КГУ «Кабинет психолого - педагогической коррекции
города Риддера» УО ВКО.
Вступительное слово предоставляется методисту «КППК города Риддера» Гречишкиной Елене Александровне.
- Здравствуйте уважаемые коллеги!
- Представляю вашему вниманию тему:
«Кто такие дети с особыми образовательными потребностями».
В Кабинете психолого – педагогической коррекции города Риддер, я работаю с 2012 года педагогом – дефектологом и логопедом. Веду занятия на государственном и на русском языке с детьми с особыми образовательными потребностями в развитии. Возрастные категория детей посещающих коррекционные занятия в основном дети дошкольного и школьного возраста.
Работать с детьми с особыми образовательными потребностями обычными традиционными и нетрадиционными методами и приемами мало, не зная сущность нарушений. Поэтому на протяжении ряда лет педагоги КППК совместно с родителями изучают дополнительно психофизические нарушения у детей с ООП.
Кто такие дети с особыми образовательными потребностями?
Дети с особыми потребностями - это дети с особенностями психофизического развития. Их можно разделить по следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями (дислалия, дизартрия, анартрия, дислексия, алалия, ринолалия и т.д.) мы знакомится с логопедическими диагнозами терминами не будем, у нас сегодня другая задача но они посещают логопеда;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями – это новое для современного общества понятие. Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего казахстанского общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.
- Кто такой особенный ребенок? Это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличающие от стандартных.
В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием, а также такие понятия (слепой, глухой, дебил, даун, спастик, алалик, дизартрик и т.д.), как ярлыки, воспринимаемые как обозначение отражающие ненормальность, недоразвитость человека. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.
Несмотря на то, что данный термин появляется в Казахстане позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs").
Понятие "ребенок с особыми образовательными потребностями" нуждается в дальнейшей разработке. Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.
Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
Особенным детям нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. Есть общие аспекты обучения детей с особыми потребностями образования.
Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Введение в общество, детей с ООП является основной задачей всей системы коррекционной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества.
В настоящее время применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются вместе с обычными детьми.
Интеграция — не новая для нас проблема. В детских садах и школах находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы:
1.Дети, чья «интеграция» обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено.
2.Дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе.
3.Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.
4.Дети, обучающиеся в специальных дошкольных группах и классах в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными.
В ходе интегрированного обучения детям с ООП возможно предоставляются специальные условия обучения и воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). С учетом психофизиологических особенностей, обучающихся с ООП, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ.
Инклюзивное образование— термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и детских садах.
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы и детские сады по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой.
Принципы инклюзивного образования.
Такое образование предполагает принятие учеников с ООП как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
С какими трудностями внедрения инклюзивного образования можете столкнуться в работе Вы - участники образовательного процесса?
- В нашем обществе, к сожалению, люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, воспринимаются как нечто инородное. Такое отношение складывалось годами, поэтому изменить его за короткий срок практически невозможно.
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
- Большинство учителей и директоров массовых детских садов и школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения.
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
- Архитектурная недоступность учреждений образования (их в Риддере только 2 ).
Сегодня довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Из нашей беседы Вы уже знаете, что есть следующие типы детей с ограниченными возможностями здоровья:
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Педагогам, работающим с детьми с (ЗПР) задержкой психического развития, необходимо: (рекомендации для педагогов)
• Учитывать возрастные особенности детей, помнить о зоне ближнего и ближайшего развития. Педагогу или воспитателю не нужно бояться, что учащийся не сразу усвоил новый материал. Должно пройти время, для каждого ребёнка этот временной период индивидуален. Он может проходить сутки, а может занимать несколько лет.
• На занятиях и в другой деятельности педагогу или воспитателю активно использовать методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у воспитанников. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:
- умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение оценивать правильность выполненного действия;
- учение вносить коррективы в результат.
Также немаловажную роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
• Педагогу вести работу по развитию познавательных (познавательные УУД) и творческих способностей детей, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера.
• Педагогу и воспитателю осуществлять особое, индивидуальное оценивание ответов учащихся с ООП, что предполагает:
- использование индивидуальной шкалы достижений в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- возможность переделать задание, с которым ребенок не справился;
- обязательно поощрить ребёнка за переделанную работу.
Воспитателю, работающему с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), можно рекомендовать :(Рекомендации для воспитателей)
• создавать благоприятный психологический микроклимат в группе;
• ориентироваться на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
• давать учащимся различные поручения;
• задействовать их в мероприятиях, например, инсценировках, танцах, художественном творчестве;
• дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В процессе такой работы дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками.
• воспитателю в работе с детьми необходимо использовать методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания. Это могут быть такие задания «Найди отличия», «Лабиринты», «Недостающие детали», а также собирание конструктора, кубиков и другие.
Хочется отметить, что интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству.
Эти дети, как правило, характеризуются незначительным дефицитом познавательных и социальных способностей, а испытываемые ими трудности обучения обусловлены в первую очередь недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Но даже при таком сравнительном благополучии для успешного обучения и социализации они нуждаются в специальной помощи, удовлетворяющей их особые образовательные потребности.
Приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Особенности обучения детей-аутистов
Детский аутизм — это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени (особенно у детей).
Клара Самойловна Лебединская под термином «АУТИЗМ» понимает «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой».
Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, в последние годы в отечественной и зарубежной литературе называют цифру в 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4 – 4,5 раза чаще, чем у девочек.
Аутисты - «люди без кожи». На эмоциональном уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее. Их пугает неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны, эмоционально незащищенные. Из-за этого погружаются в свой мир и не идут на контакт, уходят от общения.
Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т.д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию.
Если в классе или в группе появился ребенок, который не играет со сверстниками, избегает общения, боится испачкаться, закрывает уши руками при звуках, посоветуйте родителям обратиться к специалистам.
У детей-аутистов не должно быть никаких сюрпризов. Для того чтобы аутичный ребенок получил возможность постепенно освоить ситуацию обучения, она должна быть максимально структурирована. С ребенком (с помощью расписания) должна быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий. Для отображения расписания занятий детей-аутистов обычно используются картинки. Предсказуемость помогает ребенку-аутисту сосредоточиться на учебном процессе.
Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них. Общаясь с ребенком-аутистом, выражаться нужно как можно яснее. Используйте самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания у детей-аутистов. Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ.
Разговаривать с ребенком-аутистом нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка. В процессе общения физический контакт должен быть сведен к минимуму, так как дети-аутисты не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения.
Помещение, в котором обучается ребенок, страдающий аутизмом, должно быть успокаивающим и не должно быть загроможденным посторонними предметами.
Обязательно должна быть зона, в которой ребенок может на какое-то время уединиться.
Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого занятия.
Структура занятии предполагает:
• наличие четких границ занятий;
• поддерживание единого алгоритма занятий внутри одного предмета;
• наличие динамических пауз;
• подведение итога занятий.
Помните, все дети должны заканчивать занятия одновременно.
Учителю важно понимать, какую часть урока, ребенок «включен» в происходящее, в какой момент необходимо дать отдохнуть, переключить на другую деятельность или вставить динамическую паузу. Это даст возможность ребенку переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы.
Поэтому очень важно так подобрать размер задания, что бы дети заканчивали урок одновременно.
По окончании занятия, рекомендуется подводить итог. Для этого не проводить стандартную процедуру «воспоминания о том, что делали на уроке», а выписать опорные фразы из содержания нового материала для того, чтобы еще раз акцентировать внимание на новом материале.
Вспомним и повторим – помогает настроить ребенка на урок. Повторим - и мы проговариваем с ребенком все необходимые понятия и определения.
Что нового узнаем на уроке – нацеливает на серьезную работу и долговременную память, т.к. на последней странице урока придется отвечать на поставленные вопросы.
Детей из-за стенки нельзя вытаскивать, их нужно выманивать. Все, что ребенок делает под нажимом – бесполезно!
Дети с расстройствами аутистического спектра отличаются специфическим восприятием устной речи. Они не всегда сразу могут понять, что от них хотят взрослые. На этапе непонимания ситуации могут быть агрессивными. Активизируется рефлекс самозащиты.
Поскольку нынешняя программа предполагает усвоение огромного количества устного материала, важно точно понимать:
— какую часть информации, подаваемой устно, понимает тот или иной ребенок;
— какие инструкции лучше усваиваются и чаще выполняются;
— в какой форме должен быть задан вопрос, чтобы он был усвоен.
При получении задания - первая реакция – «Я не буду этого делать!» С ребенком нужно разговаривать, объяснять. И тут же другая реакция: «Как это сделать? Я могу это сделать! Да это же совсем просто!» С ним ничто не должно происходить механически. Любое действие планируется для чего-то, что будет очень хорошо. Любое совершающееся действие тоже комментируется, осмысляется; потом к нему возвращаются, и оно оценивается снова с точки зрения его смысла, пользы, радости, которую оно всем доставило.
Любой навык осваивается осмысленно, для непосредственного практического использования в жизни сейчас или потом, в будущем, когда ребенок вырастет. Обучение детей с аутизмом должно проходить с акцентом на положительную мотивацию.
Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Обучение должно проходить в позитивной атмосфере.
Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Учите детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещайте детям говорить вслух — через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.
Необходимо учитывать, что когда мы учим чему-нибудь аутичного ребенка, мы должны сразу, без промежуточных этапов дать ему образец, готовый к использованию. Знание алгоритма – это сильная сторона аутичных детей. Нужно учить один раз и правильно. Переучивать нельзя!
Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу - и я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».
Весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, для этого нужно использовать как можно больше картинок, зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации.
Для визуализации абстрактных понятий можно использовать символы. Используя карточки символы, решаем задачи по алгоритму.
При закреплении материала, отвечая на вопросы, ребенок снова обращается к этим карточкам.
Мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не дали образец.
Определим пути преодоления специфических характеристик ребенка с аутизмом:
- доносить информацию через схемы, наглядные картинки,
- избегать переутомления,
- четко организовывать учебное пространство,
- использовать подписанные системы хранения,
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок,
- обращаться к ребенку по имени,
- обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,
- осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,
- использовать подкрепление правильного действия вкусным поощрением, объятием, стимулом,
- постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
-Как же вам сотрудникам общеобразовательного детского сада поступить если вы видите особенные проявления в поведении ребенка?
-Что предпринять консультируя родителей? Об этом расскажет моя коллега методист и учитель дефектолог Елена Александровна Гречишкина!
9