Психолого-педагогический инструментарий в выявлении деструктивного поведения обучающихся
Подготовил: Педагог-психолог
ГОУ ЛНР «СШ№1»
Алтунин М.С.
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- проявление внутренней деятельности человека практическим или вербальным способом, итогом которого является разрушение чего-либо.
- это поведение, которое не соответствует нормам и социальным ролям и направлено на радикальное неприятие альтернативных точек зрения.
- К формам деструктивного поведения относят радикализм, экстремизм, терроризм .
1. появляется бескомпромиссная приверженность определенным взглядам и идеям ( радикализм );
2. потом эта приверженность приобретает крайние формы, появляется угроза безопасности жизни людей ( экстремизм );
3.) твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям ( фанатизм );
4. в итоге совершаются террористические действия с целью достижения политических, религиозных и других целей насильственным путем, терроризм является крайней формой экстремизма .
Категории молодежи «группы риска»
- Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»):
- -дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
- -«золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму время препровождения;
- -дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- -носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- -члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):
Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
- установки, предубеждения родителей;
- взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
- влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.;
- стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;
Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
- представления, установки подростков;
- индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
- эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)
Работа с педагогическим коллективом:
- обучение и просвещение педагогического коллектива;
- взаимодействие педагогов, администрации, специалистов психолого-педагогической, воспитательной и социальной служб;
- методическое сопровождение;
- организационная работа
Работа с родителями:
- информирование, просвещение родителей;
- консультирование(индивидуальное и групповое);
- психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семей;
примерная тематика классных часов
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
- усвоение основ базовых национальных ценностей своего народа, знакомство с историческим и культурным наследием совей страны и других стран и народов;
- формирование личностных качеств,
- формирование представлений о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости, взаимоуважении
- формирование толерантных отношений между детьми;
- формирование умений конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширить представления детей о правах человека
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
- ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.
- БЕДА МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ С КАЖДЫМ
- ЗАКОН И БЕЗЗАКОНИЕ
- ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО
- МЫ РАЗНЫЕ , НО МЫ ВМЕСТЕ
- НАС МНОГО НА ШАРЕ ЗЕМНОМ
- ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ
- МНОГОЛИКИЙ МИР
- ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ДРУЖБА
Основная школа
- формирование культуры взаимодействия, непримиримости к нарушителям закона, общественной морали ;
- воспитание ответственности, уважения друг к другу, культуры взаимопонимания ;
- воспитание у подростков толерантного отношения, уважительного отношения ко всем людям, вне зависимости от национальности, религии, социального и имущественного положения
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
- ВНИМАНИЕ, ЭКСТРЕМИЗМ!
- БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
- ТЕРРОРИЗМ –УГРОЗА МИРА
- ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
- ПРОФИЛАКТИКА И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
- ОДИН МИР –МНОГО НАРОДОВ
- Я –ПАТРИОТ
- МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
- ВМЕСТЕ -МЫ СИЛА
- ТЕРРОРИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
- МИР БЕЗ НАСИЛИЯ
- НАМ НУЖЕН МИР
- ДОРОГА К МИРУ
- КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР
Старшая школа
- формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- формирование представления об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества, об ответственности, предусмотренной законодательством РФ за экстремистскую деятельность
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
- ТЕРРОРИЗМ –УГРОЗА ОБЩЕСТВА
- МИР БЕЗ НАСИЛИЯ
- МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ
- МНОГОЛИКИЙ МИР
- ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
- ВАНДАЛИЗМ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Диагностическая деятельность специалистов психолого-педагогической службы в контексте профилактики деструктивного поведения учащихся
Название теста , авторы
Направленность теста
Опросник "Склонность к отклоняющемуся поведению"
(СОП), Орел А.Н. [2, с.8-24]
Склонность к отклоняющемуся поведению
Возраст испытуемых
Тест "Склонность к девиантному поведению" (СДП) Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск [2, с. 31-36]
Склонность к девиантному поведению
Кол-во вопросов
От 14 лет
Муж. - 98 Жен.- 108
От 12 до 18 лет
75 вопросов
Название теста, авторы
Направленность теста
Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для обучающихся ОО (ДАП-П ), СПб., ВМедА, кафедра психиатрии [2,с. 25-29]
Возраст испытуемых
Склонность к различным формам девиантного поведения
Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) (Приложение 1)
Кол-во вопросов
14-17 лет
Пять шкал: отношение в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера.
48 вопросов
Обучающиеся от 12 лет
74 вопросов
Название теста, авторы
Направленность теста
Опросник А.Басса и М.Перри.Адаптация С.Н.Ениколо́пова, Н.П. Цибульского [2,с.54-59]
Диагностика агрессивных и враждебных реакций человека
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса, А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) [1,с. 54]
Возраст испытуемых
Исследование уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии.
Кол-во вопросов
От 14 лет
29 утверждений
От 14 лет и старше
75 вопросов
Название теста , авторы
Направленность теста
Анкета для педагогов «Критерии агрессивности ребенка» (авторы – Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) [1, с. 38]
Возраст испытуемых
Выявление агрессивности у детей
Тест правового и гражданского сознания, Ясюкова Л.А. [2, с.64-68]
Кол-во вопросов
Дошкольники, дети школьного возраста
Выявить уровень развития правового сознания подростка и его отдельных сфер
20 вопросов
От 14 лет и старше
13 вопросов
Название теста , авторы
Методика Диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия», Дж. Морено) Приложение 5
Направленность теста
Возраст испытуемых
Изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Мониторинг деструктивных проявлений обучающихся Приложение 3
Учащиеся с 5 по 11 класс
Кол-во вопросов
Для выявления признаков деструктивного поведения
2 вопроса
Обучающиеся 7-11 классов
15 маркеров
Мониторинг деструктивных проявлений обучающихся ( Приложение 3 )
- Наличие экстремисткой символики во внешнем виде
- Агрессия по отношению к сверстникам
- Наличие асоциальных рисунков в тетрадях
- Замкнутость
- Является объектом насмешек, «шуток» (буллинга)
- Депрессивность, угнетенность
- Демонстрация положительного отношения к нацизму, Гитлеру
- Конфликтные отношения с родителями, в семье
- Резкое изменение поведения, внешнего вида
- Появление пропусков уроков без уважительной причины
- Высказывание (демонстрация) суицидальных намерений
- Подписка на опасные группы в соц. сетях
Название теста , авторы
Направленность теста
2 ЭТАП
Карта наблюдений (Д. Стотт) [1] (стр. 39-49)
Возраст испытуемых
Для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы , для изучения эмоциональной и поведенческой сфер.
Кол-во вопросов
Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков , Личко [2, с. 146-162]
2 варианта: для дошкольников, для детей школьного возраста
Определение акцентуаций характера
198 форм поведения, исследуется 16 синдромов
10-11 классы (от 14 лет)
143 вопроса
Карта наблюдения Д. Стотта
- Раздел 1: Недостаток доверия к новым людям, вещам и ситуациям. Сензитивность. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий.
- Раздел 2: Проявление апатии, пониженного настроения, спады энергетичности, дефицит ресурсов.
- Раздел 3: «Уход в себя». Защитная установка к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
- Раздел 4: Беспокойство и неуверенность относительно наличия любви и интереса к нему со стороны взрослых. Выражает стремление, попытки к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми.
- Раздел 5: Проявление различных форм неприятия взрослых от избегания, подозрительности, до враждебности.
- Раздел 6: Беспокойство и неуверенность в том, любят ли и интересуются ли им другие дети.
- Раздел 7: Недостаток социальной нормативности. Это не антисоциальное поведение, а стремление уклониться от житейских норм поведения.
- Раздел 8: Стремление установить или сохранить хорошие отношения, но ошибочными, неудачными способами, что может служить сигналом перехода от любви к ненависти (чередование хороших и плохих отношений).
- Раздел 9: Качество неусидчивости, неугомонности. Неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания.
- Раздел 10: Качество эмоционального напряжения. В условиях школы ведет к перенапряжению и стрессам. Проявляется в инфантильности речи и поведения, тревожности.
- Раздел 11: Группа невротических симптомов, преимущественно навязчивых состояний.
- Раздел 12: Признаки качества, что ребенок растет в неблагоприятной среде.
- Раздел 13: Качество «умственное развитие» – констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производимого снижением умственного развития.
- Раздел 14: Фиксирует общую оценку учителя о темпах и направленности сексуального развития.
- Раздел 15: Содержит внешние признаки, по которым можно предположить наличие заболевания.
- Раздел 16: Группа признаков, характеризующих физическую неполноценность.
Название теста , авторы
Шкала безнадежности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974) (условно рекомендуемая) Приложение 9
Направленность теста
Возраст испытуемых
Определение степени переживания безнадежности
Шкала враждебности Кука – Медлей Приложение 8, с.12-14
Дети с отклонениями в поведении; подростки с ненормативными кризисами взросления
Кол-во вопросов
Краткий опросник, предназначенный для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению.
20 утверждений
27 утверждений
Название теста , авторы
WHO5 Well Being Index (1998) Индекс хорошего самочувствия
Направленность теста
Текущее психическое благополучие на основе самооценки
Тест школьной тревожности Филлипса (Приложение 4, с.8-15)
(основная) Приложение 10
Возраст испытуемых
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
Кол-во вопросов
Дети от 12 лет с отклонениями в поведении; подростки с ненормативными кризисами взросления
Индивидуально-типологический детский опросник , Собчик Л.Н., [2 , с. 37-54 ]
5 вопросов
Основная (3-8 классы, 9-14 лет)
Изучение индивидуально-типологических особенностей
58 вопросов
От 9 до 15 лет, взрослый вариант от 15 лет
61 вопрос
91 вопрос
Название теста , авторы
Метод диагностики межличностных отношений модификация теста Лири , Собчик Л.Н. [2, с. 188]
Направленность теста
Возраст испытуемых
Индивидуальный стиль межличностных отношений
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Е. П. Ильин, П. А. Ковалев [2, с. 59-64 ]
От 14 лет
Методика определения уровня депрессии (автор В.А. Жмуров) Приложение 7
Кол-во вопросов
Склонность субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам
128 вопросов
От 14 лет
Выявить депрессивное состояние (главным образом тоскливую или меланхолическую депрессию) и дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.
От 14 лет и старше
80 утверждений
44 вопроса
Название теста , авторы
Методика измерения степени агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) [1, стр. 58]
Направленность теста
Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.
Возраст испытуемых
Предназначена для определения степени выраженности факторов риска суицида у подростков.
Приложение 6, с. 7-9
От 14 лет и старше
Кол-во вопросов
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
40 вопросов
От 14 лет и старше
Приложение 6, с.4-6
Экспресс-диагностика суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства
28 вопросов
Обучающиеся 8-11 классов
29 утверждений
Диагностика суицидального риска ( Приложение 6 )
- 1.Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)
- 2.Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
- 3.Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
- 4. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)
- 5. Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)
- 6. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)
- 7.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
- 8.«Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной
- 9.Диагностика суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)
- 10.Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Алгоритм действий (ПРИМЕРНЫЙ)