Выявление группы риска для коррекции и сохранения психического здоровья
Раевская О.В.
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Психическое здоровье можно оценить по следующим критериям:
- осознание своего физического и психологического «Я»;
- критичность к себе, своей деятельности, её результатам;
- адекватность психических реакций ситуациям и обстоятельствам;
- способность к самоуправлению поведением в соответствии с нормами, правилами социума.
Именно психическое здоровье делает личность самодостаточной.
Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя, возраст вопросов, на которые предстоит найти ответ: «Кто Я?», «Откуда пришёл?», «Куда я иду?». В процессе поиска ответов возникает немало трудностей. Если у подростка формируется установка «Я не нравлюсь, я не способен, я ничего не значу», это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным». На основании отрицательных самопредставлений строится негативное поведение.
Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем обычные – они просто другие.
Именно воздействие негативных социальных факторов, действующих как депривация определяют в этой группе детей высокий, социально-обусловленный риск нарушений психологической адаптации, отклонение личностного развития, «трудновос-питуемость», школьную неуспеваемость и проблемы девиантного поведения.
Выделяют две категории отклоняющегося поведения:
1. Поведение не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое), определяемое психоневрологом, психологом.
2. Асоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы). Эту категорию педагог может выявить самостоятельно, не дожидаясь результатов психологического обследования.
Вашему вниманию предлагается алгоритм, модель выявления «группы риска» педагогом:
I этап – сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к «группе риска», и в соответствии с ними подобрать приемы, методы.
Для удобства выделю четыре основные группы критериев, определяющих «группу риска»:
Социальные – дети, имеющие проблемы адаптации, асоциальные семьи, затруднения в выполнении норм; мотивационная незрелость;
Медицинские – имеют хронические заболевания, проблемы с органами слуха, зрения, речи; часто болеющие, состоящие на учете у психоневролога, пережившие стрессы;
Учебно-педагогические – стойкая неуспеваемость, когнитивные искажения; неуверенность в себе; высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей;
Поведенческие – имеют стойкие нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, эгоцентризм, преимущест-венно однотипный способ реагирования на трудности, интровертированность; эмоциональная лабильность, агрессив-ность, тревожность.
Как же можно распознать дезадаптанта? По довольно часто проявляющимся следующим симптомом: агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, упрямство, неадекватные страхи, неспособность сосредоточиться в работе, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметная уединенность, угрюмость.
II этап – необходимо четко сформировать представление, что необходимо изучать (диагностировать) и как (в соответствии с критериями, определяющими воспитанника «группы риска»).
У каждого из вас, уважаемые коллеги, свой «багаж» методов, приемов по определению «группы риска». Я лишь хочу обобщить этот комплекс методик:
1. Основной метод - наблюдение (на уроках; занятиях; в играх, как развивающих, так и спортивных; переменах; просто в быту). Ребята находятся в естественных жизненных ситуациях. Путем наблюдения легко «увидеть» моторно-расторможенных, возбудимых, раздражительных, замкнутых, эмоционально-неустойчивых детей.
2. Анкета «Адаптация», схемы наблюдения за ребенком, определяющие гиперактивного, агрессивного, тревожно-го воспитанника; шкала социальной компетентности (определяет произволь-ность, ответственность ребенка).
Кто заинтересуется этим материалом, обращайтесь к психологам или в методкабинет.
3. Интервью диагностическое – позволяет исследовать мотивацию, интересы, стремления; выяснить отношение ребенка к пребыванию в Центре, различным ситуациям.
Пример вопросов:
Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили все?
Твоя мечта?
Что ты больше всего на свете любишь?
4. Методика «Необитаемый остров» - определяется сфера интересов, привязанностей; общие черты личности и характера подростка.
«Представь, что ты отправился в путешествие на необитаемый остров. Тебе придется прожить несколько месяцев. Какие предметы ты бы взял с собой?» (Обратите внимание на негативную окраску описания, предметы – ножи, «ничего, никого», колдунов, темные силы…).
5. Методы свободных описаний: «Кто я?», «Какой я и чем я отличаюсь от остальных?» (преобладание положитель-ных качеств свидетельствует о позитивном образе «Я», и наоборот); «Письма самому себе … ». Необходимо обращать внимание на агрессивные тревожные ответы: «Чтобы отомстить», «Хочу разрушить», «Не желаю жить», «Чтобы меня не били …».
6. Разнообразные вариации методики «Неоконченное предложение» (заканчивая предложения, ребенок выражает свои потребности, стремления).
7. «Незаконченные рассказы»: предлагается проанализировать предло-женные ситуации из жизни «Как бы ты поступил?»
8. «Детский рисунок!» - своеобразное интервью, данное при помощи изобразительных средств. Именно в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания, которые полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.
III этап – полученная информация каждым педагогом, работающим на отряде анализируется, взаимодопол-няется, уточняются критерии, по которым воспитанник определен в «группу риска». Совместно с психологом составляется портрет «исключительного» подростка; намечается план индивидуального сопровождения с этим воспитанником для успешной реабилитации.