Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Аникина Лариса Александровна,
воспитатель
Выступление на конференции «Применение информационных технологий в летнем лагере»
Возможность выявления логической последовательности теорий, методов, сфер деятельности внешкольных образований позволяет развиваться современным тенденциям в учреждениях социокультурной сферы. Свободное время подрастающего поколения выступает как фактор культивирования внутреннего мира и способностей ребенка в рамках «образовательных технологий». Следует отметить, что подобная позиция характерна для большинства летних оздоровительных центров.
Важным обстоятельством, обеспечивающим воспитательный успех деятельности лагеря, выступают следующие формы работы:
• активизация коммуникативных процессов в рамках рекреационных программ;
• освоение культурно-исторических традиций средствами аудио-визуальных и светотехнических технологий;
• вариативные приемы театрализации тематических смен.
Подобные технологии не только образовывают, но и оказывают влияние на формирование мировоззренческих позиций каждого подростка.
Система летнего отдыха представляет довольно разветвленную структуру деятельности, нацеленную на полноценное развитие подрастающего поколения с учетом следующих этапов воспитательного процесса:
• технология общения;
• работа в группе (микрогруппе, макрогруппе);
• технология ролевой игры;
• разрешение конфликта;
• создание психологического климата.
При этом главной единицей образовательного процесса выступает актуализация гуманитарных и лидерских возможностей подростка, направленных на его социальное, интеллектуальное, физическое психологическое, досуговое, творческое благополучие.
Одним из направлений эффективного применения информационных технологий в образовании является интегрированное творческое образование детей во время летнего отдыха. Ключевым понятием подобных программ выступает «кафедра» (базовый элемент образовательной инфраструктуры) - место, где в увлекательном проектном стиле группа детей совместно с руководителем осуществляют какую-либо продуктивную творческую смену; проектное образование в лагере, включая совместную деятельность детей и взрослых, предлагает детям выполнить за короткую смену (две-три недели) один-два проекта по тематике кафедры. Например, работа в интернете предполагает - общение с виртуальным миром, дизайн в Интернете, компьютерная графика и анимация, пресс-центр, архитектура и дизайн. В ходе работы над проектами ребята меняются ролями: так, если проект является созданием собственной странички в Интернете, то один ребенок может взять на себя функцию дизайнера, другой - фотографа, третий - редактора текста и т.д. Таким образом, выбирая поле для индивидуального развития, подросток получает возможность проявить себя в описании футбольного матча (с текстом, схемами, рисунком), изготовить куклы из растений по компьютерным эскизам, спроектировать логотип и эмблему лагеря, создать психологический «портрет» модели «День рождения», сделать проект «экологическая башня» из мусора (пластиковых бутылок, другого материала).
Общая цель программы информационных технологий в лагере - это разностороннее образование ребенка при благоприятных условиях для его физического и психического развития. Пребывание ребенка здесь выступает как естественное продолжение учебного года, но только в других условиях с несколько иными задачами. Интеграцию подобных проектов можно определить как «пятая четверть» или третий семестр, в течение которого происходит творческая научная практика подростка.
Раскрывая принципы проектирования программ интернет-образования, следует выделить несколько уровней:
• философское осмысление необходимости программ;
• содержательное (сюжетно-содержательное) насыщение;
• организационно-бытовое (не вступающее в противоречие с другими).
Акцентируя внимание на уникальности воспитания и обучения перспектив досуговых программ летнего отдыха детей и подростков следует учесть тот факт, что именно они представляют более широкие, чем школьные программы, возможности в овладении опытом реального переустройства мира к лучшему. Тем самым определяется концептуальная идея разрабатываемых проектов: нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодежи в духе культуры мира, в рамках программы «На службе мира и Отечества».
Таким образом, современные образовательные технологии способствуют выявлению основных позиций, рассматривающих работу летнего лагеря на высоком уровне. Каждый из структурообразующих элементов всей системы дополнительного образования в состоянии претендовать на самостоятельную роль, что позволяет решить ряд задач:
• самостоятельное взросление ребенка за стенами школы (самоопределение, саморазвитие, самообразование);
• создание реальных условий, гораздо более широких и разносторонних в сравнении с традиционно ориентированными;
• каникулы как альтернативное пространство образования;
• проектирование сферы отдыха детей и подростков не противоречащие устоявшимся нормам;
• взаимодействие четырех блоков, как «отдыха в поле индивидуального саморазвития»;
• ориентирование на каникулы, как на сферу практического опыта;
• реализация основных форм лагерной жизни посредством концептуальных замыслов и принципов каникулярного пространства.
Прогресс современных тенденций оздоровительного отдыха детей и подростков не мыслим без тесного взаимодействия теории и практики. При этом диалектически не отмирают устаревшие технологии, а преобразуются в новые путем наполнения их иным содержанием. Причем объектом внимания являются образование и воспитание подрастающего поколения в рамках летнего оздоровительного отдыха.
Ученые-практики отрабатывают технологию исследований, отдавая предпочтение изучению педагогического опыта западных стран и прогрессирующим образованиям в области досуга детей и подростков. Особое значение придается терминологическим разночтениям, расхождениям в понимании психолого-педагогических дисциплин, конструированию практических моделей, сопоставлению различий. При всей специфичности различных современных тенденций в них отражены актуальные и глобальные подходы к управлению, содержанию, формам и методам обозначенной проблемы.
Список рекомендуемой литературы
1 Гусев Б. Б. Всероссийский Детский Центр «Орленок» как педагогический феномен второй половины XX века: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д., 1999. 213 с.
2 Никитин И. Н. Продуктивность социально-психологической компетентности организатора детского движения- М., 1992.
3 Пономарев Я, А, Психология творчества и педагогика.-М, 1976.
4. Новые ценности образования: философия и педагогика каникул.- М.: Инноватор, 1998. Вып. 8. - 180 с.
5. Москва на пути к культуре мира.- М.: Центр «Этносфера», 200с.