминка «Смайлы- бусинки».
Изготовление бусин – пожеланий.
Подведение итогов занятия.
Заключительная часть. Упражнение «Ниточки тепла»
Ход занятия.
Приветствие.
Психолог:
Здравствуйте! С помощью этого волшебного клубочка я с Вами хочу познакомится. Слушайте внимательно! Я обматываю свою левую руку ниточкой, говорю свое имя и передаю клубочек соседу справа, он тоже обматывает левую руку ниткой, называет свое имя и передает клубочек дальше по кругу. Смотрите, мы с Вами теперь в одном большом кругу, и благодаря волшебному клубочку, мы все соединились и стали единым целым! А теперь мы сможем поиграть с ниточкой, показать клубочку и нашим гостям, какие мы дружные! Движения, которые я буду называть, мы будем делать все вместе. Внимание! Руки вверх, прижмем к груди, вниз, дотронемся до колен, нить кладем аккуратно на пол, я смотаю клубок.
Ребята, как вы думаете, почему мой клубочек волшебный?
Действительно, этот клубочек знает путь в сказку и приглашает нас туда. Вы бы хотели попасть в сказку? Тогда садитесь в круг, и мы переместимся в тридесятое царство в тридевятое государство…
Психолог:
У короля родилась дочь. Красивая, белокурая, голубоглазая. Что подарить такой красавице? Собрал король всех волшебниц своего королевства и попросил сделать для дочери самый лучший подарок. Задумались волшебницы. Думали три дня и три ночи. Придя вновь к королю, принесли эту корзину. Ребята, как вы думаете, почему этот подарок волшебницы посчитали самым лучшим для маленькой принцессы?
Когда король спросил волшебниц, не шутка ли это, они сказали, что это не обычные клубки. Эти клубки на первый взгляд похожи, чем они похожи?
Но каждый клубок хранит в себе определенную силу. Хотите узнать, какую?
Дети выбирают по одному клубку и разматывая их находят контейнеры с надписью качества человека и бусинку определенного цвета.
Волшебницы сказали, что в каждой бусине своя сила и если король соберет из них бусы и подарит их дочери, ей будет легко по жизни. Король так и хотел поступить, но собирая бусины, решил выбросить бусины со злостью, завистью, жадностью, да и смелость, и хитрость моей дочери тоже ни к чему! «Будет моя дочь самая добрая, самая честная, самая вежливая, аккуратная! То есть самая хорошая девочка на свете! » - подумал король. И когда он уже был готов выкинуть прочь оставшиеся бусины, его остановила самая мудрая волшебница и попросила сложить их в шкатулку со словами: «Всему свое время и всему своя мера!». Король так и сделал, хотя удивился: «На что способны эти бусины?».
Шло время, принцесса подрастала и радовала своего отца, была самой доброй девочкой. Она помогала всем, кто просил и не просил о помощи, жалела всех кто просил и не просил о жалости, раздавала королевские хлеб всем, кто был голоден и не был, поила всех, кто хотел пить и не хотел.
Однажды она познакомилась с принцем из соседнего королевства. Через несколько минут она прибежала к папе со слезами: «Папа- король, принц обижает меня, дерется… Что мне делать ?». Подумал короли и решил добавить в волшебное ожерелье бусинку злости. Принцесса снова пошла играть с принцем, но уже не прибегала жаловаться папе, а сама справлялась со злым принцем. Через несколько дней принцесса снова прибежала во дворец: «Папа- король, дети отобрали у меня все игрушки и мне с чем играть
Что мне делать?». Вздохнул король и добавил в бусы чуточку жадности. Теперь уже не так просто было отобрать у принцессы игрушки, она научилась свое добро защищать. Король обрадовался: «Ну, теперь у меня самая лучшая дочь - добрая, но умеет за себя постоять и королевское добро не проворонит!». В этот самый миг двери в тронный зал распахнулись, и король увидел свою дочь опять в слезах: « Папа- король, дети ушли без меня гладить большую собаку, а я ее боюсь… Что мне делать?». Король нахмурился: «Дочь моя любезная! Я каждую минуту тебя спасаю от неприятностей! Надеюсь это в последний раз!». С этими словами он достал бусины смелости и нанизал их на нитку. Дочка радостно побежала гладить собаку. Однако вскоре принцесса снова прибежала в слезах: «Папа- король ребята не хотят рассказывать мне секреты, говорят, что я слишком добрая и все разболтаю! Что мне делать?». Рассердился король, достал все оставшиеся бусины из шкатулки и отдал их принцессе со словами: «Теперь я вижу, что человеку все нужно: и доброта, и злость, и хитрость, и смелость, и честность и трусость… Права была мудрая волшебница! Всему свое время и всему своя мера!».
Как вы думаете, бусин каких качеств должно быть больше, почему?
Мимически- динамическая разминка «Смайлы - бусинки»
Ребята когда мы с Вами родились нам от волшебников тоже достались такие бусины, я вам их сейчас покажу (психолог заглядывает в шкатулку и не находит их там). Ой, мне кажется они рассыпались по классу, когда я уронила шкатулку перед уроком. Поможете мне их найти? Они желтого цвета, вы сразу увидите, что какое качество в бусине (дети под музыку ищут по классу смайлы- бусины, найдя показывают мимикой качество, все дети хлопают). Психолог предлагает детям, которые отыскали большее количество бусин поделиться с детьми, которые не нашли таковые.
Изготовление бусин – пожеланий.
Ребята, а сейчас я вам предлагаю сделать бусинку – пожелание ребенку, который, быть может в эту минуту, родится на нашей планете. Я думаю, что у волшебниц очень много работы, и мы сможем им помочь. Посмотрите на доску, какие цвета обозначают человеческие качества. Подумайте, каких качеств у человека должно быть больше, сделав бусину, замотайте клубочек, корзину с клубочками я верну волшебникам.
Психолог показывает технику выполнения бусины.
Подведение итогов занятия.
Ребята, Понравилось вам занятие? Что именно понравилось? Что нового вы узнали?
Мне тоже очень понравилось знакомство с вами, как вы сегодня работали, и на прощание я бы хотела вам сделать подарок.
«Ниточки тепла».
Психолог:
другу, как будто образуется клубочек тепла, охватывающий всех нас. Давайте зарядим мой волшебный клубок вашим теплом. Для этого по
очереди будем наматывать свою ниточку на клубок со словами: «Я часть нашего общего клубочка тепла, потому, что мне… (хорошо, приятно, радостно и т. д.)».
Когда клубочек вновь оказывается у психолога, он передает его классному руководителю со словами детям: «Я дарю этот клубочек нашего тела вам в класс, чтобы сохранить его в знак наших теплых отношений. Когда кому-нибудь в классе станет плохо, всегда можно будет его достать, подержать в руках,, вспомнить эти минуты и зарядиться нашим общим теплом. А их оставшихся заготовок из картона можно сделать всем вместе бусы для предстоящего новогоднего праздника. Спасибо за приятное занятие!
Взять магниты!
Доброта - 5 - голубые клубки
Честность – 3 розовые клубки
Жадность - 1 бирюзовый клубок
Злость - 1 красный клубок
Хитрость -1 салатный клубок
Зависть - 1 салатный клубок
Вежливость – 4 зеленые клубки
Смелость - 3 желтые клубки
Аккуратность - 1 розовый клубок