Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
( 1класс)
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать проблему, выбирать тему проекта;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
1 класс
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Что такое исследование?
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2-3. Как задавать вопросы?
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
2 класс
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора
темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?», «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей» и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие)
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными
детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования.
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в
научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет»,
«Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника». Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18-19. Коллекционирование
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Тема 20. Экспресс-исследование. «Какие коллекции собирают люди» Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях
Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.
Тема 32. Подготовка к защите
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Тема 33. Индивидуальные консультации
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема 34. Подведение итогов работы Анализ своей проектной деятельности 3 класс
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты?
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности Анализ своей проектной деятельности.
4 класс
Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема 2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема 15-16. Наблюдение и экспериментирование
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17-18. Техника экспериментирования
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема 21-22. Правильное мышление и логика Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема 25-27. Что такое парадоксы
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками Тема33. Выступление на школьной НПК
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Из них |
теоретических | практических |
1 класс |
1 | Что такое исследование | 4 | 6 |
2 | Планирование выполнения практического задания | 5 | 10 |
3 | Самостоятельные исследования | 3 | 5 |
Итого: | 33 ч |
2 класс |
1 | Что можно исследовать | 4 | 5 |
2 | Организация исследования | 6 | 9 |
3 | Как подготовить результат исследования | 4 | 6 |
Итого: | 34 ч |
3 класс |
1 | Проект? Проект! | 7 | 14 |
2 | Исследование объектов | 2 | 5 |
3 | Оформление работы | 2 | 4 |
Итого: | 34 ч |
4 класс |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе | 4 | 10 |
2 | Наблюдение и экспериментирование | 4 | 6 |
3 | Обработка и анализ всех полученных данных | 3 | 7 |
Итого: | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Что такое исследование | 1 | 03.09.24 |
2 3 | Как задавать вопросы | 2 | 10.09 |
17.09 |
4 5 | Как выбрать тему исследования | 2 | 24.09 |
01.10 |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку | 1 | 08.10 |
7 8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» | 2 | 15.10 |
22.10 |
9 10 | Наблюдение как способ выявления проблем | 2 | 05.11 |
12.11 |
11 12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 | 19.11 |
26.11 |
13 14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы | 2 | 03.12 |
10.12 |
15 16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | 17.12 |
24.12 |
17 18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы | 2 | 14.01.25 |
21.01 |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | 28.01 |
20 21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | 04.02 |
11.02 |
22 23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 | 25.02 |
04.03 |
24 25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы | 2 | 11.03 |
18.03 |
26 27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование | 2 | 01.04 |
08.04 |
28 29 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 | 15.04 |
22.04 |
30 31 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | 2 | 29.04 |
06.05 |
32 33 | Анализ исследовательской деятельности | 2 | 13.05 |
20.05 |
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Класс | Дата изменений | Причина изменений | Форма корректировки | Согласование с курирующим зам.директора |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |