СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского педагогического проекта «Влияние занятий дзюдо на развитие личности обучающихся»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского педагогического проекта «Влияние занятий дзюдо на развитие личности обучающихся»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского педагогического проекта «Влияние занятий дзюдо на развитие личности обучающихся»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»


Улюкин Сергей Николаевич,

тренер-преподаватель



Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского педагогического проекта «Влияние занятий дзюдо на развитие личности обучающихся»


Рассматривается проблема влияния занятий дзюдо на развитие характера и личности дзюдоистов. Предложены методические рекомендации, позволяющие сформировать индивидуальность в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, склонностях и других особенностях личности дзюдоиста.

Ключевые слова: дзюдо, дзюдоисты, личность, развитие, характер методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ

На территории Российской Федерации осуществляется подготовка спортивного резерва по 155 видам спорта. Одним из ведущих видов спорта в стране является дзюдо. По данным общероссийской общественной организации «Федерация дзюдо России» (ФДР) в России на сегодняшний день дзюдо занимаются от 200 000 до 500 000 человек.

С каждым годом интерес к боевым искусствам растет, привлекая все больше людей разных возрастов. В связи с большой популярностью данного вида спорта исследования, направленные на выявление характера влияния занятий дзюдо на развитие характера и личности дзюдоистов, являются актуальными и социально значимыми [2].


РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования — определить степень влияния занятий дзюдо на формирование характера и личности дзюдоистов.

Для решения сформулированной цели исследования использовались метод психологического моделирования и метод экспертного опроса— анкетирование. Также учитывались мнения ученых о данной проблеме.

В ходе исследования был принят психологический метод, который выявил, что учебная-подготовительная деятельность различного возраста дзюдоистов направлена на достижение и проявление высокой работоспособности

— состояние тренированности. Такое состояние характеризуют следующие психологические признаки:

— протекание психических процессов (быстрое реагирование на действия соперника и перестраивание собственных действий с учетом изменения ситуации, точное восприятие, ориентировка в пространстве и времени, быстрое принятие решений);

— концентрация внимания, большая возможность распределять и сосредоточивать внимание; повышение динамики внимания — более быстрое переключение с одного технического действия на другое;

— способность дзюдоистов к высокому самоконтролю и управлению своими действиями;

— уверенность в своих силах и высокая эмоциональность;

— воля к победе и целеустремленность, что проявляется в максимальном волевом усилии в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

— проявление специальных чувств: чувство темпа, чувство захвата, чувство дистанции. Для реализации потенциальных возможностей в соревнованиях дзюдоистам необходимо соблюдать ряд требований, которые и формируют в процессе характер и личность дзюдоистов.

Результативность — характеризуется эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью.

Эффективность — соблюдение техники, решение задач противоборства и достижение конечных результатов, имеет взаимосвязь с другими видами подготовленности дзюдоистов.

Стабильность — определяется устойчивостью техники (единообразное выполнение действий при противодействии соперника, нарастании утомления и др.).

Вариативность — предполагает внесение изменений в детали действия, а при необходимости и в общую структуру, применительно к условиям его выполнения (приспособление к конкретному сопернику, дефицит времени, постоянное изменение ситуации и др.).

Экономичность — рациональное использование усилий и энергии дзюдоистами при выполнении технических действий за минимальное время.

В зависимости от правильности выполнения данных требований происходит воспитание и формирование личности и характера дзюдоиста. Также значимую роль играет специальная психическая подготовка к соревнованиям, которая направлена на формирование готовности дзюдоиста к эффективной соревновательной деятельности. Очень важно, чтобы планируемый дзюдоисту результат в данных соревнованиях соответствовал его подготовленности, иначе повысится значимость соревнований и усилится эмоциональная возбудимость.

Занятия дзюдо требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно-тренировочном процессе. Воля проявляется не только в противоборстве, еще больше она нужна в соблюдении режима занятий (регулярное посещение), стремлении преодолеть трудности (если в тренировке не получается выполнение технического действия) или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивной школах и других ситуациях.

Существуют волевые качества, преимущественно проявляемые в занятиях дзюдо, это целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Многие тренеры-преподаватели недостаточно осознают воспитательное воздействие занятий дзюдо. Они культивируют агрессивность, обучая детей восточным единоборствам, учат владению телом, но упускают из виду философские аспекты, связанные с умением управлять своим духом и эмоциями (Л. А. Семенов, 2005). Это не соответствует духу дзюдо и философии, сформированной Д. Кано.

Тренеру-преподавателю необходимо учитывать все аспекты при тренировке юных дзюдоистов. Важно изначально в ходе занятий воздействовать на формирование положительных личностных качеств и переформирование негативных, что позволит воспитывать не только физически, но и духовно развитую личность. Только тогда дзюдоист сможет добиться благотворного влияния занятий дзюдо как на физическую, так и на духовную подготовку.

Российские и зарубежные ученые неоднократно доказали и описали положительные стороны влияния занятий физической культурой и спортом на организм и психику занимающихся. Доказано, что занятия дзюдо могут развить в ребенке способность к взаимодействию с партнером и умение концентрироваться для достижения определенной цели. Дзюдо оказывает влияние на ребенка не только в пределах спортивного зала, но и на все аспекты его жизни. Психологи из университета Бар-Илана Анна Харвуд и Юрий Рассовский считают, что дзюдо не только благоприятно влияет на формирование характера, но и снижает агрессию у дзюдоистов всех возрастов. Повторяющиеся движения, уважение к сопернику и групповое взаимодействие — ключевые принципы дзюдо и других боевых искусств — значительно снижают риск агрессивного поведения и улучшают когнитивные способности.

Во время спортивных тренировок огромное значение имеет не только физическое, но и педагогическое развитие, оно должно обеспечивать деятельный подход в улучшении понимания собственной рефлексии культуры мышления. (Клименко А.А., 2013) Важно обеспечить новыми компонентами спортсмена не столько для развития техники, сколько подготовку к её применению. Чтобы сформировать физически культурную личность занимающегося должно учитывать факторы психофизической организации и духовно-телесное единство.

Во время соревнования спортсмены подвержены огромному стрессу, он вызывает такие чувства и эмоции, как страх-боязнь не оправдать ожиданий, волнение, которое может сказаться на физическом состоянии в виде болей в животе, тремора и много других реакций организма. В ходе тренировок дзюдоист должен научиться преодолевать свое эмоциональное состояние, контролировать его и ситуацию, иметь волю и воспитание, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств вовремя реагировать. Проявление личности и характера отражается на технике дзюдо, иногда тело говорит гораздо лучше языка ̶ точность и скорость телодвижений, реакция на действия оппонента, контроль силы.

В ходе экспертного опроса респондентам было предложено оценить влияние занятий дзюдо на развитие характера и личности дзюдоиста. Результаты опроса следующие:

  1. 93% респондентов сказали, что данный вид спорта действительно благотворно влияет на развитие характера человека, тем самым вырабатывая дисциплину.

  2. 7% респондента сказали, что данный вид спорта никак не влияет на развитие характера человека.

Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, следует отметить, что представленная проблема является актуальной. В ходе исследования удалось отметить, что занятия дзюдо действительно влияют на развитие и формирование параметров, к которым относятся характерологические особенности личности спортсменов, их способности и другие психические свойства. Развитие характера и личности дзюдоиста является практической деятельностью спортивных руководителей. Хотелось бы, чтобы результаты проведенных в данной работе исследований тоже учитывались и им придавалось нужное значение, ведь формирование характера у подростка - это важно, от этого зависит успех каждого из них в частности, а, в свою очередь, каждый из них формирует общий успех целых поколений