СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в специальность

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Введение в специальность" (включая экономику и право) , предназначен для обучающихся СПО

Просмотр содержимого документа
«Введение в специальность»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2020

Лист 2/15
















рабочая программа общеобрзовательной учебной дисциплины ДУП.01 Введение в специальность (включая экономику и право)


















Анадырь 2020 г.

Рабочая программа по дополнительной учебной дисциплине «Введение в специальность (включая экономику и право)» разработана для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



Разработчик:

Ильина Юлия Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»



Регистрационный № ТПОП 133-16 от 11.04.2016 г.


Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии

филологических и социально-экономических дисциплин

Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.

Председатель ________/О.Н.Зырянкина/


Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

Протокол № 05 от «26» апреля 2016 г.


Утверждена Приказом № 01-10/394 от 31.08.2016 г. «Об утверждении образовательных программ»


СОДЕРЖАНИЕ




страница

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины УПВ.03У ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ДУП.01 Введение в специальность (включая экономику и право) является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) гуманитарного профиля и предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в ГАПОУ ЧАО «ЧМК» в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Коды формируемых компетенций: ОК 1-9.


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к дополнительным учебным дисциплинам.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины


Цель:

  • формирование последующих знаний в сфере юриспруденции по специальности Право и организация социального обеспечения.


Задачи:

  • формирование у обучающихся представлений о юридической профессии, о методике работы с нормативным материалом и научными источниками;

  • формирование у обучающегося первоначального знания о праве, правовой системе, юридических профессиях, юридическом образовании, о вузе в котором они проходят обучение.


Освоение содержания учебной дисциплины «Введение в специальность» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

  • решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в федеральном государственном образовательном стандарте;выбирать необходимую нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.

предметных:

−сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

−владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

−владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

−сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

−сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

−владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

−сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в федеральном государственном образовательном стандарте;

  • выбирать необходимую нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • общую характеристику специальности;

  • требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с ФГОС СПО;

  • организацию и обеспечение образовательного процесса;

  • формы и методы самостоятельной работы;

  • основы информационной культуры студента.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 327 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 248 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 124 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

327

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

248

в том числе:

лабораторные работы

0

практические занятия

0

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

124

в том числе:

самостоятельная работа над индивидуальным проектом


подготовка докладов


изучение литературы


Итоговая аттестация в форме экзамена

Тематический план и содержание учебной дисциплины ДУП.01Введение в специальность (включая экономику и право)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Раздел 1 Введение в экономику



Тема 1.Введение в экономику


Содержание учебного материала

10


1

Понятие об экономике и экономической деятельности людей.

2

2

Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

3

История развития экономической теории. Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса.

4

Основные положения экономической теории.

5

Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Доклад на тему: «История развития науки экономики».

2

Составить схему: «Структура экономической теории»

Тема 2

Натуральное и товарное производство.

Содержание учебного материала

4

1.

Сущность натурального хозяйства.

2

2.

Сущность и черты товарного производства.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Доклад на тему: «Особенности и черты натурального хозяйства».

Тема 3.

Собственность.

Содержание учебного материала

8

1

Собственность как экономическая и юридическая категория.

2

2

Законы собственности и присвоения.

3

Виды и формы собственности в современной экономике. Субъекты собственности.

4

Регулирование отношений собственности в России.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Доклад на тему: «История развития собственности в России».

2.

Составить таблицу: «Виды собственности»

3.

Подготовить эссе: «Регулирование отношений собственности в России».

Тема 4. Производство и экономика: значение процесса производства и его место в экономике страны.


Содержание учебного материала

14

1

Производство как процесс создания полезного продукта. Фазы производства.

2

2

Факторы производства.

3

Издержки производства.

4

Ресурсы, их классификация. Блага и потребности.  Ограниченность ресурсов.

5

Стадии развития производства.

6

Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения.

7

Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

10

1.

Подготовить доклад: «Производство как процесс создания полезного продукта».

2.

Составить схему: «Факторы производства».

3

Составить схему: «Издержки производства»

4.

Составить таблицу: «Стадии развития производства».

5.

Подготовить доклад на тему: «Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности».

Тема 5. Сущность рынка

Содержание учебного материала

14

1.

Понятие рынка, условия его возникновения.

2

2.

Структура рынка.

3.

Виды рынков

4.

Основные функции рынка

5.

Рыночная цена. Сущность рыночного ценообразования.

6.

Законы спроса и предложения.

7.

Кривая спроса и предложения.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

16

1.

Подготовка сообщений на тему: «Понятие рынка и его структура».

2.

Подготовка сообщений на тему: «Особенности построения рынка в России».

3.

Составить таблицу: «Виды рынка».

4.

Составить схему: «Функции рынка»


5.

Подготовка сообщений на тему: «Организационно – правовые формы предприятий».


6.

Подготовка сообщений на тему: «Виды предпринимательской деятельности».

7.

Подготовка сообщений на тему: «Структура предприятия, особенности организации производства».

8.

Подготовиться к тематическому тестированию.

Тема 6.

Деньги и денежное обращение.

Содержание учебного материала

6

1.

Сущность денег.

2

2.

Основные функции денег. Виды денег.

3.

Законы денежного обращения. Уравнение И. Фишера

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Доклад по теме: «История появления денег».

2.

Подготовка сообщений: «Особенности эмиссии денег в РФ».

3.

Подготовиться к тематическому тестированию.

Тема 7.

Инфляция и безработица.

Содержание учебного материала

6

1.

Сущность, причины и формы проявления.

2

2.

Причины инфляции

3.

Виды инфляции.

4.

Уровень и темп инфляции.

5.

Последствия инфляции.

6.

Безработица, ее виды и причины.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подготовить доклад на тему: Безработица и ее последствия».

2.

Подготовится к тематическому тестированию.

Тема 8.

Рынок капитала.

Содержание учебного материала

10

1.

Рынок капитала.

2

2.

Источники формирования капитала.

3.

Основной и оборотный капитал

4.

Понятие процентного дохода.


5.

Субъекты спроса на капитал и предложения капитала.


Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подготовить доклад на тему: «Рынок капитала и его особенности».

2.

Подготовиться к тематическому тестированию.

Тема 9.

Сущность макроэкономики.

Содержание учебного материала

24

1.

Общее понятие о макроэкономике.

2

2.

Основные макроэкономические показатели.

3.

Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика

4.

Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них.

5.

Теории макроэкономического равновесия.

6.

Экономический рост и его типы.

7.

Теории и модели экономического роста.

8.

Экономический цикл и его фазы.

9.

Основные теории цикличности.

10.

Причины экономических кризисов. Концепция Н.Д. Кондратьева.

11.

Экономические функции государства.

12.

Инструменты государственного регулирования.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подготовить доклад на тему: «Понятие о макроэкономике».

2.

Тематическое тестирование

Тема 10.

Предприятие в условиях рыночной экономики.

Содержание учебного материала

28

1.

Общая характеристика отрасли и предприятия, управление и структура, внешняя среда предприятия.

2

2.

Понятие предприятия, цели и направления деятельности. Понятие, принципы, методы и функции управления.

3.

Внешняя среда предприятия. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы.

4.

Правовое регулирование экономических отношений.

5.

Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки.

6.

Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники.

7.

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

8.

Право собственности. Правомочия собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Формы собственности по российскому законодательству.

9.

Понятие юридического лица, его признаки, формы. Создание, реорганизация, ликвидация юридических лиц.

10.

Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности.

11.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, признаки, порядок.

12.

Правовое регулирование договорных хозяйственных отношений.

13.

Экономические споры. Понятие экономических споров.

14.

Досудебный (претензионный порядок) рассмотрения споров, его значение. Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовиться к тематическому тестированию

Тема 11.

Труд и социальная защита.

Содержание учебного материала

14

1.

Понятие трудового права. Источники трудового права.

2

2.

Трудовой кодекс РФ. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения.

3.

Структура трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения.

4.

Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости населения. Государственные органы занятости населения.

5.

Трудовая дисциплина. Понятие дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий.

6.

Трудовые споры. Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров. Понятие и механизм возникновения коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

7.

Индивидуальные трудовые споры. Социальное обеспечение граждан.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подготовить доклад на тему: Трудовой кодекс РФ».

2.

Подготовиться к тематическому тестированию.

Всего:

л138+

срс68


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.

Помещение кабинета основ обществознания (включая экономику и право) должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам обществознания (включая экономику и право), создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся.

  • рабочее место преподавателя.

  • доска маркерная.

Технические средства обучения:

  • аудио - и видео средства;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Нормативные документы:

  1. Конституция РФ

  2. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

  3. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

  4. Гражданский кодекс РФ

  5. Трудовой кодекс РФ

  6. Уголовный кодекс РФ

  7. Кодекс об административных правонарушениях РФ

  8. Гражданско-процессуальный кодекс РФ

  9. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ

  10. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

  11. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации»

  12. ФЗ «Об акционерных обществах»

  13. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

  14. ФЗ «О некоммерческих организациях в Российской Федерации»

  15. ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»

  16. ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»


Основные источники:

  1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики : учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2020. — 383 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450684

  2. Вологдин А. А. Основы права : учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.]. — М.: Юрайт, 2020. — 372 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450815


Дополнительные источники:

  1. Васильева Н. А., Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов Экономика предприятия. Конспект лекций Юрайт, 2010. – 182 с.

  2. Котерова, Н. П. Экономика организации: учебник для студентов СПО/ Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 288 с.

  3. Рыженков, А.Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО./Рыженков А.Я. - отв. ред.- М.: Юрайт, 2017.


Интернет-источники:

  1. Новая электронная библиотека. New library.ru. Режим доступа: http://www.newlibrary.ru/ – Яз. Рус.

  2. Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/ – Яз. Рус.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в федеральном государственном образовательном стандарте;

- оценка выполнения самостоятельной работы

  • выбирать необходимую нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

- оценка выполнения практических и самостоятельных работ

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права

- срез по теме, оценка выполнения практических и самостоятельных работ

Знать:

  • общую характеристику специальности;

- оценка выполнения практических и самостоятельных работ

  • требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с ФГОС СПО;

- оценка выполнения практических работ

  • организацию и обеспечение образовательного процесса;

- оценка выполнения самостоятельной работы

  • формы и методы самостоятельной работы;

- срез по теме, оценка выполнения практических и самостоятельных работ

  • основы информационной культуры студента.

- оценка выполнения практических работ



ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Ю. В. Ильина

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель О. П. Коломиец

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)